Малая Еврейская Антология
Перевод Фримы Гурфинкель
К оглавлению

КНИГА НАСТАВЛЕНИЯ

16. НЕ ЛОМАТЬ КОСТЬ ОТ ЖЕРТВЫ ПЕСАХ
238. НЕ ПИТАТЬ НЕНАВИСТИ К БРАТЬЯМ
241. НЕ МСТИТЬ
242. НЕ ПОМНИТЬ ЗЛА
431. ЛЮБИТЬ ИНОЗЕМЦЕВ-ПРОЗЕЛИТОВ
433. СЛУЖИТЬ ГОСПОДУ ПРИ ПОСРЕДСТВЕ МОЛИТВЫ ЕЖЕДНЕВНО
606. ПРОВОЗГЛАШАТЬ НАД ПЕРВЫМИ ПЛОДАМИ
338. НЕ ОБИЖАТЬ НИКОГО ИЗ СЫНОВ ИСРАЭЛЯ СЛОВОМ

"Книга наставления" - это одна из лучших и наиболее популярных книг, разъясняющих 613 заповедей Торы. Она отличается доступностью изложения и проникнута великой скромностью автора в его попытке приоткрыть то, что стоит за каждой из заповедей, и сознанием невозможности передать необъятную совокупность значений.

Книга написана в середине 13-го века. В предисловии автор называет себя иудеем из дома Леви в Барселоне, не желая, по всей вероятности, открыто назвать свое имя. В первом печатном издании (Венеция, 1523 г.) указано имя - раби Аhарон.

Со слов самого автора известно, что книга была написана им для сына-отрока и его товарищей, чтоб пробудить мысль и обратить внимание на главное, ибо отрокам трудно исполнять предписание, не сознавая его смысла. Рассматривая служение левитов в Храме, он поясняет: "Я изложил тебе это, сын мой, несколько подробнее, ведь вскоре возведен будет священный Храм, и тебе это понадобится".

Название книги указывает на главный принцип воспитания с детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей: "Наставляй отрока сообразно с его путем, даже состарившись не отступит он от того" (Притчи 22, 6). Хотя книга прежде всего предназначена юношеству, она, несомненно, полезна и человеку постарше, сведущему в Учении.

Талантливый педагог, автор лишь приоткрывает завесу для своего читателя-ученика, надеясь, что, углубившись в учение, тот придет к пониманию сложных вещей, испытывая при этом душевный подъем. Подробно рассматриваются те положения, которые формируют общий принципиальный подход к письменной и устной Торе.

Статья, посвященная каждой заповеди, делится на четыре основные части. Первая определяет заповедь, место в Торе, где она изложена, и содержит толкования мудрецов. Вторая часть разъясняет, в чем заповедь коренится, т.е. в чем ее смысл. Третья часть конкретизирует предписания, а четвертая указывает, когда и кем заповедь исполняется и в чем состоит наказание за ее нарушение. Таким образом читатель получает общее представление о заповеди, как мы убедимся на нескольких приведенных ниже примерах.

16. НЕ ЛОМАТЬ КОСТЬ ОТ ЖЕРТВЫ ПЕСАХ

Не ломать кость из костей пасхальной жертвы, как сказано: "и кость от него не преломите" (Имена 12, 46).

Эта заповедь коренится в том, чтобы помнить чудеса Мицраима, как мы писали применительно к другим (заповедям). Также и это является стволом от упомянутого корня. Ведь царских сынов и земли советников недостойно таскать кости и ломать их, как псы. Лишь для голодающих нищих допустимо так поступать. И потому, когда мы становимся сокровищем драгоценным из всех народов, царством священнослужителей и народом святым, ежегодно в эту пору нам надлежит своими действиями обнаруживать великое достоинство, которое мы обрели тогда. И благодаря действию символическому, которое мы совершаем, такое утвердится в наших душах навечно.

