МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр Учебные курсы по иудаике

К оглавлению курса "Основные идеи еврейских праздников"

Лекция 4. Песах.

0. Справка
1. Что такое Песах
2. Название праздника
3. Маца – её смысл и символика
4. Марор (горькая зелень)
5. Маггид
6. Четыре бокала вина
7. На следующий год в Иерусалиме
8. Седьмой день Песах
9. Первый сноп ячменя – Сельскохозяйственный аспект Песаха
Список контрольных вопросов

Мы переходим теперь к трем праздникам Торы, называемым Шалош Регалим - "Три праздника паломничества /в Храм/", каждый из этих праздников имеет двойное обоснование в Торе: с одной стороны, он так или иначе связан с Исходом, с другой стороны, он связан с сельскохозяйственной деятельностью в Земле Израиля. Причем Тора всякий раз приводит оба этих обоснования.

0. Справка:

15 число месяца Нисана отмечается праздник Песах. Продолжается праздник семь дней. Этот праздник посвящен исходу из Египта. Праздник характерен рядом заповедей, основными из которых является запрет в течение всех пасхальных дней есть "квасное" ("хамец") - блюда из "взошедшего", заквашенного теста. Кроме того, в первый вечер Песаха следует устроить особый праздничный ужин - "седер" (во времена существования Иерусалимского Храма в окрестности Храма он включал жертвоприношение пасхального барашка – его запекали и ели). Во время этого ужина предписано рассказывать об Исходе, есть мацу (лепешки из незаквашенного теста), и горькую зелень.

1. Что такое Песах

Рассмотрите отрывок из книги Исход/Шмот 13:3-10, а также комментарии к нему Сончино и Раши (особенно к стиху 5, словам "это служение").

/3/ И СКАЗАЛ МОШЕ НАРОДУ: "ПОМНИТЕ ДЕНЬ ЭТОТ, В КОТОРЫЙ ВЫ ВЫШЛИ ИЗ ЕГИПТА, ИЗ ДОМА РАБСТВА, ИБО СИЛЬНОЙ РУКОЮ ВЫВЕЛ БОГ ВАС ОТТУДА - И НЕ ЕШЬТЕ КВАСНОГО! /4/ СЕГОДНЯ ВЫ ВЫХОДИТЕ, В МЕСЯЦЕ КОЛОСЬЕВ. /5/ И БУДЕТ - КОГДА ПРИВЕДЕТ ТЕБЯ БОГ В СТРАНУ КНААНЕЯ, И ХЕТТА, И ЭМОРЕЯ, И ХИВЕЯ, И ЙЕВУСЕЯ, КАК ПОКЛЯЛСЯ ОН ОТЦАМ ТВОИМ ДАТЬ ТЕБЕ СТРАНУ, ТЕКУЩУЮ МОЛОКОМ И МЕДОМ, -СОВЕРШАЙ ЭТО СЛУЖЕНИЕ В ЭТОТ МЕСЯЦ. /6/ СЕМЬ ДНЕЙ ЕШЬ ОПРЕСНОКИ, А В ДЕНЬ СЕДЬМОЙ - ПРАЗДНИК ДЛЯ БОГА. /7/ ОПРЕСНОКИ НУЖНО ЕСТЬ В ЭТИ СЕМЬ ДНЕЙ, И ДА НЕ УВИДИШЬ ТЫ КВАСНОГО, И ДА НЕ УВИДИШЬ ТЫ ЗАКВАСКИ ВО ВСЕХ ПРЕДЕЛАХ ТВОИХ. /8/ И СКАЖЕШЬ СЫНУ СВОЕМУ В ТОТ ДЕНЬ ТАК: РАДИ ИСПОЛНЕНИЯ ЭТОЙ ЗАПОВЕДИ СДЕЛАЛ ЭТО МНЕ БОГ ПРИ ИСХОДЕ МОЕМ ИЗ ЕГИПТА. /9/ И ДА БУДЕТ ЭТО ТЕБЕ ЗНАКОМ НА РУКЕ ТВОЕЙ И НАПОМИНАНИЕМ НАД ГЛАЗАМИ ТВОИМИ, ДАБЫ БЫЛО УЧЕНИЕ БОГА НА УСТАХ ТВОИХ, ИБО СИЛЬНОЙ РУКОЮ ВЫВЕЛ ТЕБЯ БОГ ИЗ ЕГИПТА. /10/ И СОБЛЮДАЙ ЗАКОН ЭТОТ В ЕГО СРОК ИЗ ГОДА В ГОД.

Комментарии Раши:
3.помни этот день
Указывает (на то), что об исходе из Мицраима (Египта) нужно вспоминать ежедневно.
4.в месяце авив (в месяце колосьев)
Разве (без этого) не знали бы, в каком месяце? Но он сказал им так: Смотрите, какое благодеяние явил Он вам тем, что вывел вас (из Мицраима) в месяце, благоприятном для исхода, (когда нет) ни жары, ни холода, ни дождей. [Мехuльта]
5. землю кенаани, и хети ...
Хотя здесь перечислены только пять народов, в виду имеются все семь Ханаанских народов, ибо все они объединены (под именем) кенаани.
клялся твоим отцам
Что касается Авраама, то о клятве ему сказано: "В тот день заключил Господь с Авраамом " и т. д. [В начале книги Берешит/Бытие 15, 18]; что касается Ицхака, сказано: "живи на этой земле" [там же 26, 3]; что касается Йаакова, сказано: "земля, на которой ты лежишь и т. д." [там же 28, 13].
источающую молоко и мед (текущую молоком и медом)
Молоко течет из (переполненного вымени) коз, а мед — из плодов финиковой пальмы и смоковницы.
это служение
(Принесение) жертвы песах. Но ведь уже было сказано выше: "И будет, когда придете на землю и т.д." [12, 25]. Для чего же это повторяется? Из-за нового (момента, появившегося здесь). Ранее было сказано: "И когда скажут вам ваши сыновья: Что это за служение у вас?" [12, 26]. Писание говорит о неблагочестивом сыне, который исключает себя из общества (не желает участвовать в том, что делает все общество Исраэля). А здесь: "и поведай твоему сыну" [13, 8], - (речь идет) о сыне, который не умеет спросить. И Писание учит тебя, что ты должен начать (рассказ) словами агады, которые привлекают к себе сердце [Мехuльта; Песахuм 10,4].
8. ради этого
Для того, чтобы я исполнил Его заповеди, как например, эти (заповеди о) пасхальной жертве, пресном хлебе и горьких травах (вместе со всеми заповедями Торы).
содеял Господь для меня (совершал Господь мне)
(Здесь содержится) указание на ответ, который следует дать неблагочестивому сыну: Господь содеял для меня, но не для тебя, ведь если бы ты был там, ты не удостоился бы избавления [Мехильта]

