Йоси сын Йоханана, житель Иерусалима, говорил: «Пусть твой дом будет открыт настежь, и будут бедняки твоими домашними, и не умножай разговоры с женщиной». Сказано о жене – тем более (не умножай разговоры) с чужой женой. Отсюда вывели наши мудрецы: Все время, что человек преумножает разговоры с женщиной, - приносит себе вред и уклоняется от (изучения) слов Торы –и в конце концов, унаследует ад.
Йоси сын Йозера и Йоси сын Йохана являются первыми представителями эпохи пар, когда один является главой суда, а другой наси (руководителем народа, президентом). Поэтому оба они, как и следующие пары, говорят о разных сторонах одного аспекта – еврейский дом. Таким образом, только следуя высказываниям обоих мудрецов, составляющих пару, можно полностью исправить конкретный аспект, в данном случае- еврейский дом.
Вопросы:
1. Каким образом связаны между собой три вопроса, которые затрагивает Йоси бен Йоханан: «дом, распахнутый настежь», « равноправное положение бедных в доме хозяина» и «уменьшение разговоров с женщинами»?
2. В продолжении мишны говорится, что фраза об уменьшении разговоров с женщиной говорит о жене. Спрашивается, на каком основании делается такой вывод?
3. Также не совсем понятно, почему не сказано просто: Не умножай разговоров с женой, тем более чужой».
4. Известно, что каждый, кто ведет пустые разговоры, тем самым уклоняется от слов Торы. Почему же здесь в связи с разговором с женщиной этот аспект подчеркивается?
Объяснение всего этого заключается в следующем. Все три вопроса, высказанные Йоси бен Йохананом, говорят о еврейском доме. Только в том случае, когда у человека есть дом, в котором он живет, к нему могут приходить гости. Ведь если у него не будет дома, им некуда будет приходить. С другой стороны, крепкий еврейский дом должен состоять не только из хозяина, но и его домочадцев, поэтому бедняки приравнены к домочадцам. Известно, что жена является основой дома, известно высказывание раби Йоси из Вавилонского Талмуда (трактат Шаббат 118б): Я никогда не называл свою жену моя жена, а всегда называл ее мой дом. (Этим самым он возвышал свою жену, восхвалял ее, имея в виду, что жена олицетворяет весь дом). После знакомства с этим выражением раби Йоси из Талмуда, становится очевидно, что все три вопроса, обсуждаемые раби Йоси, тесно связаны между собой. Ведь если он полностью отождествляет дом и жену, которая его поддерживает, то и открытость дома для гостей, и равноправие бедных, и уменьшение разговоров с женщиной - это разные стороны одного аспекта – еврейский дом.
Исходя из этого объяснения , становится очевидным, что афоризм сказан о собственной жене. Поскольку вся мишна посвящена еврейскому дому, а жена является его основой, то и пожелание не увеличивать разговоры с женщиной говорят о жене.
Также становится понятным, почему разговоры с чужой женой являются еще большим отходом от данного поучения. Ведь если разговоры с собственной женой могут способствовать укреплению дома и мира в семье, то разговоры с чужой женой наоборот мешают этому.
Когда мужчина умножает ненужные разговоры с женщиной, он тем самым опускается со своего духовного уровня и становится погружается в материальное. Поэтому его конечное «наследование ада», является не наказанием, а прямым следствием умножения ненужных разговоров с женщинами.
Но этот афоризм никоим образом не уменьшает значение мира в семье и любви между мужем и женой. Речь идет только о ненужных разговорах.
Нужно объяснить, что эти два мудреца – Йоси сын Йозера и Йоси сын Йоханана, несмотря на кажущуюся разницу их высказываний, на самом деле говорили об одном – исправлении еврейского дома для служения Вс-вышнему.
Антигнос, житель Сохо, говорит о том, что служить Вс-вышнему нужно с любовью и со страхом. Так как Антигнос был до периода пар, то он вобрал в себя всю Тору, которую он получил от своих учителей. Поэтому афоризм Антигноса по полноте и уровню приравнивается к афоризмам последующих пар. В дальнейшем один из мудрецов пары говорил афоризм, связанный со страхом к Вс-вышнему, а другой мудрец говорил афоризм, связанный с любовью к Вс-вышнему. И высказывания обоих мудрецов пары позволяют человеку полностью исправить определенный аспект служения Вс-вышнему, связанный как с трепетом к Вс-вышнему, так и с любовью к Нему. Поскольку Антигнос был первым, поэтому его афоризм касается собственно страха и любви, ведь возбуждение страха и любви -это начало в служении Вс-вышнему.
После него пришли Йоси сын Йозера и Йоси сын Йоханана исправить еврейский дом. Ведь еврейский дом непосредственно связан с самим человеком.
