МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр
К оглавлению лекций З.Дашевского по Книге Иеhошуа

Лекция 18. Иеhошуа, главы 15-16

Место нахождения города Двир
Происхождение имени Атниэль, его связь с Ябэцом, персонажем книг Иеhошуа и Шофтим
Бедность и богатство в еврейском народе. Отношения между братьями в денежном вопросе
Описание границ территории, принадлежащей потомкам Иосефа
Порядок раздела земли между коленами Эфраима и Менаше
Общеее правило жерибъевки при разделе земель
"Равный ” раздел земель между сыновьями Иосефа
"Превосходство” Рувена, как первенца
Превосходство первенца по Галахе
Действия Авраама при делении на народы, его наследие миру
Превелегии первенцев перед остальными
Судьба территорий за Иардэном
Раздел земли – одна из важнейших заповедей Торы
Превосходство Эфраима не смотря на первородство Менаше
Строгий запрет Торы на смешивание видов. Глубокое значение числа 12 в Иудаизме
Эрец Исраэль и еврейский народ – единый организм
Необходимость деления по коленам в еврейской жизни

1.  Место нахождения города Двир

Продолжаем обсуждать главы, касающиеся жеребьевки и раздела земли. В прошлый раз мы разобрались с тем, что досталось колену Йеhуды и, в частности, - Калеву (15:13-14). Относительно последующих стихов (15-19) возникли тогда некоторые вопросы. Первый - относительно города Двира. Говорилось о том, что Калев пообещал свою дочь Аксу тому, кто сумеет покорить город Двир, который до этого назывался Кирьят-Сэфэр. Не ясно было, где находится этот город Двир? По позднейшей справке, относительно идентификации этого города имеются споры. В последнее время имеется тенденция отождествить этот город Двир с населенным пунктом, который называется "Тэль-Байт-Мерсим", находящимся, примерно, в 20-ти километрах к Юго-Западу от Хеврона. Предполагается, что где-то неподалеку от этого места и находился этот город Двир. Там сейчас существует сельскохозяйственное поселение Двира, названное в честь этого города.

О.В. Поселение Двира, по-видимому, еврейское, но вокруг скорее всего сейчас живут арабы.

2.  Происхождение имени Атниэль, его связь с Ябэцом, персонажем книг Иеhошуа и Шофтим

Второй вопрос относился к происхождению имени Атниэль. По этому поводу ничего определенного не говорится. Вполне возможно, что верно предложенное объяснение, что его можно "расшифровать", как: "эт-ни эль " - то есть: "время мое - Господь". В Вавилонском Талмуде, в трактате Тмура, говорится, что во-первых, Атниэль - это тот же самый персонаж, что и Ябэц. Говорилось уже, что Атниэль в последующем станет "шофэтом" - то есть правителем Израиля в следующем поколении после Йеhошуа. В этой главе Атниэль пока возникает, как эпизодический персонаж. Самая последняя в Танахе книга -"Диврей hа-Йамим" приводит имя Ябэц, и Талмуд утверждает, что Атниэль - это и есть Ябэц, и объясняет, что Ябец называется в книгах Пророков (Йеhошуа и Шофтим) именем Атниэль, потому, что его "мучил Эль" - от слова "инуй" - "мучение".

Ябэц же его звали потому, что он развивал и распространял ("лерабец") Тору в Израиле. Талмуд задает вопрос: Откуда мы знаем, что Бог его мучил? - Потому что сказано (ссылка на стих "Диврей hа-Йамим"): "И воззвал Ябец к Богу Израиля, говоря так: "Если ты благословить - благословишь меня, и расширишь мой предел, и будет Твоя рука со мной, и дашь пастбище мне без печали", и дал ему Бог то, что он просил". Как же так: такой скромный человек, а просит расширения предела и пастбище "без печали"? Талмуд, процитировав этот стих, комментирует его по частям и говорит: "если благословить - благословишь" это значит - в Торе, и "расширишь мой предел" - среди учеников, и "будет Твоя рука со мной" - это, чтобы не забывалось мое учение из моего сердца, "и дашь мне пастбища" - чтобы мне попадались друзья подобные мне ("мераа" от слова "мераим" - дружки), чтобы было с кем обсуждать Тору, и - "чтобы я не печалился" - "чтобы меня не загоняло в угол мое злое начало - "ецер hа-ра" и не отбивало меня от учения". И дальше он как бы говорит, как объясняет Талмуд: "Если ты сделаешь так, то - хорошо, а если - нет, то я буду пребывать в моей печали, и просить". И тут же Бог дал ему все, что он просил. Таким образом, Талмуд объясняет нам, что все эти блага были единственным устремлением Атниэля. Он был стопроцентный "талмид-хохам", который совершенно был в стороне от прикладных дел, и поэтому его молодая, энергичная жена - "эшет хаиль" - отправилась с его позволения к отцу просить для него благ.

