Малая Еврейская Антология
Перевод Фримы Гурфинкель
К оглавлению

РАБИ ЙОСЕФ АЛЬБО
(1380 - 1444)

КНИГА ПЕРВООСНОВ Часть IV Глава 13

Р. Йосеф Альбо, ученик раби Хасдая Крескаса, был последним еврейским религиозным философом в средневековой Испании. В 1413 - 1414 гг. он принимал участие в печально известном диспуте с христианами в Тортозе.

Р. Йосеф Альбо известен главным образом как автор "Книги первооснов", одной из первых еврейских книг, изданных типографским способом. Значительные изменения и сокращения были произведены в книге цензурой, которая видела в ней полемику с христианством.

Во время диспута в Тортозе и после него евреи Испании переживали тяжелый духовный кризис. Не выдержавшие невиданных прежде гонений заявляли о готовности принять христианство. Р. Йосеф Альбо приступает к работе над "Книгой первооснов", чтобы остановить гибельный процесс самоистребления и поддержать всех хранивших верность Торе и народу Исраэля. Главной целью книги является выяснение основных положений веры.

Учение р. Йосефа Альбо опирается на три первоосновы: существование Б-га, откровение и воздаяние, т.е. награда и наказание за поступки человека. Отсюда вытекают положения вторичные, которые автор называет корнями. Так, например, из первой фундаментальной основы вытекают понятия о единстве, о неприменимости к Б-гу материальных характеристик, о Его надвременности и безупречности. Из второй основы вытекает понятие всеведения Господа относительно всего сущего, понятие пророчества и роли посланца Б-жьего, пророка, который зрит будущее или возвещает законы и повеления. Из третьей основы вытекает понятие Провидения. От "корней" в свою очередь отходят "ветви", как например, творение из ничего, особая роль Моше как пророка, вечность Учения Моше, исполнение заповедей, восстание из мертвых, приход Машиаха.

Главными источниками для р. Йосефа Альбо были учения р. Хасдая Крескаса и р. Шим'она Дурана, РаМбаМа и р. Йеhуды hа-Леви. Он был знаком с арабской философией и с христианской философией Фомы Аквинского, на которого, как известно, оказал влияние РаМбаМ. Труд р. Йосефа Альбо отличается последовательностью изложения, умением привести в стройную систему теории философов-предшественников, учитывая при этом сложившуюся новую ситуацию. Благодаря своей актуальности и доступности стиля книга пользовалась популярностью и при жизни автора, и в последующих поколениях. Она неоднократно переиздавалась.

КНИГА ПЕРВООСНОВ
Часть IV

Глава 13
Что касается устранения жалобы
"праведный, которому плохо"

Порой люди знают, что страдания вызваны их собственными грехами, и все же вопят и жалуются на суды Господни. Такое можно сравнить с человеком, у которого зрение притупилось от чрезмерного совокупления, или с больным, который знает, что болезнь его вызвана дурным образом жизни, но он скорбит и жалуется на то, что болен. О подобном Шеломо говорил: "Глупость человека искажает путь его" (Притчи 19,3). Так братья Йосефа сказали: "Что это содеял Б-г нам" (В начале 42,28), хотя сами они говорили: "однако, виновны мы..." (там же 42,21). И, значит, незачем было спрашивать.

