К оглавлению книги "Долг живых"

Глава 9. Кадиш

9.1. Обязанность чтения Кадиша
9.2. Содержание Кадиша, его история
9.3. Мистическое значение Кадиша

9.1. Обязанность чтения Кадиша

Кадиш по умершему читают одиннадцать месяцев (еврейских) со дня похорон, и ни дня больше. (В еврейском високосном году, т.е. в году, содержащем тринадцать лунных месяцев, его все равно читают те же одиннадцать месяцев.) Кадиш читают каждый день (желательно три раза в день), в будни, Субботы и Праздники.

Читают его только в миньяне, (т.е. молитвенном собрании не меньше чем из десяти евреев старше 13 лет) т.к. по самому своему содержанию Кадиш - это общественная молитва.

Очень важно, чтобы Кадиш читал сын умершего (или, если нет сына, его родственник). Если он не может читать каждый день, пусть постарается читать регулярно (хотя бы раз в неделю), а на те дни, когда не может прийти молиться и читать Кадиш сам, попросит (или наймет) прочесть Кадиш одного из тех, кто будет молиться в миньяне.

Если у умершего было несколько сыновей, все они должны читать Кадиш. Но если один из них по какой-то причине не может это делать, а другие читают, то никого нанимать не нужно.

Несовершеннолетний сын, если он в состоянии это делать, тоже может читать Кадиш.

Если у умершего нет сыновей, то по обычаю, существующему в некоторых общинах, Кадиш читают дочери, присутствующие на молитве. (При этом женщины, конечно, не выступают в качестве шалиах цибур, а просто произносят Кадиш вместе с мужчинами.) Но наиболее распространен обычай, согласно которому женщины не читают Кадиш, а придя в синагогу, слушают чтение Кадиша другими и отвечают Амен. При отсутствии сыновей Кадиш читает обычно какой-либо другой родственник умершего, или друг семьи, или другой еврей, нанятый за плату. В прежние времена при наличии в синагоге нескольких скорбящих старались сделать так, чтобы каждый Кадиш читал один из скорбящих. (Кадиш читается несколько раз на протяжении одной службы.) Но в наше время принято, что все скорбящие читают одновременно (вслух) тот Кадиш, который читается в конце молитвы.

9.2. Содержание Кадиша, его история40

Кадиш - это одна из самых красивых, значительных и глубоко волнующих молитв в еврейском Богослужении. Кадиш представляет собой составленное на арамейском языке нерифмованное стихотворение, построенное на ассонансах и четком ритме. То, что Кадиш составлен на арамейском языке, Талмуд (Берахот За) объясняет следующим образом: это настолько сильная и впечатляющая молитва, что ангелам-служителям, понимающим только иврит, лучше не понимать ее, чтобы не завидовать людям. Текст Кадиша - отзвук слов Иова, который говорит: "Хоть Он и убивает меня, на Него надеюсь" (Иов 13:15), "Господь дал, и Господь взял. Да будет Имя Господа благословенно!" (Иов 1:21). Это молитва человека, который в самый горестный момент своей жизни обращается к Богу, вознося Ему хвалу без ропота и жалоб.

Кадиш является квинтэссенцией святости, которой должна быть проникнута вся наша повседневная жизнь. Сила и влияние Кадиша так велики, что Мудрецы Талмуда даже предостерегали народ от придания ему излишнего магического значения.

В древности Кадиш торжественно произносили в конце периода шива при трауре по еврейскому мудрецу. В источниках талмудической эпохи рассказывается о таком обычае: ведущий Богослужение в синагоге обращался к молящимся в последних рядах, где сидели евреи, соблюдающие траур, и утешал их благословением и чтением Кадиша. В дальнейшем Кадиш стали произносить по всякому умершему, даже если человек этот не был знатоком Торы.

Текст Кадиша начинается со слов о том, что знание устройства мира принадлежит только Всемогущему Творцу мироздания, а для человека мир остается тайной: "...в мире, сотворенном по воле Его...", а заканчивается словами, которыми друзья старались утешить Иова: "Устанавливающий мир в высотах Своих..." - ибо Тот, Кто настолько всемогущ, что устанавливает мир между небесными "существами", без сомнения, может дать мир и нам.

Важное место в Кадише занимает тема утешения, которое придет для каждого еврея, - и не только утешение от скорби в связи со смертью близкого человека, но также и утешение от нашей всеобщей скорби в связи с разрушением нашего древнего Храма и святого города Иерусалима. Таким образом, как и слова утешения, с которыми обращаются к скорбящим, Кадиш объединяет оплакивающих свою личную утрату со всем народом Израиля, скорбящим о своей национальной трагедии, которая на самом деле является трагедией для всего мира. "И установит Он Свою Царскую власть..." - эти слова выражают просьбу о спасении всего мира. Ощущение единства народа в его трауре выражается также и в том, что Кадиш нельзя читать в одиночестве, его читают только в миньяне. В Кадише чередуются реплики ведущего и молящихся, что подчеркивает общественный характер молитвы.

С идеей утешения в Кадише связано также акцентирование таких понятий, как "жизнь" и "мир". Они отдаляют человека от идеи смерти, возвышая его до идеи вечной жизни, ведут его от катастрофы к миру, от отчаяния к надежде, от одиночества к человеческому сообществу.