3.  Бедность и богатство в еврейском народе. Отношения между братьями в денежном вопросе

О.В.Как понять, почему один брат богат (или, скажем, - состоятельный) - это Калев, а другой (пусть он даже сводный) - так беден, что его жене приходится просить у отца материальной помощи? По Талмуду он просит совсем не материальных благ. Если же понимать все буквально по пшату, то он должен был бедствовать довольно сильно. С другой стороны, что значит: бедный и небедный? Конечно, в пустыне бедных не было, потому что там почти отсутствовала товарная форма отношений. Хлеб выпадал строго на каждого едока "по норме", но они были богатыми потенциально, поскольку они много получили в Египте, и особенно - выловили на море. Поэтому все евреи были довольно состоятельны и имели всякие драгоценности, а некоторые были очень богатые, Корах, например. Однако, Моше совсем не сразу был богат, потому что пока все занимались "вылавливанием" египетских богатств, он ходил и разыскивал гроб Йосэфа, и поэтому у Моше не было ни гроша. Потом уже Всевышний сделал так, что у него в шатре открылся источник драгоценных камней, и он тоже стал очень богат (и есть еще такой мидраш, что ему достались опилки со Скрижалей).

П.О.В.Вполне вероятно, что Атниэль, если он таков, каким его описывает Талмуд, тоже вместо того, чтобы "вылавливать" драгоценности, сидел и занимался Торой, и упустил эти богатства. Мы не знаем, насколько был? богат Калев. Известно только, что он получил хороший надел возле Хеврона. Поскольку он был князь, то, наверное, положение обязывало его быть не очень бедным. Атниэль как раз приводится, как пример, иллюстрирующий то правило, что нам мудрецы велели не пренебрегать бедными, и не в том смысле, что не оставлять их голодными (это Тора запрещает), но вообще не относиться к бедным, как к какому-то более низкому слою населения. Наоборот, Талмуд предлагает в стихе: "Закапает вода из ведер" читать "дли" - ведро", как "даль" - несчастный, бедный. То есть, это означает, что Тора будет проистекать не из самых богатых частей общества, а наоборот, самые высокие достижения будут из тех, кто вырос в бедности. Атниэль - как раз пример человека, который жил в довольно заметной нужде, (хотя, наверное, не был настолько уж беден, чтобы просить подаяние). Поскольку он мог прокормиться и его небогатое состояние не мешало ему заниматься Торой, то брат мог предлагать ему помощь, которую он мог не принимать. Основной имущественный принцип в отношениях между евреями - это то, что человек имеет право дарить свое имущество, и человек имеет право не принимать подарков. Поэтому, недоумение по поводу того, как это брат не помогал брату, возможно разрешается так, что тот брат, которому он хотел помочь, не? хотел принимать помощи. Если ему хватало средств на то, чтобы прожить, то ему и не нужна была помощь. Когда он уже становится руководителем народа, ему "неприлично" быть небогатым. Когда человек является руководителем, то он не может быть ниже некоторого уровня вполне серьезного достатка.

О.В. Мы заключаем, что он был бедным, из того толкования мидраша и Талмуда, где сказано, что жена говорит: "Ты дал мне засушливую землю, дай мне источники воды". И так говорит пшат. А драш (как уже обсуждалось) вместо "дай мне" читает: "ты дал мне". И получается так, что : "Ты дал мне зной - выдающегося талмид-хохама, ты дал мне человека, в котором нет ничего, кроме воды". Этот "зной" и "вода" - это одно и то же, и это - Тора. То есть, у этого человека есть Тора и больше ничего нет. Женщина так не может быть хозяйкой, она не может жить на облаках. Отсюда Талмуд выводит, что у этого человека было много Торы, и не было никакого серьезного базиса в материальном мире.