И также нередко человек грешит, пользуясь тем, что Господь многомилостив и долготерпелив по отношению к грешнику, давая ему возможность раскаяться. Согрешивший о своем грехе забывает, а когда Святой, благословен Он, наводит на него страдания за тот прежний грех, чтобы побудить его возвратиться к Господу, то (человек) возмущается. Забывая о своих грехах, он убежден, что раз он о них не помнит, то и Господь забыл. И вот он вопит и уверяет, что страданиям он подвергнут незаслуженно. И люди, этого не знающие или не помнящие своих прежних грехов, думают о Господе недостойным образом. Такое сравнимо со следующим: некто дал в долг ближнему своему тысячу зуз. Заимодавец был милостив к должнику и отодвинул срок погашения долга настолько, что должник о своем долге забыл. Когда заимодавец пришел взыскать с него долг, он стал отрекаться и возмущаться, утверждая, что его притесняют напрасно. И люди, о том долге не знающие, защищают должника, говоря, что если он действительно должен, почему (заимодавец) не требовал с него до сих пор! А должник, даже вспомнив о долге, возмущается, почему заимодавец не дает ему отсрочки, как прежде. И все это бессмыслица, ведь в противном случае Святой, благословен Он, никогда бы долга не взыскал. И о подобном раби Йеhошуа бен Леви говорил: "Кто скажет, что Святой, благословен Он, уступает (не карает за грех), да будут рассечены его внутренности! Он долготерпелив (и дает грешнику время раскаяться), а затем взыскивает с него" (Бава кама 50б). И о таком говорил пророк: "Вот записано предо Мною, не умолкну, пока не отплачу..." (Йешаяhу 65,6). Иначе говоря, не думайте, что раз вы забыли о своих грехах, то и Я забыл о них. Не так это. Вот они записаны предо Мною, и Я не умолчу, чтоб отплатить за грехи их содеявшим. И нет нам дела ни до забывчивых, ни до (названных) первыми, которые сами грешат, а потом возмущаются по глупости своей, как сказал Элифаз: "Ибо глупца убивает гнев..." (Иов 5,2).

И так многие неучи возмущаются и хулят Господа и вопят на суды Господни без разума и понимания, хотя у них имеется необходимое для жизни. И более того, они возмущаются отсутствием у них серебра и золота во множестве, чтоб наполнять чрево свое и пить вино полными чашами. И почему не наделены они силой могучей и крепким здоровьем, чтобы им есть и пить и совокупляться многократно, боли головной не зная. Предаваясь наслаждениям, как подобает свинье и ослу, они вопят: "Почему у такого-то серебра и золота больше, чем у меня?" РаМбаМ подробно отвечал на это в двенадцатой главе третьей части (своего труда). И очевидным является, что возмущение такого рода ничем не обосновано, и ответом на него, как правило, будет опровержение субъекта или предиката (т.е. предмета суждения или того, что его определяет). Иными словами: кого праведным считают, праведником не является. Кто бездумен и глуп или кто о своих грехах забывает, или кто занимается обжорством и пьянством, а разум его узок, так что никакое богатство его не насытит, - такой не заслуживает называться праведным. И не так, как видит человек, видит Господь, ведь человек видит глазам открытое, а Господь сердце зрит.

Таким же образом опровергнуть можно предикат. То, что принимают за зло, таковым не является, потому что порой человека постигает малое злоключение, чтобы спасти его от зла великого. Как говорили мудрецы относительно стиха "возблагодарю Тебя, Господи, что гневался на меня..." (Йешаяhу 12,1), что мы рассматривали выше в пятой главе. (Два человека отправились в путь по делам торговым. Одному в ногу вонзился шип, и стал он проклинать и браниться. Спустя некоторое время судно его затонуло в море, и стал он благодарить и восхвалять.) И к тому же относится сказанное Элиhу: "Он выручит бедного его бедностью" (Иов 36,15). И бывает нередко, что человек ропщет на зло незначительное, которое является причиной великого блага. И о подобном говорил пророк: "И Я страдания наводил, крепил могущество их, но обо Мне они думали злое" (hОшеа 7,15). И подводя итог, (скажем), что в таких и подобных тому случаях можно опровергнуть субъект или предикат.

Однако допустим, что праведник в действительности таковым является, а зло в действительности - зло. Праведника бедствия постигают в силу четырех причин, подобных четырем причинам, которые названы (в случае) "преступник, которому хорошо".

Первой причиной является природа в целом, природа бытия и гибели. К примеру сказать, ливень обрушивается на праведного и на преступного, если (первый) не является праведным в такой мере, что удостоится спасения от беды. Происходит это либо по причине всеобщих законов природы, когда праведный не достиг такой ступени совершенства, чтоб над законами природы одержать верх. Или, скажем, будучи слабого телосложения, он часто болеет. Либо он относится к народу низкому или городу, о котором вынесено предопределение, и при посредстве других бедствия постигают праведного, потому что предопределения всеобъемлющие, касающиеся определенного народа, распространяются на отдельных лиц не из-за них самих, но из-за их принадлежности к этому народу. И поэтому бедствия постигают их, заслуживают они того или нет, подобно тому, как Даниэль и его товарищи ушли в изгнание с царем Йеhояхином, а Ирмеяhу в изгнание с Цидкияhу в силу предопределения относительно Йерушалаима или относительно нации, хотя сами они изгнания не заслуживали.

