МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр

К оглавлению книги Зеева Гейзеля "Еврейская традиция"

Часть 2. КРУГЛЫЙ ГОД

12. Ту би-шват

Новый Год для деревьев
Как празднуют Ту би-шват
О посадке деревьев
Словарь





Почему именно эти дни

В начале темы "Новый Год и Судный День" мы читали, что в еврейском календаре есть 4 даты, которые называются "Новый год", и одна из них - 15-е швата, Новый Год деревьев. Так как число 15 - гематрия букв , что звучит как "ТУ", день этот называется ТУ би-шват ().

Из начала 1-го раздела трактата Талмуда "Рош hа-Шана" мы узнаем о том, что дату этого праздника устанавливали по-разному: "По мнению школы Шаммая, 1-го швата - Новый Год для деревьев. А по мнению школы Гиллеля - 15-го числа того же месяца". В результате hалаха установлена по мнению школы Гиллеля: Новый Год для деревьев - 15-го швата, "ТУ би-Шват".

В чем же проявляется "новогодие" этого дня? Что происходит в эти дни такого, что должно изменить, согласно традиции, отношение евреев к деревьям?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо знать о существовании особой заповеди - маасер () - "[отделение] десятины". О ней говорит Тора в книге "Дварим": "... отделяй десятую часть твоего урожая каждого года... и когда придет левит, не имеющий земельного участка, или пришелец, или сирота, или вдова - пусть едят они [эту часть] и будут сыты..." (14:28-29).

Заметим, что здесь идет речь о двух ситуациях, когда надо отдавать часть своего урожаю, причем - отдавать разным людям: левиту - поскольку "...у них не должно быть земельного участка в Израиле" ("Бемидбар", 18:23) - и людям в тяжелом материальном положении: беднякам, пришельцу, сироте, вдове. В обоих случаях указан и конкретный размер части урожая, который нужно отделить - "десятина", и сроки выполнения заповеди - "каждый год". Иными словами, человек не может откладывать отделение десятины на неопределенный срок: заповедь требует, чтобы он это делал "каждый год". Тот, кто не сделал это в данном году - не выполнил заповедь. Более того - он не выполнит заповедь, если в следующем году отделит часть от прошлого урожая.

Возникает вопрос: когда же кончается урожай "старый" (прошлого года) и начинается "новый" (нынешнего года)? Тот же самый вопрос относится и к другим заповедям, связанным с урожаем: когда, с какой даты начинать отсчитывать новый годовой урожай? Выбранная для этого дата и будет "Новым Годом для деревьев".

Традиция установила такую дату - 15-го швата. Причина выбора этой даты такова: середина швата - это время, когда в Эрец-Исраэль уже выпало большинство дождей зимнего периода, и на плодовых деревьях появляются завязи (РаМБаМ и многие другие уточняют: в это время начинают созревать плоды, появившиеся в результате зимних дождей).

Можно еще спросить: но ведь это объяснение "работает" только в Эрец-Исраэль! В других странах есть совершенно другой режим смены климата - как же быть там с заповедью "маасер" и другими?

Ответ на этот вопрос таков: в тексте Торы речь идет о том, что еврей должен отдать часть урожая с принадлежащего ему участка земли... в Эрец-Исраэль. Доказательство этого можно увидеть в том, что Тора отдельно упомянула левита, которого положено накормить из десятины - потому что у него не может быть земельного участка в Израиле. Следовательно, заповеди эти относятся только к урожаю, собранному с принадлежащей еврею земли в Эрец-Исраэль - и, соответственно, только климатический режим Эрец-Исраэль может определить, какой урожай - "прошлогодний", какой - "текущего года".

Таким образом, изначальное значение праздника ТУ би-шват связано с Землей Израиля. Вне ее празднование ТУ би-шват носит символический характер - еще одно напоминание о Земле, где у всех праздников есть прямой смысл.

Вопросы для повторения

Когда празднуется ТУ би-шват?

Из какого источника известна традиции эта дата?

Что означает название праздника?

В каком смысле ТУ би-шват - Новый Год?

С какой заповедью Торы связана необычность этого дня?

Как это влияет на определение даты праздника?

Как и почему это определение связано с Эрец-Исраэль?





Как празднуют Ту би-шват

Вечером в ТУ би-шват принято устраивать трапезу с фруктами. С точки зрения hалахи, нет определенного порядка проведения этой трапезы. Однако народная традиция постепенно придала этой трапезе характер, напоминающий Пасхальный Седер (см. главу "Песах"); в некоторых общинах появилась даже hагада на ТУ би-шват. Многие из этих обычаев восходят к общине каббалистов Цфата (город на севере Эрец-Исраэль).

Например, как и в Пасхальный Седер, во время этой трапезы принято выпивать 4 бокала виноградного вина (или сока). Это должны быть разные виды вина - хотя бы по цвету: белое, красное и два промежуточных оттенка.