И не пытайся, сын мой, возражать мне, говоря: "Почему Превечный повелевает нам совершать все эти (действия) в память о том чуде? Ведь и одного напоминания достаточно, чтобы мысленно представить себе это, и не забудется потомками нашими!" Знай, что неразумно твое возражение, но по молодости лет говоришь ты так. И ныне, сын мой, если понятлив ты, выслушай, преклони ухо твое и внемли! Я стану учить тебя тому, что важно (знать) применительно к Торе и к заповедям.

Знай, что человек испытывает на себе воздействие своих собственных поступков, и сердце его и все помыслы его неизменно устремляются вслед за его делами, которыми он занимается, будь они хороши или плохи. И даже человек, в полной мере преступный в сердце своем, а все помыслы сердца его худы весь день, если пробудится дух его и он, прилагая к тому все силы свои, будет непрестанно заниматься Торой и заповедями, хотя бы и не во имя Небес (а ради некой иной цели), - тотчас он станет клониться к добру, и то, что вначале преследовало постороннюю цель, (со временем) совершаться будет во имя (Небес). И благодаря поступкам своим он сумеет умертвить свое дурное побуждение, потому что вслед за действиями устремляются сердца. И (наоборот), человек праведный совершенно, чье сердце прямо и цельно, и жаждет он Торы и заповедей, если все же такой будет непрестанно заниматься делами предосудительными, к примеру сказать, царь против воли его приставил к дурному ремеслу, - воистину, если будет он непрестанно и ежедневно занят тем ремеслом, то рано или поздно отвратится от праведности сердца своего и станет законченным преступником. Ибо общеизвестна та истина, что всякий человек испытывает на себе воздействие своих поступков, как мы уже объясняли.

А благословенной памяти мудрецы говорили: "Святой, благословен Он, желал дать Исраэлю обрести чистоту, поэтому Он щедро наделил их Учением и заповедями" - чтоб занять ими все наши помыслы, чтобы мы исключительно ими занимались, и за то благотворить нам в грядущем. Ведь под воздействием добрых поступков мы становимся добрыми и удостаиваемся жизни вечной. И косвенное указание на это содержится в высказывании мудрецов (Менахот 43б): "Всякий, у кого есть мезуза при входе и цицит на его облачении и тефилин на его главе, огражден от греха". Ведь это заповеди постоянные, и на человека их воздействие постоянно.

И потому внимательно присмотрись к своему ремеслу и занятию, ибо они увлекут тебя за собою, ты же их за собой не увлечешь. И пусть твое побуждение не заверяет тебя, говоря: "Поскольку сердце мое цельно и безупречно верит в Б-га, что дурного в том, если время от времени я позволю себе удовольствия людские: сидеть на площадях и на улицах, насмехаться вместе с насмешниками и острословить, и тому подобные дела, за которые не приносят жертву повинную или очистительную (т.е. преступлением такое не считается). Ведь и у меня сердце как у них (т.е. живу я своим умом), а к тому же они мизинца моего не стоят. Почему же они увлекут меня за собой?" Нет, сын мой! Берегись их, как бы тебе не попасть к ним в сети. Многим уже пришлось испить горькую чашу, ты же душу твою спаси!

И отныне, когда тебе уже известно это, не удивит тебя большое количество заповедей, связанных с памятованием чудес египетских, что является великим столпом нашего Учения, ведь занимаясь ими настойчиво, мы будем испытывать на себе их воздействие, как мы уже говорили...

238. НЕ ПИТАТЬ НЕНАВИСТИ К БРАТЬЯМ

Не питать в сердце ненависти к кому-либо из (сынов) Исраэля, как сказано: "не возненавидь брата твоего в сердце твоем" (И воззвал 19, 17). И Сифра гласит: в виду имеется не что иное, как ненависть в сердце. И также в трактате Арахин (16б) сказано: "Писание говорит о ненависти в сердце. А если обнаружит свою ненависть к кому-либо, и тот узнает, что он его ненавидит, - в таком случае не преступает он этот запрет, но преступает запрет "не мсти и не затаи злобы", и к тому же преступает он заповедь предписывающую "и люби ближнего твоего, как самого себя". И как бы то ни было, ненависть в сердце (затаенная) тяжче любой ненависти открытой, и от нее Тора предостерегает особо.