Порою бедствия постигают праведного из-за всей нации, в наказание за то, что для него считается нарушением: если он не просил милосердия для своих современников. Как говорили наши мудрецы (Бава батра 51а): "Элимелех, Махлон и Кильон были великими в своем поколении, и каре они подверглись за то, что должны были просить милосердия для своих современников, но не просили". Праведному надлежит ходить путями Господними и существования мира желать так, как того Благословенный желает. Стих гласит: "Ибо не хочу Я смерти на смерть осужденного, - говорит Господь Б-г, - возвращайтесь и живите" (Йехезкель 18, 32). Когда же (праведный) не поступает так, он несет наказание.

Иногда же бедствия постигают праведника за народ в целом не в качестве наказания, но для того, чтоб народ искупить. Господь желает существования мира и знает, что праведный встретит страдания безропотно, не возмущаясь присущим Святому, благословен Он, поэтому Он наводит страдания на праведного в замену бедствия, предопределенного для всего народа, чтобы (его страдания) были для них искуплением. И к этому относится сказанное (Моэд катан 28а): "Смерть праведных искупает". И такое находим в Писании. Господь сказал Йехезкелю: "Ложись на левый твой бок и возложи вину дома Исраэля на него. То число дней, что будешь лежать на нем, понесешь их вину... И заверши эти (дни) и ложись на твой правый бок вторично, и будешь нести вину дома Йеhуды..." (Йехезкель 4, 4-6). И таким образом (следует понимать) все сказанное о сынах Исраэля в разделе "Вот преуспеет Мой раб" (Йешаяhу 52, 13-15)... Вот сказано (там же 53,4): "Воистину, наши недуги он нес и наши боли терпел, мы же считали его пораженным, побиваемым Б-гом и истязаемым". Иными словами: видя, как муки постигают праведных, думают, что такое происходит из-за них самих, и удивляются. Однако страдания их не за их грехи, а в искупление за весь мир или за весь народ или за весь город.

Во-вторых, иногда беды постигают праведного в силу провидения личного, ибо "человека нет праведного на земле, который делал бы доброе и не грешил". И, вероятно, он совершил проступки, сознавая это в начале или в конце, но не придал значения, чтоб возвратиться, либо не испытывал должного раскаяния. И Святой, благословен Он, желает удалить те проступки страданиями незначительными при жизни его, чтобы он был чист от всякого греха и удостоился жизни мира грядущего. Подобно тому, как Святой, благословен Он, плату преступному за его добрые дела дает в этом мире, чтоб осудить его на гибель вечную, так постигает праведного наказание за его малочисленные проступки, чтоб ему удостоиться вечного блаженства. Как говорили наши мудрецы (Таанит 11а): "При большинстве заслуг и меньшинстве преступлений с человека за его малочисленные легкие проступки взыскивают в этом мире, чтобы ему вознаграждение получить в мире грядущем".

А иногда страдания постигают праведного в силу провидения личного, чтобы уберечь его от греха, когда он вот-вот споткнется или расположен (к совершению греха). Как например, (в случае) "и потучнел Йешурун и стал лягаться" (Речи 32,15). И так говорили наши мудрецы (Хагига 9а): "Бедность к лицу Исраэлю, как красная узда белому коню", чтоб лягаться не стали от изобилия блага, как говорил пророк: "И серебро умножил Я для нее и золото, они содеяли для баала" (hОшеа 2,10).

В-третьих, бывает порой, что беды обрушиваются на праведного из-за преступного, так же как блага достаются преступному из-за праведного, как мы говорили. И такое в силу разных причин. Либо потому, что отцы были преступны и предопределено для них и для их потомства наказание, которое неизбежно распространяется на потомков, будь они преступны или праведны. Так, например, наказание распространяется на всех потомков Эли из-за греха их предков, и потому погиб Ахимелех и пал Нов, город священнослужителей. И наказание за грех Адама распространяется на всех его потомков, будь они праведны или преступны. Как говорили наши мудрецы (Бава батра 17а): "Четверо умерли по вине змея (Бин'ямин, сын Йаакова, и Амрам, отец Моше, и Ишай, отец Давида, и Кил'ав, сын Давида от Авигаиль)", т.е. они ничем не провинились, чтобы за это умереть, (и умерли они) только за давний грех, совершенный Адамом по совету змея.