Основная еда в этой трапезе - фрукты. Традиция Цфата постановила есть за праздничным столом в ТУ би-шват 7 видов (на иврите - шивъа миним - ) плодов, которыми славится Эрец-Исраэль: пшеница, ячмень, виноград, инжир, гранат, оливки, финики. Источником этого списка является место из Торы, где говорится: "Ибо Всевышний... ведет тебя... в землю пшеницы и ячменя, виноградных лоз, инжира и граната, оливковых деревьев и [финикового] меда" ("Дварим", 8:7-8).

Плоды пшеницы и ячменя едят в виде хлеба, пирогов или пирожных. Если нет винограда, его заменяет изюм.

В большинстве ашкеназских общин минимальное число различных видов фруктов на трапезе - 15, что соответствует дате праздника (15-е швата). В сефардских общинах это число поднимается до 30, а в некоторых - даже до 50. Все эти числа, разумеется, - минhаг, а не hалаха. Если еврей празднует ТУ би-шват в галуте, он должен постараться, чтобы на его праздничном столе были плоды из Эрец-Исраэль - как напоминание о реальном, а не символическом, значении праздника.

Вопросы для повторения

Какие обычаи праздничной трапезы в ТУ би-шват вы знаете?

Что такое "7 видов плодов"? Откуда они известны? Перечислите их.





О посадке деревьев

Есть еще один важный обычай праздника ТУ би-шват - обычай сажать в этот день деревья в Эрец-Исраэль.

Отметим, что обычай этот относится только к посадке деревьев в Эрец-Исраэль. Это, конечно, не означает, что запрещено сажать деревья в другом месте. Сажать деревья можно где угодно, но это - то же самое, что есть мацу, скажем, в Суккот: это может быть вкусно, но не имеет никакого отношения к еврейской традиции.

Рассказывает "Мидраш Ваикра" (25), комментируя фразу из Торы - "Когда войдете в Землю Израиля, посадите плодовые деревья" (книга "Ваикра", 19:23).

Сразу после сообщения о создании человека сказано в Торе: "Всевышний посадил сначала сад в Эдене,[а затем] поселил там созданного Им человека" ("Берешит", 2:8). Иными словами: первое, что создал Всевышний в том месте, где будет жить человек, - сад. Так и евреи: когда они войдут в Эрец-Исраэль, с самого начала они должны заняться посадкой деревьев.

Слова Торы приобрели новый, пророческий смысл в наши дни. Около 100 лет назад, когда началось массовое возвращение евреев в свою землю, поселенцы обнаружили, что за две тысячи лет отсутствия евреев в Эрец-Исраэль эта Земля опустела. Все народы, приходившие в Страну на несколько столетий, не смогли превратить ее в тот цветущий сад, каким была она когда-то: Земля Израиля хранила верность народу Израиля, как это и было предсказано еврейской традицией. И первое, что начали делать евреи, чтобы начать нормальную жизнь в этой Стране, - было посадкой лесов и деревьев. И хотя большинство этих евреев не имело никакого опыта в сельском хозяйстве, Земля расцвела, покрылась лесами, полями и садами.

Трудно не вспомнить, что было сказано около двух с половиной тысяч лет назад пророку Йехезкелю (36:6,8,11): "... пророчествуй о Земле Израиля; скажи горам и холмам, руслам рек и долинам - так сказал Всевышний: ... опозорили вас народы... что вокруг вас... [но и] они опозорены будут! А вы же, горы Израиля, ветви свои распустите, и плоды принесете, ибо приблизилось [то, что должно было] прийти. Ибо ... Я обращусь к вам - и вы будете возделаны и засеяны. На вас приведу Я и увеличу весь народ Израиля... будут заселены города и отстроены развалины... и узнаете, что Я - Господь. Я приведу к тебе [к Эрец-Исраэль] ... народ Мой - Израиль, он будет обладать тобой, а ты станешь его наследием и не потеряешь больше детей своих".

Из этих слов мудрецы Талмуда сделали вывод: нет более точного признака приближения Машиаха и начала Освобождения, чем расцвет Эрец-Исраэль.

Вопросы для повторения

Какой обычай ТУ би-шват относится только к Эрец-Исраэль?

Как этот обычай связан с пророчествами об Освобождении еврейского народа?





Вопросы для повторения темы

Где в традиции есть указание на день ТУ би-шват?

В чем состоит разногласие между школами Шаммая и Ґиллеля в установлении даты праздника?

Почему этот день называется "Новым годом"?

С какой заповедью он связан?

Почему дата праздника установлена по климатическому режиму Эрец-Исраэль, а не других стран?

Что означает название праздника?

Как отмечают праздник?

Какие обычаи каббалистов Цфата ло праздновании этого дня вы знаете?

Сколько и каких фруктов принято есть в трапезе праздника?

Почему именно эти фрукты?

Какой обычай, связанный с деревьями Эрец-Исраэль, принят в этот день?

Где в Торе мы находим указание на этот обычай?

Относится ли это указание только к Эрец-Исраэль?

Когда этот обычай стал выполняться практически?

В связи с какими событиями?

Что представляла собой Земля Израиля к моменту начала массового возвращения евреев в Эрец-Исраэль?

Исполнение какого пророчества ТаНаХа можно в этом увидеть?

Какой вывод сделали из этого пророчества мудрецы Талмуда?





Словарь

маасер
ТУ би-шват
шивъа миним


Продолжение