Эта заповедь коренится, как известно, в том, что ненависть в сердце (затаенная) причиняет великие бедствия среди людей, когда меч человеком заносится на брата своего и на ближнего своего. И она же является причиной всех предательств среди людей, и это есть свойство низменное и презренное в высшей степени в глазах всякого человека разумного.

Детали этой заповеди и многочисленные запреты, то, как наши мудрецы предостерегали нас не усваивать это свойство дурное, - все изложено в Талмуде в разных местах и также в Мидрашот.

(Заповедь эта) действительна повсеместно и во все времена применительно и к мужчинам, и к женщинам. И всякий, кто преступил ее и дал утвердиться в сердце своем ненависти к кому-либо из сынов Исраэля достойных, тот нарушил запрет. Наказанию телесному (по решению суда) за такое не подвергаются за отсутствием действия. Что же касается ненависти к преступным, в том нет запрета, и, напротив, предписано питать к ним ненависть после того, как многократно порицали их за грехи, но они раскаяться не желали, как сказано: "Ведь ненавистников Твоих, Господи, я ненавижу, и с теми, кто против Тебя восстает, вступаю в спор" (Псалмы 139,21).

241. НЕ МСТИТЬ

Не мстить, иначе говоря, чтобы мы воздерживались творить возмездие по отношению к сынам Исраэля. Например, некто из сынов Исраэля причинил зло или огорчение ближнему своему чем бы то ни было. А ведь у большинства людей в мире принято не оставить в покое того, кто причинил им зло, пока злом не отплатят ему за содеянное им зло или пока не причинят ему боль, как он причинил им. Именно от этого Превечный удерживает нас, говоря: "не мсти". А Сифра гласит: "Что является местью? Сказал ему: "Дай мне на время твой серп". Но тот не дал ему. На следующий день сказал (второй первому): "Дай мне на время твой топор". Сказал ему (первый): "Я не дам тебе, как ты не дал мне твой серп". Об этом сказано: "не мсти". И на основании этого примера делай вывод о подобном.

Эта заповедь коренится в том, чтобы человек знал и сознавал: что бы ни произошло с ним доброго или дурного, вызвано то Превечным, благословен Он. "И от руки человека, от руки того, кто брат ему" (В начале 9,5) - ничто не произойдет помимо воли Превечного. Поэтому, когда кто-либо огорчит или причинит ему боль, человек должен понять, что вызвано такое его (собственными) грехами и предопределено ему Превечным. И не станет он замышлять, как отомстить (обидчику), ведь не в нем причина беды, но (только собственный) грех причиной является. Подобно тому, как сказал Давид: "Оставьте его, пусть проклинает, ибо сказал ему Господь" (II Кн. Шемуэля 16,11) - приписал такое своему греху, а не Шим'и, сыну Геры. - И к тому же велика польза, приносимая этой заповедью, в прекращении споров и устранении ненависти из сердец человеческих. А когда мир царит меж людьми, Превечный содеет мир им.

Конкретные предписания этой заповеди кратки, большинство из них уже упомянуто нами, по всей вероятности.

(Заповедь эта) действительна повсеместно и во все времена применительно и к мужчинам, и к женщинам. Тот же, кто преступая ее вознамерился питать ненависть к ближнему своему, который зло ему причинил, до тех пор, пока не воздаст ему злом, - такой нарушил запрет, и зло его велико, являясь причиной многих проступков. Однако за (нарушение) этого запрета телесному наказанию (по решению суда) не подвергаются за отсутствием действия.

И ты должен усвоить следующее правило: запретительная заповедь, не связанная с действием, за нее телесному наказанию не подвергаются. Даже если человек совершил здесь какое-либо действие, он не подвергается телесному наказанию в связи с этим, поскольку преступить этот запрет можно без действия. И запомни это применительно ко всему, ибо все здесь ясно и нет надобности повторять в другом месте.