И даже когда предопределение вынесено только отцам, наказание все же невольно переносится с отцов на детей, хотя они и праведны. Так, например, человек был богат, но за свой грех лишился достояния, и дети его по вине отца остались бедняками, хотя сами они праведны. Или, например, отцам за их грех предопределено изгнание, и они были изгнаны, и дети их после них остались в изгнании по вине своих отцов. И относительно такого сказано: "Отцы наши грешили, и нет их..." (Плач 5,7). Если бы не грехи отцов, дети не лишились бы достояния и изгнанию не подверглись, но оставались бы на своей земле или богаты были благодаря перешедшему к ним достоянию их отцов при условии, что сами они своими злодеяниями не заслужат изгнания со своей земли или разорения. И даже не поднимись они на ступень благодеяния, чтобы удостоиться возвращения на землю или обогащения изначально, если бы они оставались на земле, они изгнанию не подверглись бы, а если бы к ним перешло достояние их отцов, они его не лишились бы. Следовательно, от изгнания или бедности, постигших отцов за их грех, невольно страдают дети, и не потому, что сын несет вину отца, что противоречит закону Господнему, ведь Йехезкель уже разъяснил: "Душа согрешившая, та умрет. Сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына..." (18,20), за исключением тех (случаев, когда преступление) связано с хулением Имени и вовлечением в грех многих. Тогда наказание распространяется и на потомство, как было в случае с Эли.

И в-четвертых, порою беды постигают праведного на благо ему. И такое называется страданиями из любви и называется также испытанием. И имеются здесь три разновидности. Одной из них являются страдания, постигающие праведника совершенного, который служит Господу исключительно из любви. И вот из любви Господа к нему на него ниспосылаются муки, чтоб устранить какую бы то ни было нечистоту или скверну, привнесенную грехом в его душу. Потому что человек не может не совершить ни разу хотя бы малого проступка, за который даже жертва не приносится, или не проявить должного рвения при исполнении заповеди повелительной, чего и праведник совершенный не заметит, чтобы раскаяться. Подобное, хотя за такое жертва не приносится и наказание не полагается, как бы то ни было загрязняет душу и оскверняет ее, что в свою очередь умаляет ее ступень в мире грядущем. Даже такой проступок, не осознанный ни в начале, ни в конце и наказания не заслуживающий, нуждается в искуплении, как сказано в первой главе трактата Шевуот (5б), и из любви Господа к праведнику Он ниспосылает на него страдания, чтоб удалить нечистоту и скверну из души, чтобы ей беспрепятственно достичь ступени, подобающей ей в соответствии с ее добрыми делами. Такие страдания, хотя они и имеют целью устранение провин, поскольку их причина человеку не известна, называются испытанием и называются также страданиями из любви, по мнению РаМбаНа, который писал во "Вратах воздаяния", что не бывает страданий без вины, как говорил раби Ами: "Нет смерти без греха, и нет страданий без вины" (Шабат 55а). И хотя это высказывание отклоняется, РаМбаН полагает, что отклоняется только (первая его часть) "нет смерти без греха", но не (вторая) "нет страданий без вины". И поэтому он говорит, что никогда страдания не обрушатся на человека без вины. Однако в случае, нами описанном, они называются страданиями из любви, потому что они из любви Господа к человеку, чтобы скверна от какого-либо легкого греха, который незамеченным остался, не помешала бы душе достичь ступени, подобающей ей в соответствии с ее делами.