4.  Описание границ территории, принадлежащей потомкам Иосефа

Главы 16 и 17 посвящены одному колену. В 15-ой главе обсуждается территория, доставшаяся колену Эфраима, а в 16-ой - колену Менаше. Сказано: "И выпал жребий сыновьям Йосэфа от Йардена (возле) Йерихо до вод Йерихо на Востоке". Здесь отмечается восточная граница территории, которая досталась потомкам Йосэфа. Уже упоминалось, что при некоторых перечислениях Эфраим и Менаше упоминаются, как два отдельных колена, а при других - они упоминаются, как одно колено Йосэфа. Здесь говорится пока об общей территории, без разделения на Эфраима и Менаше, и восточной границей этой территории является река Йарден. Нуждается в уточнении, что означает это: "ми-ярден йерихо"? По-простому, это то место Йардена, где они переходили реку 14 лет назад, - напротив Йерихо. Что такое "ми-ярден" - толком не известно, но это где-то в области северо-восточной оконечности этой территории Йосэфа. Это - некий источник (или источники), об идентификации которых спорят ученые. Дальше эта граница доходит до Бейт-Эля, из Бейт-Эля идет в Луз, и это несколько удивительно, потому что, как мы помним, Яаков тот город, который раньше назывался Лузом, переименовал в Бейт-Эль. Тогда получается, что этот Луз - тот, который и был Луз, А Бейт-Эль - это то место неподалеку от него, где Яаков видел сон с лестницей. Это одно из распространенных объяснений, и иногда считают, что нынешний Бейт-Эль - это еще третье место. Так или иначе, но это - граница, а сам город Бейт-Эль отошел, по-видимому, не к Йосэфу, а оказывался у южной границы территории Йосэфа, и относился к колену Беньямина.

О.В. Можно подробнее разобраться в этом месте: "И выпал жребий сыновьям Йосэфа: от Йардена Йерихо до вод Йерихо на Востоке (восточная граница территории Йосэфа), и дальше пустыня поднимается от Йерихо к горе Бейт-Эль". Что такое гора Бейт-Эль? Пустыня, которая поднимается от Йерихо, - она находится к западу от Йерихо, на восточных склонах горы. Это - та пустыня, которая упоминалась в раннем разделе, когда обсуждался захват города Айя.

5.  Порядок раздела земли между коленами Эфраима и Менаше

4-ый стих этой главы говорит: "И унаследовали сыновья Йосэфа Менаше и Эфраим, и была граница сыновей Эфраима по их семьям, и была граница наследия ...." Здесь дважды повторяется "была граница наследия". Почему он так говорит? Прежде всего задается вопрос о последовательности. Говорилось уже, что колено Йеhуды оказалось первым, кому выпал жребий, и это было естественно, потому что колено Йеhуды - царское, и оно должно быть первым во всех важных отношениях: в походе, в стоянке, в войне, в разделе земли. Так вот, в походе, например, мы всегда видим, что за лагерем колена Йеhуды всегда называется лагерь колена Эфраима. Эфраиму положено идти вторым (известно, что из колено Эфраима - сам Йеhошуа).