242. НЕ ПОМНИТЬ ЗЛА

Не помнить зла, иначе говоря, чтобы мы не позволяли себе таить зло в сердце нашем, если кто-либо из сынов Исраэля причинил нам зло. И даже если решим не воздавать ему (злом) за его дела, все же нам надлежит удержать себя и от хранения в памяти его греха как такового. К этому относится сказанное "не таи зла" (И воззвал 19,18). И Сифра гласит: "Что является злопамятством? Сказал ему: "Дай мне на время твой серп". А тот не дал ему. На следующий день сказал (второй первому): "Дай мне на время твой топор". Сказал ему: "Бери! Я не то, что ты! Это ты не дал мне свой серп". Поэтому сказано: "и не таи зла".

Смысл этой заповеди, как в предыдущей заповеди (запрета) мести.

431. ЛЮБИТЬ ИНОЗЕМЦЕВ-ПРОЗЕЛИТОВ

Нам заповедано любить иноземцев-прозелитов, иначе говоря, остерегаться, чтоб ничем их не огорчить и, напротив, делать им добро и являть им милость должным образом, насколько это в наших силах. А прозелитом является всякий человек из других народов, присоединившийся к нам, кто отказался от своего закона и принял на себя наш закон. И о таком сказано: "и любите иноземца, ибо иноземцами были вы" (Речи 10,19). И хотя заповедь "люби ближнего твоего" (И воззвал 19,18) распространяется на него вместе со всеми сынами Исраэля, потому что праведный прозелит относится к категории "ближнего твоего", - как бы то ни было Превечный дал нам дополнительно особую заповедь о любви к нему. И также, что касается запрета обманывать его. Хотя (это) входит в общее правило "не обижайте друг друга" (там же 25,17), Писание прибавляет нам особый запрет относительно него, говоря: "и иноземца не обидь" (Имена 22,20). А в Гемаре (Бава мециа 59б) сказано, что обижающий иноземца тем самым преступает заповедь "не обижайте друг друга" и заповедь "и иноземца не обидь", а к тому же не исполняет он заповедь "и люби ближнего твоего, как самого себя" и заповедь "и любите иноземца".

Эта заповедь коренится в том, что Превечный избрал народ Исраэля стать для Него народом святым и пожелал наделить его заслугами. И поэтому Он наставлял их и дал им заповеди о милости и сострадании и побуждал их увенчать себя всеми достоинствами желанными и драгоценными, чтоб милость обрести в глазах всякого, кто их видит, и тогда говорить будут: "Народ Господа они" (Йехезкель 36,20). И в полной мере благоугодно являть милость и благодеяние тому, кто покинул свой народ и все семейство своего отчего дома и пришел, чтобы пребывать ему под сенью другой нации из любви к ней и в силу того, что им избрана истина и ненавистна ему ложь. И когда мы удостоимся этих добрых свойств, снизойдет на нас благо Б-жье и пребудет над нами, и ничто не отвратит его от нас, ведь благо распространяется на благо (творящих), а противоположность его - на (творящих) зло.

К конкретным предписаниям этой заповеди относится сказанное нашими мудрецами (Бава мециа 58б): "Чтобы никто не говорил прозелиту: "Вспомни о своих прежних поступках". И также говорили они (Санhедрин 94а): "При прозелите до десятого поколения не отзовись презрительно об иноверце". И все это, чтоб никоим образом не огорчить его. И также (предписывается) по отношению к ним любовь чрезвычайно великая, что видно из высказывания, согласно которому Писание сравнивает любовь к ним с любовью к Вездесущему, ведь применительно к ним сказано: "и любите", и что касается любви к Вездесущему, сказано: "и люби", - как я писал в разделе "Правопорядки" относительно заповеди "не обижать иноземца даже словом". А другие детали (этой заповеди рассматриваются) в Мидрашот и в разных местах в Гемаре.