О второй разновидности страданий по причине четвертой... (раби Саадия) Гаон говорил, что иногда человека постигают страдания без какой бы то ни было вины, и они называются страданиями из любви, поскольку грехом не вызваны, и называются они испытанием. Порою Святой, благословен Он, наводит страдания на праведника, чтобы испытать, служит ли он Господу исключительно из любви, как написано: "Ибо испытывает Господь, Б-г ваш, вас, чтобы знать..." (Речи 13,4), или же он служит Ему из любви к вознаграждению и из страха перед наказанием. Не всякий, чьи помыслы благи и служит он Господу исключительно из любви в дни благополучия своего и преуспевания, сумеет крепиться и переносить заботы и тяготы во имя любви к Вездесущему и служить Господу в бедности и скорби, как (служил в пору) благополучия и спокойствия, и не возмутиться присущим Всевышнему, когда обрушится на него беда и лишения. И поэтому Святой, благословен Он, ниспосылает страдания на праведного, чтобы знать, согласуется ли деяние доброе с добрыми помыслами. Вот Иов был беспорочен и прям, и страшился он Б-га и устранялся от зла, и помыслы его и намерения добрыми были, однако на деле он не в состоянии был терпеть заботы и тяготы во имя любви к Вездесущему. И когда постигли его страдания, он возмутился присущим Святому, благословен Он, и тем самым подтвердились слова Сатана: "Разве даром страшится Иов Б-га? Ведь Ты укрыл его и его дом и все, что ему принадлежит" (Иов 1, 9-10). И оказалось, что он служил Господу из любви к вознаграждению и из страха перед наказанием, не из любви (к Нему) исключительно. И потому, когда Святой, благословен Он, наводит страдания этого вида на праведника, они называются страданиями из любви, чтобы при их посредстве выяснилась (истина) для тех, кто о праведниках преуспевающих говорит, что они не из любви служат. Теперь же все будут знать, что те праведники служат Господу в состоянии бедственном, как (служили) в состоянии благополучия.

В связи с этим наши мудрецы говорили (Берахот 17а): "Видя, что страдания обрушиваются на него, человек должен пересмотреть свои поступки, как сказано: "Сыщем пути наши..." (Плач 3,40). Если пересмотрел и нашел, совершит возвращение, как сказано: "и возвратимся". Если пересмотрел и не нашел, должен отнести такое к недостаточному занятию Учением, как сказано: "Счастлив муж, которого Ты подвергаешь мукам, Господи..." (Псалмы 94,12). Если отнес (к недостаточному занятию), но не нашел, известно, что это страдания из любви, как сказано: "ибо кого любит Господь, того порицает..." (Притчи 3,12). Если принял их с любовью, какова награда ему? Увидит потомство долгоденствующее, а кроме того его учение в сохранности у него будет, как сказано: "и желание Господа в руках у него преуспеет" (Йешаяhу 53,10). Мудрецы охватывают этим высказыванием все виды страданий, постигающие человека. Итак, если человек видит, что страдания постигают его, т.е. именно его, когда очевидно, что такое вызвано не всеобщей природой в силу первой причины..., тогда надлежит ему пересмотреть свои поступки, не вызваны ли (страдания) второй причиной, т.е. преступлениями осмысленными. Если пересмотрел и нашел, должен раскаяться и возвратиться к Господу, и Он умилосердится над ним. Если пересмотрел и не нашел, т.е. не нашел, что (страдания) вызваны второй причиной, должен отнести к недостаточному занятию Торой, т.е. к недостатку знания. Либо, не будучи сведущ в Торе и заповедях, он не распознает грех, чтобы остерегаться его, о чем сказано: "и не быть неучу благочестивым" (Авот 2). Либо он не в состоянии понять, почему его постигли страдания, хотя он и не грешил, когда речь идет о третьей причине, нами описанной. Если отнес (к недостаточному занятию Учением) и не нашел, известно, что это страдания из любви, как сказано: "Кого любит Господь, того порицает" (Притчи 3,12). Иначе говоря, если человек мудр и проницателен в полной мере, так что невозможно связать (страдания) ни со второй, ни с третьей причиной, т.е. с непониманием и неспособностью различить грех, тогда известно, что это страдания из любви, т.е. в соответствии с причиной четвертой. Либо в первом ее аспекте: из любви Господа (к праведному), чтобы удалить некий легкий грех, нуждающийся в искуплении, и освободить душу от нечистоты и скверны, давая ей возможность достичь достойной ее ступени. Так отец наказывает любимого сына не из мести, но чтобы освободить его от грязи на благо ему в полной мере, и к этому относится: "и как отец к сыну благоволит" (там же 3,12). Либо во втором аспекте (причины четвертой): чтобы испытать (праведного), готов ли он терпеть заботы и тяготы из любви к Вездесущему, не возмущаясь присущим Ему. Поэтому сказано: "Если принял страдания с любовью, какова награда ему?.." Ведь когда человек принимает страдания безропотно, награда ему умножается, потому что все познают благодаря ему, до каких пределов доходит любовь к Вездесущему, и станут служить Господу из любви исключительно.