Комментарий Сончино:
3-9. Еще раз подчеркивается значение исхода из Египта как основы веры. Воспоминание о чудесном спасении и избавлении от рабства по милости Всевышнего должно передаваться из поколения в поколение.
3. помните день этот Вспоминайте каждый год о спасении, соблюдая законы праздника Песах.
из дома рабства Египет назван "домом рабства", а не "землей рабства" для того, чтобы подчеркнуть, что сама по себе идея безжалостной эксплуатации и отношения к человеку как к животному возникла в Египте и уже оттуда распространилась по всему миру. Несмотря на то, что рабство было повсеместным явлением, идея заставить человека работать и днем и ночью, сделать работу средством унижения, уничтожения и уменьшения численности населения в таких масштабах, как в Египте, не реализовывалась нигде.
8. и скажешь сыну своему Это предложение служит непосредственным источником, на основании которого был установлен закон, обязывающий каждого еврея рассказывать об исходе из Египта в ночь с 14-го на 15-е нисана. Самое главное - это рассказать детям и заложить основы веры у молодого поколения. Однако одинокий или оказавшийся в пасхальный вечер вдалеке от семьи человек тоже обязан рассказывать об исходе. В конце периода Второго Храма распространился обычай читать в эту ночь определенный текст, который позже получил название hагада шель Песах (Пасхальная hагада).

Контрольный Вопрос:

КВ-1. Оба этих комментария, Раши и Сончино, ставят своей целью передать еврейскую традицию, но они подчёркивают разные элементы этой традиции. Учитывая, что комментарий Раши написан в конце 11 века, а комментарий Сончино в начале 20 века – попробуйте сравнить эти комментарии и проанализировать, в чём состоит различие между теми элементами традиции, которые они подчеркивают. (Обратите особое внимание на те слова в тексте Торы, на которые есть оба комментария, и Раши и Сончино, но они комментируют эти слова по-разному)

Прочтите теперь отрывок из книги Второзаконие/Дварим 16:1-8.

/1/ СОБЛЮДАЙ МЕСЯЦ КОЛОСЬЕВ И СОВЕРШАЙ ПЕСАХ БОГУ, ИБО В МЕСЯЦЕ КОЛОСЬЕВ ВЫВЕЛ ТЕБЯ БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ, ИЗ ЕГИПТА НОЧЬЮ. /2/ И ПРИНОСИ ПАСХАЛЬНУЮ ЖЕРТВУ БОГУ, ВСЕСИЛЬНОМУ ТВОЕМУ, ИЗ МЕЛКОГО И КРУПНОГО СКОТА НА МЕСТЕ, КОТОРОЕ БОГ ИЗБЕРЕТ, ЧТОБЫ ВОДВОРИТЬ ТАМ ИМЯ СВОЕ. /3/ НЕ ЕШЬ ПРИ ЭТОМ КВАСНОГО, СЕМЬ ДНЕЙ ЕШЬ ПРИ ЭТОМ ОПРЕСНОКИ, ХЛЕБ БЕДНОСТИ, ИБО ПОСПЕШНО УШЕЛ ТЫ ИЗ СТРАНЫ ЕГИПЕТСКОЙ, - ЧТОБЫ ПОМНИЛ ТЫ ДЕНЬ ИСХОДА ТВОЕГО ИЗ СТРАНЫ ЕГИПЕТСКОЙ ВО ВСЕ ДНИ ЖИЗНИ ТВОЕЙ. /4/ И ПУСТЬ НЕ ВИДНО БУДЕТ У ТЕБЯ ЗАКВАСКИ ВО ВСЕХ ПРЕДЕЛАХ ТВОИХ СЕМЬ ДНЕЙ, И ПУСТЬ НЕ ОСТАНЕТСЯ ИЗ МЯСА, КОТОРОЕ ТЫ ПРИНЕСЕШЬ В ЖЕРТВУ ВЕЧЕРОМ, ДО УТРА ПЕРВОГО ДНЯ. /5/ НЕ МОЖЕШЬ ТЫ ПРИНОСИТЬ ПАСХАЛЬНУЮ ЖЕРТВУ ГДЕ-ЛИБО ВО ВРАТАХ ТВОИХ, КОТОРЫЕ БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ, ДАЕТ ТЕБЕ; /6/ НО ЛИШЬ НА ТОМ МЕСТЕ, КОТОРОЕ ИЗБЕРЕТ БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ, ЧТОБЫ ВОДВОРИТЬ ТАМ ИМЯ СВОЕ, ТАМ ТЫ МОЖЕШЬ ПРИНОСИТЬ ПАСХАЛЬНУЮ ЖЕРТВУ ВЕЧЕРОМ, ПОСЛЕ ЗАХОДА СОЛНЦА, В ТО ВРЕМЯ, В КОТОРОЕ ВЫШЕЛ ТЫ ИЗ ЕГИПТА. /7/ И ИЗЖАРЬ, И ЕШЬ НА МЕСТЕ, КОТОРОЕ ИЗБЕРЕТ БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ, И ВОЗВРАТИШЬСЯ УТРОМ, И УЙДЕШЬ В ШАТРЫ СВОИ. /8/ ШЕСТЬ ДНЕЙ ЕШЬ ОПРЕСНОКИ, А В ДЕНЬ СЕДЬМОЙ - ПРАЗДНИЧНОЕ СОБРАНИЕ БОГУ, ВСЕСИЛЬНОМУ ТВОЕМУ, НЕ ДЕЛАЙ НИКАКОЙ РАБОТЫ.