И действительна эта заповедь повсеместно и во все времена применительно к мужчинам и женщинам. Тот же, кто преступает ее и огорчает (прозелитов) или не прилагает старания для спасения их самих или их имущества, либо пренебрегает их достоинством из-за того, что они иноземцы и нет им помощи в народе, - такой не исполнил заповедь, и кара ему велика чрезвычайно, потому что во многих местах Тора предупреждает относительно них.

Эта столь важная заповедь учит нас также милосердию по отношению ко всякому человеку, пребывающему в городе, который не является ни его родиной, ни местом проживания семейства его отцов, чтобы мы не сторонились его, видя, что он одинок и лишен поддержки, как нередко бывает. Ведь Тора настойчиво повелевает нам милосердие проявлять ко всем, кто в поддержке нуждается. И благодаря таким свойствам (нам присущим) мы удостоимся милосердия Господа, и благословения Небес пребудут над главами нашими.

И Писание указывает на смысл повеления, говоря: "ибо иноземцами были вы на земле Мицраима" (Речи 10,19), т.е. напоминая, что и нас опалила та великая скорбь, которую испытывает всякий среди чужих людей на чужой земле. И вот, помня ту безмерную тревогу сердечную и помня, что такое нас уже миновало и Превечный по милости Своей вывел нас оттуда, мы исполнимся сострадания ко всякому, кто в таком положении находится.

433. СЛУЖИТЬ ГОСПОДУ ПРИ ПОСРЕДСТВЕ МОЛИТВЫ ЕЖЕДНЕВНО

Надлежит служить Господу благословенному, как сказано: "и Ему служи" (Речи 10,20). Заповедь эта повторяется многократно, как сказано: "и служите Господу, Б-гу вашему" (Имена 23,25), и сказано: "и Ему служи" (Речи 6,13), и сказано: "и служить Ему всем сердцем вашим" (там же 11,13). И РаМбаМ писал, что, хотя эта заповедь является всеобщей, т.е. включает всю Тору, потому что служение Господу объемлет все заповеди, в ней содержится также и частная сторона. Иначе говоря, Б-г повелевает нам молиться Ему. И так сказано в Сифре: "И служить Ему всем сердцем". - Что это за служение сердцем? Молитва". А в учении раби Элиэзера, сына раби Йосе Галилейского, сказано: "Где принцип молитвы среди заповедей? "Господа, Б-га твоего бойся и Ему служи" (Речи 6,13).

Эта заповедь коренится в том, о чем я говорил уже многократно: блага и благословения ниспосылаются людям сообразно с их поступками, добросердечием и чистотой их помыслов. Господин над всеми, их сотворивший, желает им блага, и Он направляет их и дает им добиться успеха в исполнении Его заповедей, чтобы при их посредстве им обрести заслугу. И к тому же Он известил их и открыл им путь к достижению всего ими желаемого им на благо: все, чего недостает, просить у Того, Чьи возможности беспредельны, и Он с небес отвечает всякому, кто взывает к Нему искренне. Он не только открыл это свойство, но также и заповедал воспользоваться им и всегда просить у Него все, в чем нуждаются и чего желает сердце.

Итак, помимо достижения желаемого нами, мы обретаем также заслугу, когда пробуждается наш дух и мысли наши сосредоточиваются на том, что Он есть Господин всеблагий, являющий нам благодеяния, и что Ему открыты все наши пути во всякую пору; во всякое мгновение Он слышит наш вопль, обращенный к Нему; "не дремлет и не спит Хранитель Исраэля" (Псалмы 121,4). И в сердце нашем крепнет вера в Его царствие и Его всемогущество, без тени сомнения, и в то, что не существует для Него ни препятствия, ни преграды, чего бы Он ни пожелал.