О.В. Давно был поставлен такой вопрос: как бросался жребий колену Йосэфа, если на нагруднике у Коhен-Гадоля в Урим в Тумим есть только 12 камней, и Йосэф там представлен одним камнем? Как же бросался жребий Эфраиму и Менаше? По-видимому, ответ состоит в следующем. Урим и Тумим задавались различные вопросы. Как же поступали в том случае, если вопрос не мог иметь в качестве ответа имя колена? Тогда загорались буквы, и грамотный человек мог прочесть ответ, поставив эти буквы в? правильном порядке. В книге Шмуэль коhен Эли, который был последним из Шофтим, ругал Хану за то, что она "пьяная" вошла в Храм. Мидраш объясняет, что Эли получил от Ханы очень дипломатичный ответ, однако, если бы он имел более четкое ухо, то он бы услышал в нем довольно резкую критику. Она говорит ему: "ло адони" - "Нет, господин". И мидраш говорит, что она имеет в виду, что: "Ты - не господин, ты не очень владеешь своим инструментом. Ты запросил Небо и получил ответ, который состоял из определенных букв, эти буквы ты сложил в слово - "шакура" - "пьяная", а на самом деле надо было сложить их, как - "ке-сара" то есть, что у нее та же самая проблема, что у Сары. Поэтому, мало получить ответ, но надо уметь его понять, расположив буквы в правильном порядке. Есть мидраш, который отмечает здесь более тонкие проблемы, когда приходилось сталкиваться с текстом, который содержал одну букву больше, чем один раз. Оказывается, что каждая буква, если смотрят пророческим взглядом, содержит внутри себя все 22 буквы алфавита. А возможно, что и каждая из них снова содержала 22 буквы и т.д. То есть, были буквы нескольких порядков и пророческим оком Коhен-Гадоль читал полный текст ответа, видя глубоко и в правильном порядке.

6.  Общеее правило жерибъевки при разделе земель

О.В. Детей у Йосэфа больше не было, кроме Эфраима и Менаше. То, что Яаков говорит в своем благословении Йосэфу ("а те, которые родятся"), он, безусловно, имеет в виду не детей, а внуков. Читать ответ Урим и Тумим мог не обязательно Коhен-Гадоль, но его мог читать и тот царь, который стоял напротив него и спрашивал. У Эли же больше никого не было, и он видел только сам, что там написано. Короче говоря, Урим и Тумим дают ответ не только "да-нет" и не только имена колен,? и поэтому нет большой проблемы в том, что можно было получить ответы на любые вопросы. Тем не менее, как мы уже обсуждали, Элиазар до того, как бросался жребий, с помощью Урим и Тумим объявлял: "Сейчас будет такое-то колено и ему достанется такая-то земля", и после этого - жребий подтверждал: "Да, такое колено; да, - такая земля". То есть, происходило дублирование. Было еще и более сильное дублирование, потому что и сам жребий "кричал": "Я - жребий такого-то, и земля выпала такая-то". А кроме того, были еще представители всех колен, которые образовывали Бейт-Дин, и на всякий случай уступали друг другу: "если вам случайно досталось что-то из нашей земли, то мы объявляем ее бесхозной, и вы можете забрать ее." Талмуд обсуждает нечто очень существенное, а именно то, что Йеhошуа разделил землю между коленами при некотором очень важном условии, которое состояло в том, что евреи должны, начиная с какой-то степени "незначительности", "неудобства" или "потери" - уступать друг другу. Например, человек может использовать улицу для каких-то своих подсобных нужд, что может создавать определенные неудобства прохожим, которые уже в поколении Йеhошуа пообещали друг другу уступать. То есть, еще с самого начала, когда Йеhошуа разделял землю между коленами Израиля, все евреи пообещали быть друг по отношению к другу более, чем "вежливыми", они приняли обязательство к готовности идти на определенные уступки.

7.  “ Равный ” раздел земель между сыновьями Иосефа

Итак, первым делом бросается жребий для потомков Йосэфа в целом, и они выступают, как одно колено. Это очень важно потому, что Яаков не хотел сказать, что просто будет два колена, а он сказал: "Это будет колено Йосэфа, но в этом колене твои два сына получат землю, так, как Рувен и Щимон". Почему Яаков так хитро поступил? Он сделал так потому, что он хотел, чтобы Менаше не был выдвинут, как первенец, перед Эфраимом. То, что он скрестил руки, показывает, что он хотел выделить Эфраима по крайней мере в том, что он называется первенцем, потому что его потомству суждено сыграть более заметную роль (от него произойдет Йеhошуа). Если бы Яаков просто сказал, что он что-то дает Йосэфу, то Йосэф, давая завет своему потомству, отдал бы двойную порцию Менаше. А Яаков сказал Йосэфу: "Вот твои два сына, я проникаю дальше под этот уровень, и они будут для меня, как два колена, и каждый - получит равную долю (один не получит больше, чем другой).