Дополнительный вопрос:

ДВ-2. Сравните эти два отрывка. Учитывая, что книга Дварим по своей природе тесно связана со Страной Израиля, объясните отличия между ними.

2. Название праздника

Прочтите отрывок из статьи "Основные идеи Пасхального седера".

Само название праздника - "Песах" - означает Пасхальную жертву, а Пасхальная трапеза в древности состояла в съедании этой жертвы. Слово "песах" происходит от глагола "пасах" - "миновать, проходить мимо". В Торе (Исход, гл. 12) рассказывается, что перед выходом из Египта Бог дал евреям заповедь Пасхальной жертвы: "Пусть возьмут себе каждый по агнцу на семейство и четырнадцатого числа [месяца Нисана] пусть зарежут его перед закатом; и пусть возьмут крови его и помажут на оба косяка и на притолоку двери в домах, где будут есть его; это жертва Песах Господу. А Я пройду в эту ночь по 3емле Египетской и поражу всякого первенца в 3емле Египетской от человека до скота, и над всеми богами египетскими совершу расправу [это означает, в частности, разрушение духовной власти над евреями египетских стереотипов мышления], Я - Господь. И будет та кровь для вас знаком на домах, где вы находитесь, и Я увижу кровь [т.е. увижу, что вы готовы принять на себя соблюдение Моих заповедей и достойны Исхода], и пройду мимо вас... И будет, когда спросят вас [на седере] дети ваши, скажите: это жертва "Песах", потому что Бог миновал [пасах] дома сынов Израилевых в Египте, когда поражал Он египтян".

Тора ясно говорит: "Это знак для вас". Не Богу нужна Пасхальная жертва, а нам самим - для того, чтобы мы поняли, что Исход - это чудо, и не объясняли бы причины Исхода просто "слабостью фараона" или "недостатком продуктов в Египетских магазинах".

Контрольный Вопрос:

КВ-3. Мы называем праздник "Песах". Скажите, что в Торе называется "Песах"?. Как в Торе называется праздник, который мы называем "Песах"?

Нижеследующий отрывок приводит одно из объяснений данного различия.

Раби Леви Ицхак из Бердичева, да будет благословенна память о праведнике, сказал: "Почему в Торе Песах называется Хаг hа-Мацот ("праздник мацы"), в то время как евреи обычно называют его Хаг hа-Песах ("праздник Песаха")? Потому, что Бог и Израиль, обращаясь друг к другу с любовью, подчеркивают хорошее друг в друге. Израиль славит Всевышнего, Который миновал (пасах) дома евреев, поражая Египет, а Бог восхваляет евреев, которые доверились Ему и вышли из плодородного Египта в пустыню так быстро, что даже тесто не успело закваситься, и потому они должны были испечь из него мацу.

3. Маца – её смысл и символика

Прочтите еще один отрывок из статьи. Какой вопрос ставит автор этого отрывка? Какой он дает на него ответ?

Тора рассказывает о значении мацы так: "И напирали египтяне [на евреев], чтобы поскорее выслать их, и понес народ тесто свое прежде, чем оно заквасилось, и испекли они тесто это лепешками пресными, потому что выгнаны были из Египта и не могли медлить, и даже пищи не приготовили себе" (Исход 12:33-39).

3десь возникает важный вопрос: ведь Бог заранее знал момент Исхода, и евреи целый год готовились к нему - так почему же Бог не указал им испечь хлеб заранее? Дело в том, что целью Исхода был не просто выход из рабства, но и воспитание еврейского народа. Бог Сам поместил сыновей Израиля в рабство египетское и в нужный момент вывел их оттуда, - для того чтобы их чему-то научить, чтобы они могли подняться на должный духовный уровень, позволяющий принять Тору и нести тысячелетиями свою историческую миссию.

Выход из Египта происходил так поспешно, что тесто не успело закваситься. И когда евреи всех поколений едят мацу, они вспоминают эту поспешность и понимают, что фактически неподготовленными, без припасов уходили мы в пустыню. Разве мы решились бы на это по собственному разумению?

И мы вспоминаем о самих себе: Разве мы заранее планировали Исход? Разве не надеялись "в той жизни" остаться и укрепиться в Египте? Но маца учит нас тому, что кроме наших личных планов есть еще и Божественный план. На еврейский народ и на каждого еврея в отдельности возложена Богом особая миссия, и мир неожиданно поворачивается так, что мы понимаем: пора уходить из Египта. Маца - это символ того, что мы психологически готовы к этому. Когда пришло время, мы вышли без припасов в пустыню, потому что знали, подсознательно ощущали, что Рука Бога направляет историю.

На что опирается автор статьи, когда он утверждает, что маца в пасхальном ужине символизирует "поспешность исхода"?

Сравните это теперь со стихом Исход/ Шмот 12:8

И ПУСТЬ ЕДЯТ МЯСО В ТУ ЖЕ НОЧЬ, ЖАРЕНОЕ НА ОГНЕ. И ОПРЕСНОКИ (МАЦА) С ГОРЬКОЙ ЗЕЛЕНЬЮ ПУСТЬ ЕДЯТ.

Вопрос:

Внимательно просмотрите главу, где приведен этот стих. Когда происходят, предписанные там события? Есть ли расхождение между стихом и предыдущим отрывком (из статьи) в восприятии смысла Мацы? Сравните теперь это с отрывком Ваикра 2:11.