Однако в Торе не указано определенное время для исполнения заповеди (о молитве), и относительно этого существуют разногласия среди наших мудрецов. РаМбаМ в своем великом труде пишет, что заповедано молиться ежедневно. В то время как РаМбаН возражает ему и говорит, что Тора не заповедала нам молиться ежедневно или еженедельно и не назначает также времени для этого. Следовательно, молитва - со слов мудрецов... И согласно его точке зрения, заповедью является молиться и взывать пред Б-гом благословенным в пору бедствия. РаМбаМ в свою очередь также писал, что число молитв и словесное выражение молитвы в Торе не указаны, и определенное время дня для молитвы также в Торе не указано. Но как бы то ни было, Тора вменяет в обязанность молить Б-га во всякий день и воздавать благодарение пред Ним, ведь Ему принадлежит вся власть и возможность удовлетворить всякую просьбу. И поскольку в этом основа заповеди Торы, тому, кто оказался в опасном месте и не в состоянии сосредоточиться в молитве (Восемнадцать благословений), чтобы должным образом исполнить заповедь Торы, мудрецами предписано произнести: "Потребности Твоего народа, Исраэля, многочисленны, но разум их узок. Да будет воля на то пред Тобою, Господи, Б-же наш, чтобы дал Ты каждому, сколько нужно для существования, и всякому телу то, в чем нуждается. Благословен Ты, Господи, внемлющий молитве!", как находим в трактате Берахот (29б).

К конкретным предписаниям этой заповеди относится сказанное мудрецами (Берахот 31а), что в обязанность вменяется молиться три раза в день: утром и в межвечерье и вечером один раз. Эти три молитвы установлены ими в соответствии с жертвоприношениями, т.к. в Храме ежедневно совершали постоянное жертвоприношение утром и в межвечерье, а вечерняя молитва установлена в связи с тем, что части жертвы всесожжения межвечерней горели (на жертвеннике) на протяжении всей ночи. Однако вечерняя молитва установлена в связи с аспектом жертвоприношения, который не является непреложным, ведь если межвечерняя жертва сожжена была днем, то ночью ничего не сжигалось, и поэтому благословенной памяти мудрецы говорили также (Берахот 27б), что вечерняя молитва является доброхотной. Если у человека есть досуг и он расположен молиться - будет молиться, а если нет - не будет, при том виновным не становясь. Несмотря на это в настоящее время сыны Исраэля обычаем сделали повсюду совершать вечернюю молитву постоянно ежевечерне. А поскольку она принята в качестве обязательной, то каждый из сынов Исраэля обязан совершать эту молитву как бы то ни было. Кроме того благословенной памяти мудрецы установили четвертую молитву по субботам и праздникам, и она называется "Мусаф", дополнительной, и соответствует добавочному жертвоприношению, которое совершалось в пору существования Храма (по субботам и праздникам). И установили также пятую молитву исключительно для Дня искупления, ввиду великой святости этого дня и потому что он является днем прощения и искупления для всех. Эта молитва называется заключительной, "Неила". А словесное выражение молитв было установлено Эзрой и его судебной палатой. В будние дни постановили совершать молитву "Восемнадцать благословений", которая известна повсюду среди народа Исраэля, вместе с благословением "Ламалшиним", которое установил Шемуэль hа-Катан с согласия рабана Гамлиэля и его судебной палаты, как сказано в трактате Мегила (17б). Из них три (благословения) содержат хвалу Превечному, три других воздают благодарение в конце, а двенадцать (благословений центральных) содержат просьбу об удовлетворении потребностей всякого человека из сынов Исраэля. Благословенной памяти мудрецы расположили их в том порядке, в каком они и по сей день в устах всех сынов Исраэля...

606. ПРОВОЗГЛАШАТЬ НАД ПЕРВЫМИ ПЛОДАМИ

Нам заповедано, когда мы доставляем в Храм первые плоды, возглашать над ними стихи, которые содержатся в этом разделе ("Когда придешь"), а именно: от "арамеец (желал) погубить моего отца" до "вот я доставил начаток плодов земли, которую Ты дал мне, Господи" (Речи 26, 5-10). И относительно этого сказано: "и возгласишь ты и скажешь пред Господом, Б-гом твоим..." Эту заповедь наши благословенной памяти мудрецы называли провозглашением над первыми плодами. А заповедь о доставлении таковых изложена мною в разделе "Правопорядки" (заповедь 91),.. и она повторяется также и в этом разделе. Как известно, многие заповеди повторяются в Торе, и все (эти повторы) имеют смысл и чрезвычайно важны.