А третий аспект страданий (по причине четвертой) называется страданиями из любви истинной, и это есть страдания, которые ниспосылаются на человека не ради устранения греха, потому что нет за ним больше никакой вины,.. и не ради его испытания, ибо он уже испытан. Однако из милости к нему и из любви Господь наводит на него страдания. И не только в том, что открыто и известно людям, но и в том, о чем люди не знают, как, например, "акеда" (наложение пут на Ицхака для жертвоприношения) на одной из гор, на таком месте, где нет свидетелей кроме Господа. И это с тем, чтобы умножить награду ему: дать награду за доброе дело, а не только за добрые помыслы.

А если пожелаешь спросить о втором аспекте: поскольку Господь знает, устоит (человек) в испытании или нет, - и также относительно третьего аспекта: поскольку Господь знает, что этот праведник служит Господу из любви совершенной всем сердцем своим и всею душою своей и всеми силами своими, как выяснилось уже в испытаниях предыдущих, - для чего нужны эти страдания? Ответ таков: не подобает, чтоб награда за мучения, заботы и тяготы из любви к Вездесущему была равной (награде) тому, кто не вынес их на деле. И о подобном сказано: "пусть не хвалится (мечом) препоясывающийся, как снимающий опоясание (после боя)" (I Кн. Царей 20,11), т.е. тому, кто еще не совершил ратного подвига, хотя он готов к нему и препоясался оружием, не подобает хвалиться, как тому, кто уже совершил ратный подвиг на деле, и вот он снимает с себя оружие. И потому неоднократно Святой, благословен Он, ниспосылает страдания на праведного, приучая его, чтобы доброе дело согласовалось с добрыми помыслами, и чтобы ему заслужить боЁльшую награду, потому что в процессе действия сердце его окрепнет в любви к Господу. Ведь благодаря действию душа приобретает свойство более сильное, чем обретаемое без посредства такового, и (человек) удостаивается тем самым награды за доброе дело с добрым намерением, а не только награды за доброе намерение.

А приучение к служению называется испытанием, как писал РаМбаН. "Чтобы смирить тебя и чтоб испытать тебя" (Речи 8,16) означает: приучать тебя терпеть заботы и тяготы на деле из любви к Вездесущему. И так же толкуется стих "ибо чтоб испытать вас пришел Б-г" (Имена 20,16)... Во-первых, чтобы приучать вас терпеть на деле заботы и тяготы и муки из любви к Вездесущему... И после того, как в действие воплотятся ваши добрые помыслы и доброе речение "исполним и будем слушать", вы получите награду приученному к доброму делу, а не только награду за добрые помыслы. Во-вторых, чтобы обратить ваше внимание на великую кару тому, кто преступает слово Господне, и это есть "чтобы страх пред Ним был над вами, чтоб вам не грешить" (там же). И так же толкуется стих "ибо испытывает Господь, Б-г ваш, вас..." (Речи 13,4), т.е. Господь приучает вас к путям служения, чтоб окрепла в ваших сердцах любовь к Господу, и будет вам при этом награда за доброе деяние, когда на деле выяснится, что вы служите из любви, не соблазняясь речами (лже)пророка или сновидца ради мнимой пользы в служении иным божествам, ради преуспевания, якобы благодаря им, в богатстве и славе, ибо такое соблазняет человека служить идолам. И Моше в разделе "Вы стоите" сказал: "Вы знаете, как жили мы на земле Мицраима,.. и вы видели их мерзости и гнусных идолов... Быть может, есть среди вас мужчина или женщина,.. чье сердце уклоняется от Господа, Б-га вашего, чтоб идти служить божествам тех племен" (Речи 29, 15-17). Иначе говоря: вы видели, что, хотя те гнусные идолы изготовлены из дерева и камня, чрезвычайно много серебра и золота есть у народов, которые им поклоняются. И потому я опасаюсь, как бы кто-то из вас не соблазнился следовать за ними, возжелав того преуспевания... И относительно такого сказано: "ибо испытывает Господь, Б-г ваш, вас", т.е. если вы не соблазнитесь тем преуспеванием, вы приучитесь любить (Господа), и велика будет награда вам за заботы, терпимые вами на деле из любви к Нему, и выяснится, что вы служите исключительно из любви (к Господу), не из любви к вознаграждению и не из страха перед наказанием.