ЛЮБОЙ ХЛЕБНЫЙ ДАР, КОТОРЫЙ ПРИНЕСЕТЕ ВЫ БОГУ, НЕ ДОЛЖЕН БЫТЬ СДЕЛАН ИЗ КВАСНОГО (хамец)

Рассмотрите еще раз вышеприведенный отрывок главы Шмот 12:8. Можно ли назвать описанные там события "жертвоприношением"? Если так, есть ли связь между тем отрывком и стихом книги Ваикра? Так как "Песах" – это жертвоприношение, то какой хлеб, по вашему мнению, можно есть с этим жертвоприношением?

Во время пасхального Седера заповедано съесть хотя бы немного мацы (размером "кизаийт" – дословно "с маслину", фактически – "с яйцо"). Можете ли вы теперь объяснить почему это обязательно?

Прочтите отрывок Шмот 12:33-34,37-39.

/33/ А ЕГИПТЯНЕ ТОРОПИЛИ НАРОД, ЧТОБЫ ПОСКОРЕЕ ВЫСЛАТЬ ИХ ИЗ СТРАНЫ, ИБО СКАЗАЛИ ОНИ: "ВСЕ МЫ УМРЕМ!". /34/ И ПОНЕС НАРОД ТЕСТО СВОЕ, ПРЕЖДЕ ЧЕМ ОНО СКВАСИЛОСЬ, КВАШНИ СВОИ, УВЯЗАННЫЕ В ОДЕЖДЫ СВОИ, НА ПЛЕЧАХ СВОИХ… /37/ И ОТПРАВИЛИСЬ СЫНЫ ИЗРАИЛЯ ИЗ РАМСЕСА В СУКОТ - ОКОЛО ШЕСТИСОТ ТЫСЯЧ ПЕШИХ МУЖЧИН, КРОМЕ ДЕТЕЙ. /38/ А ТАКЖЕ МНОГОЧИСЛЕННАЯ ТОЛПА ИНОПЛЕМЕННИКОВ ВЫШЛА С НИМИ, И СКОТ МЕЛКИЙ И СКОТ КРУПНЫЙ - ОЧЕНЬ МНОГО СКОТА. /39/ И ПЕКЛИ ОНИ ТЕСТО, КОТОРОЕ ВЫНЕСЛИ ИЗ ЕГИПТА, ЛЕПЕШКАМИ ПРЕСНЫМИ, ИБО ОНО НЕ СКВАСИЛОСЬ, ТАК КАК ОНИ ИЗГНАНЫ БЫЛИ ИЗ ЕГИПТА, И НЕ МОГЛИ МЕДЛИТЬ, И ДАЖЕ ПИЩЕЙ НЕ ЗАПАСЛИСЬ.

Дополнительный вопрос:

ДВ-4.Как Тора объясняет отсутствие заквашенного хлеба? Спросите у тех, кто умеет печь хлеб: взойдет ли тесто, если квашню непрерывно трясти?

Посмотрите отрывок Шульхан Арух (Орах Хаим, 459:2):

"Не оставляют замешанное (для мацы) тесто в покое даже на один момент. И все время пока ею занимаются (месят ее) даже весь день она не заквашивается, а если оставил ее в покое на… четверть часа и еще одну двадцатую часа станет заквашенным".

Как это правило согласуется с рассказом Торы?

Итак, закон Торы в отношении мацы таков: заповедано есть мацу в пасхальный ужин, а в остальные шесть дней Песах мацу следует есть только в том случае, когда хочется есть хлеб. Иными словами: в Песах нельзя есть хамец, а если хочется есть хлеб, то он не должен быть квасным.

Контрольный Вопрос:

КВ-5. Объясните как этот закон согласуется с текстом Торы?

4. Марор (горькая зелень)

Важной заповедью Пасхального Седера является еда “Марор” – горькая зелень. Заповедь Торы о мароре сформулирована так Исход 12:8

И ПУСТЬ ЕДЯТ МЯСО В ТУ ЖЕ НОЧЬ, ЖАРЕНОЕ НА ОГНЕ. И ОПРЕСНОКИ (МАЦА) С ГОРЬКОЙ ЗЕЛЕНЬЮ ПУСТЬ ЕДЯТ.

Пасхальная Агада формулирует символический смысл еды марора так:"Этот марор - в знак чего мы едим его на Седере? - В знак того, что горькой делали египтяне жизнь отцов наших в Египте, как сказано (Исход 1:14): "и огорчали жизнь их трудом тяжелым над глиной и кирпичами и всяким трудом в поле; всякой работой, к которой принуждали их с жестокостью".

Прочтите отрывок из статьи

Марор учит нас: без памяти о рабстве нет настоящего Исхода. Не только потому, что, забыв о трудностях, мы потеряем ощущение свободы, но и потому, что мы не должны относиться к рабству и к изгнанию как к чему-то совершенно отрицательному, такому, что надо поскорее выбросить из своей головы и забыть в поколениях. Напротив, рабство было горьким, но необходимым, его горечь не напрасна. Тора называет Египет "плавильным тиглем": как высокая температура нужна для выплавки драгоценных металлов, так и притеснения египтян помогли создать из далеких наших предков народ Израиля. Плата, которую требует история, бывает высока, и она определяется не нами. однако только от нас зависит сделать так, чтобы эта плата не была напрасной.

Контрольный Вопрос:

КВ-6. Согласуется ли идея, высказанная автором статьи, с обоснованием еды марора в Пасхальной Агаде

5.Маггид

- рассказ об Исходе из Египта

Заповедь Торы - рассказывать в Пасхальную ночь об Исходе из Египта, как сказано: "И расскажи сыну своему в этот день, говоря: ради этого сделал мне Господь при выходе моем из Египта" (Исход 13:8. ). При этом, Пасхальная Агада выделяет “четырёх сыновей” – чытыре типа евреев, которые по-разному задают вопросы об Исходе. Вот этот отрывок из Агады:

"Барух hа-Маком"

четыре сына

(а). (Есть четыре благословения, которыми благословляют Всевышнего разные люди. Для одних это благословение:) "Благословен Тот, Который всюду", (для других это:) "Благословен Он"; (третьи благословляют Его:) "Благословен Тот, Который дал Тору народу Своему Израилю"; (четвертые опять:) "Благословен Он". И эти четыре типа благословения соответствуют "четырем типам сыновей": один сын мудрый, другой - нечестивый, третий - простодушный, четвертый - который не спрашивает.