Есть и еще одна интересная интерпретация Кадиша. Кроме утешения человеку в его скорби, Кадиш несет еще один вид утешения - Творцу. Смерть человека - потеря в воинстве Царя вселенной. Кадиш, в таком случае, - выражение надежды на то, что эта потеря будет восполнена. Всевышний как бы скорбит вместе с нами, оплакивая утрату в Своем воинстве, умаление Своего Собственного образа, отраженного в личности умершего. В этом смысле чтение Кадиша - утешение, которое мы приносим Богу в Его потере. Мы говорим йитгадал ("да возвеличится"), имея в виду: "Твое Имя умалено, да будет Оно возвеличено!" Мы говорим йиткадаш ("да освятится"), имея в виду: "Твоя святость уменьшилась, да будет она превыше всего!" Мы говорим: веямлих малхутей, т.е. "Твое Царство понесло ущерб, да будет оно восстановлено навечно!" Такая неожиданная интерпретация Кадиша, состоящая в намерении страждущего принести свои соболезнования Творцу всех людей, есть одновременно и утешение для самого скорбящего. Сознание, что к его скорби присоединяется не только весь народ, но и Сам Бог, служит для скорбящего источником тепла и успокоения.

Первый Кадиш, который читается скорбящим, - это Надгробный Кадиш, знаменующий собой переломный момент в трауре, переход от стадии онен к стадии, когда скорбящий постепенно возвращается к жизни, из нормального течения которой его выбросила смерть близкого человека. Слова Кадиша - выражение того отношения к жизни, которое делает возможным подобное возвращение. Только принимая идеи, выраженные в Кадише, человек может продолжать жить, соблюдать заповеди и молиться после постигшего его удара судьбы. Подробнее об этом см. в статье р.Соловейчика "От отрицания к утверждению".

Помогая человеку, понесшему утрату, не согнуться в беде, Кадиш по родителям исполняет и другую роль, существенную не только для оставшегося в живых сына, но и для его покойного отца или матери. Кадиш устанавливает прямую связь между поколениями, соединяя воедино две жизни: ушедшую и продолжающуюся. Когда сын читает Кадиш, он тем самым демонстрирует продолжение жизни, как бы вырывая умершего у смерти.

Еврейская традиция придает большое значение связи родителей и детей. "Заслуги отцов" - чрезвычайно важная тема в еврейской религиозной литературе. Мы постоянно обращаемся к Богу с мольбой о прощении во имя праведных дел наших праотцов: Авраама, Ицхака и яакова.

Иудаизм признает и возможность обратного воздействия. Дела детей могут искупить грехи родителей даже после их смерти. Со смертью человека земная жизнь его не заканчивается, если после него остались дети. Пока потомство человека живет, живет и он. Сказано в Талмуде (Бава Батра 116а): "Написано: И услышал Арад, ... что почил Давид ... и что умер Иоав" (Книга Царств I 11:21). Почему о Давиде сказано, что он "почил" (уснул), а о Иоаве - "умер"? Потому что Давид оставил после себя сына, а Иоав - нет". Родители оказывают влияние на детей, воспитывая их, и дети - не только при жизни родителей, но и после их смерти - могут влиять на их души. Чтение сыном Кадиша после смерти отца знаменует это продолжение жизни отца в сыне, преемственность поколений.

Таким образом, Кадиш объединяет в общей скорби и общей молитве не только всех евреев, живущих сегодня, но и разные поколения, связывая уже умерших с живущими и с теми, кто еще будет жить. Эта связь поколений, осуществляемая Кадишем, с одной стороны, помогает сыну искупить свои грехи благодаря заслугам отцов; с другой стороны, она дает ему возможность выступить в роли защитника родителей.

Текст Кадиша не является буквально молением о прощении, но само его произнесение указывает на то, что добродетель сына имеет своим источником родителей, и поэтому чтение Кадиша сыном оказывается спасительным для них.

9.3. Мистическое значение Кадиша

Как объяснено выше (во Вступлении), согласно еврейской мистической традиции, после смерти тела наступает период очищения души от тех преступлений, которыми она загрязнила себя в этом мире. Очищение душ, виновных во многих грехах и преступлениях, дольше, а тех, на чьем счету преступлений мало, или они раскаивались при жизни, - короче. Полное и искреннее раскаяние, (включающее все возможные шаги по исправлению последствий преступления, а также неповторение его в будущем) искупают преступление еще при жизни.

Мудрецы учат, что для обычных людей (не абсолютных праведников) минимальный срок очищения составляет один месяц, а максимальный - одиннадцать (и только для злодеев - двенадцать месяцев). Это время, когда душа страдает и мучается, и составляет срок чтения Кадиша.

Чтение Кадиша сыном или другим родственником умершего есть признание "Божественного Суда", и оно облегчает душе пути после смерти.

Талмуд (Шабат 119б) говорит о мистической силе Кадиша, способной изменить решение Божественного Суда. Мидраш (Тана де-бей Элияhу) выражает эту мысль в рассказе о том, как однажды к великому мудрецу рабби Акиве явился известный грешник, который незадолго до этого умер и был в мире душ приговорен к тяжелейшему наказанию за свои грехи. Грешник сказал рабби Акиве, что его сын - в том случае, если он будет читать "Барху" и Кадиш, - сможет облегчить его наказание. Рабби Акива научил молодого человека этим молитвам, тот стал читать их и тем самым принес отцу спасение в потустороннем мире. Так "заслуга сына" помогла спасению отца.

_________________________
40 В еврейской литургии есть разные виды Кадиша. Одни читаются кантором (и не имеют никакого отношения к трауру), другие читаются скорбящими в разные моменты траура. Мы здесь обсуждаем только последние (т.е. траурные) виды Кадиша. Подробнее о Кадише вообще - см. в предисловии к Сидуру "Врата молитвы" издания "Маханаим".


Продолжение