Эта заповедь коренится в том, что человек пробуждает свои мысли и представляет себе истину при помощи речи. И потому, когда Превечный явил ему благодеяния и благословил его и его землю, чтобы ей произвести плоды, которые он удостоился доставить в Дом Б-га нашего, - человеку надлежит пробудить свое сердце речами уст своих и осознать, что все получено им от Властелина мира, и повествовать о милостях Благословенного к нам и ко всему народу Исраэля в целом. Поэтому он начинает с истории нашего праотца Йаакова, которого Б-г высвободил из рук Лавана, и с порабощения нас египтянами, из чьих рук Благословенный вызволил нас. Вслед за восхвалением просит он пред Ним, чтобы благословение над ним пребывало неизменно. А поскольку душа его пробуждается от благословения Превечному и Его благу, она удостаивается благословения. И потому Благословенный заповедал нам такое, ибо Он милости желает.

К конкретным предписаниям этой заповеди относится сказанное нашими мудрецами, что заповедь о провозглашении не распространяется на всех доставляющих первые плоды в Храм. Имеются такие, что доставляют, но не провозглашают, например: женщина и гермафродит, потому что они не могут сказать: "земля, которую Ты дал мне", ибо земля была разделена только между мужчинами. И также опекуны не провозглашают, поскольку они доставляют первые плоды вместо других. Также раб и посланник не провозглашают, потому что и они не могут сказать: "которую Ты дал мне", ведь земля не им принадлежит. Исходя из этого нам надлежит сделать вывод относительно наших молитв и молений пред Господом. Нам вменяется проявлять чрезвычайную точность и осторожными быть с языком: все, что мы произносим пред Господом, должно отличаться точностью великой. Помни об этом, сын мой, и соблюдай. И еще говорили благословенной памяти мудрецы (трактат Бикурим 1,4), что прозелиты, хотя и не участвовали в разделе земли, доставляют (первые плоды) и провозглашают, потому что первоначально (земля) была дарована Авраhаму, а он называется отцом множества народов, иначе говоря, всякий прозелит считается его сыном... Остальные детали заповеди разъясняются в трактате Бикурим и в седьмом разделе трактата Сота.

Заповедь действительна в период существования Храма на земле Исраэля, как сказано: "Начаток первых плодов твоей земли доставь в Дом Господа, Б-га твоего" (Имена 23,19). И распространяется она на мужчин, но не на женщин, как мы говорили выше. А со слов мудрецов доставляли первые плоды в период существования Храма из городов (земли) Сихона и Ога и из Сирии. Тот же, кто преступил это (повеление) и, доставив первые плоды, не провозгласил над ними тотчас, - такой предписания не исполнил.

338. НЕ ОБИЖАТЬ НИКОГО
ИЗ СЫНОВ ИСРАЭЛЯ СЛОВОМ

Не обижать никого из сынов Исраэля словом, иначе говоря: не говорить ничего, что причинит ему боль и огорчение, но пользы не принесет. Разъясняя, мудрецы говорили (Бава мециа 58б): "Как это понимать следует? Тому, кто раскаялся, нельзя сказать: "Вспомни прежние твои дела". Тому, кто болезнями поражен, нельзя сказать, как говорили друзья Иову: "Разве страх твой опора тебе?.. Вспомни, кто без вины пропал..." (Иов 4, 6-7). При виде погонщиков ослов, которые ищут зерно, нельзя сказать им: "Идите к такому-то", зная, что у того нет (на продажу). И нельзя выяснять у торговца: "Сколько стоит эта вещь?", если покупать не собираются. И относительно такого сказано: "И не обижайте друг друга" (И воззвал 25, 17).