(б) Мудрый сын (хахам) - какой вопрос он задает? - "Каковы свидетельства, правила и законы, которые заповедовал нам Господь, Бог наш?". И на это ты расскажи ему во всех подробностях о законах Седе-ра вплоть до самого конца Седера - что нельзя есть что-либо после афикомана.

(в) Нечестивый сын (раша) -какой вопрос он задает? -"Что это за служение у вас?". "У вас" (подчеркивает он) - а не у него. И поскольку он выводит себя из общины Израиля, то тем самым отрицает он самые основы (существования евреев). И на это ты притупи ему зубы и скажи ему: "Ради этого сделал мне Бог при выходе моем из Египта". И подчеркни "моем", а не "его", т.к. если бы он был там, то он не был бы выведен.

(г) Простодушный сын (там) -какой вопрос он задает? -"Что это?". Этому сыну скажи так: "Силою руки вывел Бог нас из Египта, из дома рабства".

(д) Тому же, кто не умеет спрашивать, ты сам объясни, как сказано: "И расскажи сыну своему в тот день, говоря: ради этого сделал мне Бог при выходе моем из Египта".

Комментарий

В тексте Торы есть четыре места (Второзаконие 6:20; Исход 12:26; Исход 13:14; Исход 13:8), где упоминается "будущий разговор с сыном об Исходе из Египта". Традиция толкует эти четыре стиха Торы как описание четырех различных типов евреев, которые по-разному задают вопросы об Исходе, т.е. по-разному пытаются осознать свою связь с народом Израиля. Этим четырем типам евреев свойственно по-разному благословлять Всевышнего, т.е. для этих четырех типов различен характер их взаимоотношений с Богом; поэтому рассказ о них начинается с описания четырех благословений.

Исследуя эти четыре типа сыновей, Агада ставит вопрос: кому и как ты должен рассказывать об Исходе из Египта? Агада отвечает: ты должен рассказывать об этом всем сынам Израиля, но каждому - в соответствии с его уровнем понимания.

(б) Мудрый сын: Рассмотрим вопрос "мудрого сына" более подробно: конечно, всякому интеллигентному человеку хочется знать "философские основы", но мудрый сын не спрашивает: "В чем философия Исхода из Египта?", - или: "Какова идеология нашего празднования?" Его вопрос прежде всего касается Галахи, т.е. еврейского закона. Он знает, что только изучая и соблюдая законы Торы, внимательно вглядываясь в каждое ее слово, можно достичь философской глубины. И мы должны учиться у такого сына умению задавать вопросы, умению строить основу для глубокого понимания.

Пасхальная Агада говорит о мудром сыне: "А ты подробно расскажи ему обо всех законах Песаха", чтобы он мог соблюдать их. С мудрым сыном Агада соотносит первое из четырех указанных выше благословений: "Барух hа-Маком", - дословно: "Благословен Тот, который всюду" - т.к. для мудрого сына Бог везде; Он открывается ему в каждом действии, в каждом явлении.

(в) Нечестивый сын: Далее Агада говорит о "нечестивом сыне". Сказано: "сын", т.е речь идет о человеке, который ощущает себя евреем и хочет им оставаться. Но он "нечестивый", т.к. совершенно отделяет себя от празднования Исхода - он не только не желает соблюдать заповеди, но собирается посмеяться над тем, в чем не хочет даже разобраться. Его вопрос Тора формулирует так (Исход 12:16): "Что это за служение у вас?" ("Что это вы здесь себе устроили?"). Говоря "ваше служение", а не "наше", он выводит себя из общины Израиля, и тем самым он отрицает основы: Божественность Торы и существование общины Израиля как метафизического единства, имеющего особую роль в этом мире и особый тип связи с Богом. Нечестивый сын говорит: "Евреем я остаюсь, но к иудаизму не хочу иметь никакого отношения".

Что делать с таким сыном? Сказать ли ему: "Уходи от нас, мы не хотим иметь с тобой дела"? Но ведь он тоже еврей, потомок Авраама, Ицхака и Яакова; его душа вышла с нами из Египта и получила Тору на Синае, он один из нас и нам больно глядеть на его нечестивость. Подход Агады заключается в том, чтобы не отталкивать его, но показать ему, что он сам рубит сук, на котором сидит.

Нечестивый сын, как и любой еврей, "сидит на плечах своих предков" - он не жил бы среди нас сегодня, если бы его предки не вышли из Египта и не соблюдали бы Тору от Исхода из Египта и вплоть до нашего времени. И Тора повелевает дать ему следующий ответ (Исход 13:8): "(Я делаю это, потому что) ради этого сделал мне Бог при выходе моем из Египта", - т.е. меня Он вывел бы, потому что я стремлюсь реализовать в мире Его желания, но тебя бы Он не вывел, потому что тебя незачем выводить, раз ты не хочешь жить по Его Торе. Таким образом, выход евреев из Египта произошел не это причине чего-либо, а ради цели, которую Бог поставил перед евреями. И наш ответ нечестивому сыну таков: "А почему ты имеешь возможность считать себя евреем? Не потому ли, что поколения до тебя жили по Торе? Ведь все, кто отбрасывал Тору, истребились из народа Израиля".

С нечестивым сыном Агада соотносит второе из четырех благословений: "Барух hу" - "Благословен Он". Воспринимая Бога как нечто стороннее, внешнее, - не "Ты", а только "Он", - такой человек самим фактом своего существования не уклоняется все же от того, чтобы воздать Ему благословение - ведь если бы не связь всех поколений народа Израиля с Богом, то и этот еврей - нечестивый сын - не жил бы сегодня.