Йоси бен Йозер говорит о том, чтобы еврейский дом(был переполнен любовью к Творцу. Каким образом? В Торе написано « Люби Б-га и прилепляйся к нему». А разве можно прилепиться к Нему? Несомненно, нет, но если человек будет стараться любить мудрецов и находиться к ним как можно ближе, то сможет. Поэтому любовь мудрецов Торы непосредственно связана с любовью к Б-гу. Отсюда следует, что Йоси бен Йозер говорит о любви.
Тогда как афоризм Йоси сын Йоханана говорит о том, чтобы еврейский дом наполнял трепет перед Творцом. Ведь человек, который преисполнен трепетом к Творцу, очень скромен, и его дом всегда открыт для гостей и бедных. И тот, кто с презрением относится к людям, является грешником, и это очень негативно влияет на его страх перед Вс-вышним. А тот, кто умножает бесполезные разговоры с женщиной, как будто сбрасывает с себя иго служения перед Вс-вышним.
Уже было сказано, что Йоси сын Йозера обращает внимание на собственно поведение человека в своем доме. И дом человека можно сравнить с телом человека, а человека, в нем живущего с разумом. Тогда как Йоси сын Йоханана говорит о том, как человек должен обустроить свой дом. И это можно сравнить с душой человека, которая находится в теле человека и управляет человеком, и насыщает его, и дает ему энергию и жизненную силу. И душа не так сильно связано с телом, поэтому сказано «пусть твой дом будет открыт настежь» то есть душа дает энергию всем органам человека, которые как бы находятся вне ее. И написано «пусть бедные будут твоими домочадцами», поскольку душа дает пропитание также и внутренним силам человека, которые как бы находятся внутри. Так как душа не очень крепко соединена с телом, поэтому нельзя приземлять душу, делать ее более материальной. Поэтому сказано «не умножать бесполезных бесед с женщиной».
И пойми это очень хорошо, ведь Йоси сын Йозера являлся «разумом пары», поскольку он был Наси (Глава Санhедрина), а Йоси сын Йоханана был душой пары, поскольку он являлся главой суда (ав бейт дин).
Поэтому мудрецы этой пары продолжили учение Антигноса, один из них говорил о любви к Б-гу, а другой о трепете перед Б-гом, как уже было сказано.
Отсюда становится понятна вся цепочка. Мужи Великого Собрания стремились сделать полным все, что касается Торы: ее изучение, исполнение заповедей и суды. А Тора охватывает весь мир и все, что его наполняет. После этого Шимон праведник пришел исправить три столпа, на которых держится мир. После этого Антигнос старался исправить все, что касается функции человека, его служения Вс-вышнему в любви и трепете. Ведь человек - это микромир. После этого мудрецы первой пары исправили дом человека, чтобы он соответствовал уровню самого человека, заданный Антигносом.
Этот мудрец объясняет аспект «»добрых дел», следуя высказыванию Шимона праведника о том, что мир построен на Торе, на служении и добрых делах ( Антигнос объяснял более подробно аспект служения, а Йоси сын Йозера аспект Торы), говоря о том, чтобы дом человека был открыт настежь. Йоси сын Йоханана таким образом говорил о том, чтобы человек пользовался своим домом и всем, что в нем находится, для получения удовольствий. Человек должен стремиться пользоваться всем, что у него есть, для помощи ближнему: одалживать предметы и деньги тем, кто в этом нуждается, делиться едой с бедняками, приглашать в свой дом гостей. Также те гости, которых он приглашает, не должны чувствовать себя обделенными, а быть наравне с членами семьи. И это соответствует написанному Рамбамом: Если человеку понадобится работники или слуги, пусть не нанимает из неевреев, а пусть наймет из евреев, чтобы уменьшить количество бедняков.
Раши объясняет запрет умножать беседу с женой следующим образом:
Если муж возьмет себе за привычку много разговаривать с женой, то в один из дней он расскажет ей о споре с одним из своих товарищей, и женщина возможно сразу же расскажет об этой ссоре жене этого товарища, и таким образом опозорят его. Это объяснение Раши приводит от имени «Авот де-рабби Натан». И Раши же приводит другое объяснение, что речь идет о ситуации, когда жена ритуально нечиста, для того, чтобы человек не пришел к греху. А когда она ритуально чиста и это предостережение на первый взгляд лишается силы, все равно не стоит умножать разговоров с женой, поскольку это влечет за собой отлынивание от Торы.
По мнению р. Левина Йоси сын Йоханана спорит с Йоси сыном Йозера, ведь предыдущий мудрец, по его мнению, считает, что двери дома должны быть открыты только для мудрецов Торы, а автор нашей мишны спорит с ним и считает, что двери дома должны быть открыты для всех.