(Сказанное выше) относится к страданиям второго аспекта (четвертой причины). Однако испытание "акеда" принадлежит к третьему аспекту. Господь желал, чтобы доброе намерение в сердце Авраhама воплотилось в действии и он получил бы награду за доброе деяние с добрым намерением, а не только награду за доброе намерение. А поскольку (в представлении человеческом) знание об осуществленном неизбежно отличается от знания о том, что еще не осуществлено, стих гласит: "ибо теперь Я знаю..." (В начале 22,12), хотя никакого нового знания не прибавилось, - подобно "вот я знаю, что жена прекрасная видом ты" (там же 12,11), хотя ничего нового здесь Авраhам не узнал, - но только действие указывает на то, что прежнее знание было верным. Иными словами: совершено деяние, которое показывает, что ты боишься Б-га, служишь Господу исключительно из любви. И такое знание, как мы уже разъясняли в третьей главе этой части, являясь переменой для нас, для Господа таковой не является. И стих говорит: "Я знаю", пользуясь языком человеческим, поскольку Тора дана не ангелам-служителям и говорить должна языком, нам понятным. И потому Писание употребляет слово "испытание" везде, где сказано: "теперь Я знаю" (там же 22,12), ибо тогда совершено было действие, указывающее на знание о том, что Авраhам страшится Б-га и служит из любви, не из страха перед наказанием. Ведь никто в мире не сравнится в служении с человеком, который (готов) заколоть своего единственного сына, достигшего тридцатисемилетнего возраста... И это великий знак, что служит он Господу исключительно из любви, и поэтому Писание называет его любящим верно, и сказано: "потомство Авраhама, Меня любящего" (Йешаяhу 41,8). Этот вид страданий является основой страданий из любви... и отличается от страданий, ниспосланных Иову, и от ниспосланных Хизкияhу,.. которые относятся ко второму виду.

Однако страдания, относящиеся к третьему виду, ниспосылаются только праведникам совершенным, как говорили мудрецы в Берешит раба: "Господь праведного проверяет" (Псалмы 11,5). - Когда горшечник проверяет свои изделия, не проверяет он ущербные горшки, которые разобьешь, едва к ним прикоснувшись. Какие же он проверяет? Хорошие горшки, которые, даже если ударять по ним многократно, не разобьются. К такому относится сказанное: "и Б-г испытал Авраhама" (В начале 22,1). И такие страдания, ниспосланные праведникам как раби Акива и его товарищи, не являются нарушением закона Благословенного, но суть милость и благо. Потому что Благословенный желает дать награду за доброе деяние тем, кто на деле служит из любви, а не только награду за добрые помыслы, потому что человеку не достичь ступени совершенной любви, пока на деле не вынесет забот и тягот из любви к Святому, благословен Он. И неуместно оспаривать этот третий вид, говоря: "Господь ведь знает, что праведник приучен к служению и в испытании устоит! Для чего Он его испытывает?" Ибо, как мы говорили, награда служащему на деле отлична от награды служащему мысленно. И такое можно сравнить с заявлением: "Почему Господь велел исполнять заповеди на деле? Разве недостаточно, чтоб человек думал об их исполнении?" Здесь ответ совершенно очевиден: награда за заповедь полагается при исполнении ее на деле, а не только в мысли. И об этом немало сказано в Торе: "и исполняйте их", "и слушай, Исраэль, и соблюдай исполнить..." Возвращаясь же к теме нашей главы, скажем, подводя итог, что беды постигают праведных не иначе, как по справедливости и суду правому, хотя и скрыто от нас бывает, какой из четырех названных нами причин они вызваны.