К оглавлению книги "Долг живых"
Глава 1. Поведение
присутствующих при кончине
1.1. Общие положения
1.2. Обращение с телом умершего
1.1. Общие положения
Ни в коем случае нельзя оставлять
умирающего одного. Желательно, чтобы все, кто может, находились в его
комнате. Быть рядом в тот момент, когда
душа человека покидает этот
мир, считается проявлением наивысшего уважения.
Окружающим запрещено
своими действиями приближать смерть, даже если умирающий тяжело страдает, и сам хочет быстрее умереть, и родственники мучаются,
видя его страдания. Пусть ясно, что умирающий не проживет более часа, - все равно
запрещено приближать его смерть хотя
бы на одну минуту.
Мы не вправе взять на себя решение, в
какую минуту человек должен умереть. Кто знает, может быть, последнее мгновение жизни окажется самым важным для человека? Может быть, в эту минуту он раскается в каких-то совершенных им грехах
и очистит перед смертью свою душу?
Если умирающий в агонии, запрещается вообще трогать его, чтобы не
приблизить этим момент смерти. Подробнее
об этом в Дополнении.
Если умирающий в состоянии, то ему следует читать молитву Видуй - "признание перед Богом
в своих грехах".
Когда состояние умирающего уже не позволяет ему самостоятельно прочитать Видуй, за
него это должен сделать кто-нибудь другой
- так, чтобы умирающий слышал, и, по возможности, мог сказать амен в ответ на это чтение. Очень важно, однако, не дать ему пасть духом
и не ускорить этим его смерть. Следует сказать
ему: "Многие люди говорили предсмертное признание, а потом не умирали, а многие не произносили, но умерли.
Да будет тебе дарована жизнь в награду за твое признание; но каждый, кто признается, получает долю в Мире Грядущем". Если больной не в силах говорить вслух,
он может произнести признание про
себя. Но не следует предлагать читать
Видуй человеку, который от этого может пасть духом и заплакать.
(Приводимый на в книге текст содержит
минимум, диктуемый для предсмертного признания сводом еврейского Закона "Шулхан Арух". Желающие могут добавить к этому текст "признания в грехах" из молитвы Йом Кипура.
Кроме того, умирающий произносит "Шма, Исраэль" - )
На каждом человеке лежит обязанность выполнить просьбу умирающего, особенно родственника, если
просьба не противоречит еврейскому Закону. В противном случае выполнять ее не следует. В частности,
если умирающий просил не хоронить,
а кремировать его, то запрещено выполнять его просьбу, и родственники
обязаны похоронить умирающего в земле, как положено. Это оправдано следующим. Миновав порог смерти, даже душа человека, не верившего, что она после его смерти будет жить, убеждается в своей неправоте, и ей мучительно видеть, что тело ее сожгли.
Однако, если просьба умирающего не противоречит главным принципам еврейского Закона относительно порядка похорон и траура, ей нужно следовать. Так, если он просил
не говорить на его похоронах hеспед ("Надгробные речи")
или не читать по нему Кадиш, можно так и поступить. Если родитель просил вообще
не соблюдать по нему траур, детям следует соблюдать по нему траур в течении
одного месяца.
Сразу после того, как человек умер,
все присутствующие произносят специальную молитву -
1.2. Обращение с телом умершего
Выполняя какие-то действия
с телом умершего, нужно все время помнить, что человек сотворен "по образу
и подобию Бога". Поэтому всякое неуважительное обращение с телом
- это и оскорбление Богу. В Торе (Второзаконие 21:23) сказано о теле повешенного, что нужно в тот же день похоронить его, поскольку непогребенное,
выставленное на поругание тело
- это "поругание Всевышнего".
Тело умершего уподобляется
поврежденному Свитку Торы, который уже не может быть использован для служения Всевышнему. Хотя Свиток больше
не служит своей цели, он сохраняет
известную меру святости и поэтому
требует уважения.
Около умершего зажигают свечи. Тело не покидают, кто-то должен постоянно находиться рядом и читать
Псалмы. В комнате, где находится умерший, нельзя есть.
Детали правил обращения с
телом умершего - см. отдельную главу
в Дополнении Д-2.
Продолжение