Корнем этой заповеди, как известно, является установление мира между людьми. И велик мир, благодаря которому благословение пребывает в мире, и тяжек раздор, навлекающий многочисленные проклятия и затруднения.

К конкретным предписаниям этой заповеди относятся многочисленные предостережения и предупреждения мудрецов никоим образом не причинять людям боли и не оскорблять их. Мудрецы придавали этому столь большое значение, что даже сказали: "Нельзя присматриваться к товару, не имея денег" (Бава мециа 58б). И нужно остерегаться, чтоб в речах не послышалось и намека на поругание людей, потому что Тора с особой строгостью относится к обиде словесной, которая тяжела чрезвычайно для сердца людского и многих тревожит больше, чем (ущерб) имущественный. И об этом мудрецы говорили: "Обида словесная хуже материальной, потому что относительно словесной обиды сказано: "и страшись Б-га твоего..." (Бава мециа 58б). На письме не перечислить подробно всего оскорбительного для людей, но каждый должен остерегаться по своему разумению, ибо Благословенный ведает все его шаги и все им подразумеваемое, ведь человек видит глазу открытое, а Он смотрит в сердце. И немало случаев изложили нам мудрецы в мидрашах наставления ради, главным образом в четвертой главе трактата Бава мециа.

Эта заповедь действительна повсеместно и во все времена применительно и к мужчинам, и к женщинам. И даже по отношению к детям, даже к собственным сыновьям и дочерям, нужно остерегаться, чтобы словом не причинить им боль сверх меры, за исключением случаев, когда это требуется для их исправления. Кто снисходителен и избегает огорчать их (словом), обретет жизнь, благословение и почет. Тот же, кто преступно словом причинил боль своему ближнему, как в названных мудрецами случаях с раскаявшимся, больным и т.п., такой преступил заповедь запретительную, за что, однако, телесному наказанию (по решению суда) не подвергаются из-за отсутствия действия. Но и без плети ременной столь многочисленны удары от руки Господина, заповедавшего это.

Однако, по всей вероятности, такое не означает, что, если кто-либо из сынов Исраэля стал преступно огорчать ближнего своими злыми речами, то слышащий такое отвечать не должен. Ведь человек не может уподобиться камню недвижимому, к тому же молчанием своим он как бы соглашается с поруганием. И, действительно, Тора не велит человеку уподобиться камню, молча внимать и бранящим его, и благословляющим. Однако она повелевает нам отдаляться от свойства (дурного), не вступать в ссоры и не бранить людей. Всего этого человеку надлежит избегать, ибо того, кто в ссоры не вступает, люди бранить не станут, за исключением круглых дураков, на которых внимания обращать не стоит. Если все же приходится отвечать на поругание, то человеку разумному надлежит отвечать выбирая слова и сдержанно, без гнева чрезмерного, "ибо гнев в лоне глупцов покоится" (Коhэлет 7, 9). При этом он должен себя оправдать перед слышавшими, как его поносили, и сложить бремя на обидчика. Таков путь лучших из людей. Дозволение отвечать глупцу выводим из того, что Тора дозволяет (в качестве самозащиты) убить грабителя в подкопе, опередив (того, кто намерен убить тебя) (Имена 22, 1). Вне всякого сомнения, человек не обязан терпеть ущерб от ближнего своего и вправе избавить себя от его руки, а также и от его уст, полных обмана и лжи, - везде, где это в его силах.

Однако существует группа людей, благочестивых настолько, что они не желают воспользоваться разрешением отвечать своим обидчикам, чтоб не позволить гневу овладеть ими и не дать увлечь себя чрезмерно. О таких мудрецы говорили: "Терпят обиды, но сами не обидят, слышат поругание, но не ответят, к ним относится стих: "и Его любящие - как восходящее солнце в его могуществе" (Судьи 5, 31) (Шабат 88б).