(г) Простодушный сын: Третий сын задает простой вопрос: "Что это?" Простодушный сын не склонен к философствованию, но он хочет быть евреем, он хочет знать обо всем, связанном с Законом и Торой, и он спрашивает обо всем, что видит. Тора говорит о нем (Исход, 13:14): "И вот когда спросит тебя в будущем сын твой, говоря: "Что это?", - то скажи ему так: "Силою руки вывел Бог нас из Египта, из дома рабства". И словом "нас" покажи ему, что он тоже вместе со всем народом Израиля имеет удел в Торе. К третьему сыну относится благословение "Благословен Всевышний, Который дал Тору народу Своему Израилю" - потому что дав евреям Тору, Бог предоставил возможность и этому простому сыну, не склонному к философскому углублению в вопросы мироздания, просто соблюдая данные Богом заповеди, приблизиться самому к Богу и приблизить к Нему весь мир.

(д) Тому же, кто не умеет спрашивать, ты сам объясни: Четвертый сын называется в Агаде "который не умеет спрашивать". То ли он еще маленький, то ли невнимательный, то ли не знает, у кого можно спросить, или вообще не хочет думать об этом. Тора говорит нам о таком сыне и таком еврее (Исход, 13:8): "И скажи (сам) сыну своему в тот день так: "Ради этого сделал мне Бог при выходе моем из Египта".

Мы видим, что, с одной стороны, на нас лежит обязанность разъяснять значение Исхода каждому еврею. Но, с другой стороны, стих Торы, с которым мы обращаемся к еврею, не умеющему спрашивать, - тот же самый, что и в ответе нечестивому сыну, хотя Агада по-разному расставляет акценты в двух этих случаях. Одинаково и благословение, выражающее отношение сына-нечестивца и "неспрашивающего" сына к Богу: "Благословен Он", - благословение "в третьем лице", адресованное чему-то внешнему. Это совпадение весьма значимо, оно указывает на то, что тот, кто не спрашивает, находится в опасном состоянии, и он может легко превратиться в "нечестивого сына".

Прочтя приведенный отрывок из Пасхальной Агады и комментария к ней, сравните его. Теперь с четырьмя стихами Торы, говорящими о будущем разговоре с сыном:

Контрольные Вопросы:

КВ-7. Как вы думаете имеет ли Тора в виду “четыре разных типа сыновей”, или эти “четыре типа ” появляются в традиции когда она объясняет данный стих Торы?

КВ-8. Каковы главные идеи комментария (т.е. что он хочет добавить к тексту Пасхального Седера)?

КВ-9. Как бы вы сегодня спроектировали "четыре вида сыновей" на современное общество? Возможны ли здесь различные проекции?

6. Четыре бокала вина

Мудрецы установили закон, согласно которому на Пасхальном Седере следует выпить Четыре бокала вина. Несколько упрощая порядок Седера, можно сказать, что эти четыре бокала фактически задают его структуру:

и она такова: - Первый бокал

- Рассказ об Исходе из Египта

- Второй бокал

- Еда

- Третий бокал. Песни (Псалмы и т.д.)

- Четвёртый бокал.

Иными словами, четыре бокала делят Седер на 3 части: сначала рассказ, потом еда, затем песни. Но кроме этой структурной роли, у 4 бокалов вина на Седере есть и философское значение. Вот обьяснение этого значения из статьи “Основные идеи Пасхального Седера

“На Пасхальном Седере положено выпить четыре бокала вина (можно пить виноградный сок или разбавленное вино), и эти четыре бокала соответствуют четырем ступеням нашего освобождения из Египта.

Тора перечисляет их в такой последовательности: "И сказал Господь Моисею: "Я - Бог, и Я выведу вас (Первый Бокал) из-под ига Египта; и избавлю вас (Второй Бокал) от служения им; и спасу вас (Третий Бокал) мышцею простертой и казнями великими; и Я приму вас (Четвертый Бокал) к Себе в народ" (Исход 6:2).

Первый Бокал мы пьем в начале Седера, в знак физического выхода. Второй бокал - по завершении рассказа об Исходе. Изучая, как происходил Исход, мы избавляемся от служения египтянам, от подчиненности их богам, их культуре, их системе ценностей. Третий бокал мы пьем после завершения Трапезы - в знак спасения от преследования: потому что не хотели египтяне отказаться от "своих" евреев, и еще долго после ухода надеялись, что смогут удержать их в своей орбите. Четвертый бокал мы пьем в самом конце Седера - в знак того, что, пройдя через все трудности и получив Тору, мы стали наконец народом Бога.

Четыре бокала свидетельствуют о том, что Исход - это длительный и сложный процесс. Физический выход из рабства - только начало, а отнюдь не конец Исхода”.

Дополнительный вопрос:

ДВ-10. Какие стадии вы можете выделить в "Исходе" сегодня? Согласуются ли они с вышеприведенными идеями, и как?

7. "На следующий год в Иерусалиме"

Прочтите отрывок из статьи "Основные идеи Пасхального Седера"

"В самом конце Пасхальная Агада говорит: "На следующий год мы будем праздновать Песах, во вновь отстроенном Иерусалиме".

Сегодняшний наш Седер не полон: у нас нет Пасхальной жертвы, потому что Иерусалим еще не отстроен, Храм лежит в развалинах, и оспаривается даже наше право на саму Храмовую Гору.

Нам не видно сегодня, как своими силами мы сможем решить проблему восстановления Храма в Иерусалиме. Но точно так же сто лет назад казалось невозможным восстановить еврейское государство. История учит нас: не производи слишком дальних расчетов; сделай сегодня то, что в твоих силах; а в остальном надейся на Божественную помощь. Если ты будешь достоин, она придет. Если мы сегодня проведем Песах действительно достойно, уже в следующем году мы, может быть, будем праздновать его полностью, во вновь отстроенном Иерусалиме, Амен".

Контрольный Вопрос:

КВ-11. Выделите главные моменты и идеи этого комментария. Попробуйте подтвердить или опровергнуть их на основании изученных выше различных отрывков Торы.

8. Седьмой день праздника Песах.

Прочтите отывок из книги Ваикра (23:8):

И В ПЯТНАДЦАТЫЙ ДЕНЬ ЭТОГО МЕСЯЦА ПРАЗДНИК ОПРЕСНОКОВ БОГУ. СЕМЬ ДНЕЙ ЕШЬТЕ ОПРЕСНОКИ. /7/ В ПЕРВЫЙ ДЕНЬ СВЯЩЕННОЕ СОБРАНИЕ ДА БУДЕТ У ВАС; НИКАКОЙ РАБОТЫ НЕ ДЕЛАЙТЕ. /8/ И ПРИНОСИТЕ ОГНЕПАЛИМЫЕ ЖЕРТВЫ БОГУ СЕМЬ ДНЕЙ; В СЕДЬМОЙ ДЕНЬ - СОБРАНИЕ СВЯЩЕННОЕ: НИКАКОЙ РАБОТЫ НЕ ДЕЛАЙТЕ".

Здесь Тора указывает причины, по которым 7-й день Песаха установлен как праздник. Однако в книге Исход/Шемот 15:10 – описанно, что на седьмой день от Исхода произошло чудо при переходе через Красное море. Этот момент – завершение физического исхода.

/10/ И ФАРАОН ПРИБЛИЗИЛСЯ, И ПОДНЯЛИ СЫНЫ ИЗРАИЛЯ ГЛАЗА СВОИ, И ВОТ - ЕГИПТЯНЕ ГОНЯТСЯ ЗА НИМИ; И ВЕСЬМА УСТРАШИЛИСЬ, И ВОЗОПИЛИ СЫНЫ ИЗРАИЛЯ К БОГУ. /11/ И СКАЗАЛИ ОНИ МОШЕ: "РАЗВЕ МОГИЛ НЕДОСТАЕТ В ЕГИПТЕ, ЧТО ВЗЯЛ ТЫ НАС УМЕРЕТЬ В ПУСТЫНЕ? ЧТО ЭТО ТЫ СДЕЛАЛ НАМ, ВЫВЕДЯ НАС ИЗ ЕГИПТА? /12/ ВЕДЬ ОБ ЭТОМ МЫ ТЕБЕ ГОВОРИЛИ В ЕГИПТЕ: ОСТАВЬ НАС, И БУДЕМ МЫ СЛУЖИТЬ ЕГИПТЯНАМ, ИБО ЛУЧШЕ НАМ РАБОТАТЬ НА ЕГИПТЯН, ЧЕМ УМЕРЕТЬ В ПУСТЫНЕ!". /13/ И СКАЗАЛ МОШЕ НАРОДУ: "НЕ БОЙТЕСЬ, СТОЙТЕ И СМОТРИТЕ, КАК БОГ ВАС СПАСАЕТ СЕГОДНЯ! ИБО ЕГИПТЯН, КОТОРЫХ ВЫ ВИДИТЕ СЕГОДНЯ, НЕ УВИДИТЕ БОЛЕЕ ВОВЕКИ. /14/ БОГ БУДЕТ СРАЖАТЬСЯ ЗА ВАС, А ВЫ МОЛЧИТЕ!".

/15/ И СКАЗАЛ БОГ, ОБРАЩАЯСЬ К МОШЕ: "ЧТО ТЫ ВОПИЕШЬ КО МНЕ? СКАЖИ СЫНАМ ИЗРАИЛЯ, ЧТОБЫ ОНИ ДВИНУЛИСЬ ВПЕРЕД! /16/ А ТЫ ПОДНИМИ ПОСОХ СВОЙ, И НАВЕДИ РУКУ СВОЮ НА МОРЕ, И РАССЕКИ ЕГО - И ПРОЙДУТ СЫНЫ ИЗРАИЛЯ СРЕДИ МОРЯ ПО СУШЕ. /17/ А Я - Я ОЖЕСТОЧУ СЕРДЦЕ ЕГИПТЯН, И ОНИ ПОГОНЯТСЯ ЗА НИМИ, И ПРОСЛАВЛЮСЬ Я, НАКАЗАВ ФАРАОНА И ВСЕ ВОЙСКО ЕГО, КОЛЕСНИЦЫ ЕГО И ВСАДНИКОВ ЕГО. /18/ И УЗНАЮТ ЕГИПТЯНЕ, ЧТО Я - БОГ, КОГДА ПРОСЛАВЛЮСЬ Я, НАКАЗАВ ФАРАОНА, И КОЛЕСНИЦЫ ЕГО, И ВСАДНИКОВ ЕГО".

Попытку философского осмысления этого события, в применении также и к нашей сегодняшней ситуации, можно найти в статье "Спасение на море"

Переход через Красное море явился для евреев самым ярким и решающим моментом на пути перехода из состояния рабства в состояние свободного человека.

Мидраш рассказывает, что когда евреи, а затем и преследующие их египтяне вошли в расступившееся море, то пришел ангел-хранитель Египта к Всевышнему и сказал: "Несправедливо Ты задумал! Ведь много десятилетий в Египте все они вели себя одинаково: и те и другие поклонялись идолам, и те и другие предавались разврату, и те и другие не хотели признавать Твою власть. Почему же сегодня Ты одних проводишь через море, а других топишь в нем?" И ответил ему Всевышний: "Ибо эти (евреи) могут принять Мою Тору, а те (египтяне) не могут".

Ответ этот показывает, что причина Исхода вовсе не в том, что мы заслужили его своей праведностью или страданиями. (Ведь мы были ничем не лучше неевреев, среди которых жили; а если в чем-то и на миллиметр лучше, - то ведь с нас и больше спрашивается.) Еврейский народ выживает не "в награду за прошлое", а из-за своих возможностей - в дальнейшем - стать народом Торы. Единственная причина Исхода - это заложенный в нас духовный потенциал; и только от нас зависит, сможем ли мы реализовать его и стать очередным звеном в цепочке поколений, стремящихся осуществить принципы Торы в Святой 3емле, и через это достичь исправления всего человечества. Тот, у кого есть в жизни цель, согласующаяся с целью Всевышнего, - тот выживает; тот же, кто теряет Божественный потенциал в своей душе, погибает.

Итак последний день Песаха - это Праздник в память о том, что евреи, вышедшие из древнего Египта, смогли спастись при переходе через море. А мы - сможем ли выжить при переходе через море сегодня?

Контрольный Вопрос:

КВ-12. Согласны ли вы с такой трактовкой важности для нас седьмого дня Песаха

Отдельным важным вопросом – как при обсуждении гибели армии Фараона при переходе через Море, так и вообще при обсуждении казней Египетских – является вопрос о свободе выбора Фараона. Справедливо ли было то, что Бог, по-видимому, отнял свободу выбора у Фараона?
Прочтите об этом два отрывка:

Отрывок 1: из лекций З.Дашевского Справедливо ли отнять свободу выбора у Фараона?

Что обозначает, что Всевышний “отяжелил сердце фараона”? Говорилось уже, что фараон поставлен перед испытанием - послушаться ему или нет - в такой ситуации, когда у него фактически отнята свобода выбора. Справедливо ли это?Всевышний Сам уже говорил, что Он утяжелил его сердце, а теперь фараона за его непослушание еще и наказывают. Рамбам объясняет это явление таким образом, что бывают такие случаи, когда человек совершает так много плохого или какое-то очень сильное преступление, что в качестве наказания его лишают этого естественного человеческого свойства - свободы выбора. Таким образом, фараон, который вначале отказывался сам, по своему собственному выбору, так долго,- теперь лишен свободы выбора. Получается так, что ему как бы предлагают, но у него нет никакого другого выхода, как отказаться. Таким образом, это уже не испытание, а только наказание.

Отрывок 2: из Пасхальной Агады “В этом году в Иерусалиме” издательства “Маханаим” Дополнительный комментарий:

Фараон не выпускал евреев. Но ведь Тора говорит: "Ожесточил Бог сердце фараона, и он не согласился отпустить евреев" (Исход, 10:27). Может быть, фараон не так уж виноват? Если Бог ожесточил его сердце, то должен ли он отвечать за свои действия - ведь он как бы не имеет свободы выбора? Но это не так. Термин “ожесточил” означает, что Бог укрепил, сделал более сильным сердце фараона, - чтобы тот не испугался наказаний, и, не поддаваясь страху, мог свободно выбирать: отпустить ли евреев или продолжать путь сопротивления воле Бога. Если бы Бог не укрепил его сердце, нам было бы непонятно: в том случае, если бы Фараон отпустил евреев, означало ли бы это, что он действительно вернулся к добру, или же у него просто не хватило сил и смелости сопротивляться. Именно приданная ему Всевышним "крепость сердца" и обеспечила фараону свободу выбора.

Контрольный Вопрос:

КВ-13. Сформулируйте этические проблемы связанные с “отяжелением сердца фараона” и переходом через Море, и предлагаемый вами подход к этим проблемам

9. Первый сноп ячменя – Сельскохозяйственный аспект Песаха

На следующий день, после первого дня Песаха, сжинали первый сноп ячменя и приносили в Храме жертвоприношение, сделанное из этого ячменя. С этого момента официально объявлялось начало жатвы.

Таким образом, праздник Песах имеет связь не только с еврейской историей, но и сельским хозяйством в Стране Израиля. Подробней см. Об этом в следующей лекции.


Ответы на контрольные вопросы:

КВ-1. Оба комментария - Раши и Сончино - ставят своей целью передать еврейскую традицию, но они подчёркивают разные элементы этой традиции. Учитывая, что комментарий Раши написан в конце 11 века, а комментарий Сончино в начале 20 века – попробуйте сравнить эти комментарии и проанализировать, в чём состоит различие между теми элементами традиции, которые они подчеркивают. (Обратите особое внимание на те слова в тексте Торы, на которые есть оба комментария, и Раши и Сончино, но они комментируют эти слова по-разному)



ДВ-2. Сравните два приведенных отрывка из книг Шмот и Дварим. Учитывая, что книга Дварим по своей природе тесно связана со Страной Израиля, объясните отличия между ними.



КВ-3. Мы называем праздник "Песах". Скажите, что в Торе называется "Песах"?. Как в Торе называется праздник, который мы называем "Песах"?



ДВ-4. Как Тора объясняет отсутствие заквашенного хлеба? Спросите у тех, кто умеет печь хлеб: взойдет ли тесто, если квашню непрерывно трясти?



КВ-5. Объясните как закон о маце согласуется с текстом Торы?



КВ-6. Согласуется ли идея, высказанная автором статьи о мароре, с обоснованием еды марора в Пасхальной Агаде?



КВ-7. Как вы думаете имеет ли Тора в виду "четыре разных типа сыновей", или эти "четыре типа" появляются в традиции, когда она объясняет данный стих Торы?



КВ-8. Каковы главные идеи комментария к "Барух hа-Маком" (т.е. что он хочет добавить к тексту Пасхального Седера)?



КВ-9. Как бы вы сегодня спроэцировали "четыре вида сыновей" на современное общество? Возможны ли здесь различные проекции?



ДВ-10. Какие стадии вы можете выделить в "Исходе" сегодня? Согласуются ли они с вышеприведенными идеями, и как?



КВ-11. Выделите главные моменты и идеи комментария в конце Пасхальной Агады. Попробуйте подтвердить или опровергнуть их на основании изученных выше различных отрывков Торы.



КВ-12. Согласны ли вы с приведенной трактовкой важности для нас седьмого дня Песаха?



КВ-13. Сформулируйте этические проблемы, связанные с "отяжелением сердца фараона" и переходом через Море. Предложите ваш подход к этим проблемам.