После того, как жребий обрисовал границы всего колена Йосэфа, бросается новый жребий, который определяет границы каждого из колен сыновей Йосэфа. Рамбан в своем комментарии к книге Берешит, обсуждая благословение Яакова, пишет, что по словам наших мудрецов, Йосэф был первенцем в смысле наследия. Уже упоминалось нами, что у первенца есть три стороны, по которым он выделен перед другими братьями: царство, священничество, и двойная доля в наследстве.

8.  “Превосходство Рувена, как первенца

Реувен, например, - первенец Яакова, являл собой образец чистых намерений из-за которых он, однако, все время попадал впросак. Реувен - персонаж удивительной невезучести и непутевости, который активно хочет все время сделать все справедливо и хорошо, праведно, Если следовать мидрашу, то Реувен, оскорбясь за мать, когда отец после смерти Рахели перенес свое жительство к Билhе, приходит к отцу и справедливо требует, чтобы он вернулся к Лее, так как она - его основная жена, которая родила ему 6 сыновей, и соответствует Яакову в его вечном и главном качестве - Исраэль. Как же он мог перенести свое проживание к служанке? За этот поступок Реувен лишается всего, поскольку он совершил чудовищную вещь - лег со служанкой отца. Тора говорит, что когда Реувен хотел спасти Йосэфа, он добился колоссального результата - заставил братьев отказаться от приговора убить Йосэфа. Он уговорил братьев не убивать его, а просто бросить в яму, для того (как свидетельствует Тора), чтобы потом вынуть его оттуда и привести к отцу. В другом случае, когда Яаков не хочет отпускать Беньямина, Реувен понимает, что это необходимо сделать, для того, чтобы спасти Шимона, и он говорит, что он ручается: "если я тебе его не приведу, - убей двух моих сыновей". Это, конечно, удивительное самопожертвование. Яаков говорит ему: "Ты поспешен, как вода". И так получилось, что все преимущества Реувена, как первенца, были розданы: царем стал Йеhуда, священником стал Леви, а двойную долю в наследстве - получил Йосэф. Ему противостоит Йеhуда, получивший похвалы и благословения. Йеhуда - мудрый человек. Он в случае с Йосэфом предложил продать его (чтобы не убивать).

9.  Превосходство первенца по Галахе

О.В. Реувен - первый сын Яакова от Леи, а Йосэф - первый от Рахели. Однако, несмотря на то, что первенец по матери, безусловно, выделен (его надо выкупать и пр.), но в смысле двойной доли имущества Тора совершенно ясно говорит, что речь идет только о первенце "у отца". Тора говорит, что если у человека есть две жены - одна любимая, а другая - ненавистная, то первенец - сын ненавистной, все равно считается первенцем, если он родился первым. Из этого следует, что у отца нет нескольких первенцев в смысле наследства, но могут быть первенцы в смысле "катар рехем", которых надо выкупать. Что касается Ишмаэля, то его можно было бы считать первенцем Авраама, если бы он не был сыном служанки, рабыни. В этом случае трудно говорить, что же полагалось ему в наследство по закону, так как это было еще до дарования законов Торы. Как бы то ни было, Авраам при жизни своей дал Ишмаэлю надел и имущество, и отправил его. Когда Аврааму было сказано: "возьми сына своего, единственного, любимого", на это Авраам по мидрашу отвечает: "Каждый у своей матери единственный", но ему отвечают: "Ты про мать не говори, речь идет о том, что он - у тебя единственный", потому что сказано ему было: "В Ицхаке назовется потомство твое". Это значит, что потомством Авраама не является Ишмаэль. Но и Ицхак - тоже "не весь" является его потомством. Талмуд говорит: "бе-Ицхак алаль ло hа-коль Ицхак", так как от Ицхака произойдет еще Эсав, коорый тоже не является потомством Авраама.

10.  Действия Авраама при делении на народы, его наследие миру

О.В. Есть такое представление, что классическое число народов мира - 70 в нашей традиции, существовало до Авраама. Оно возникло в поколении Вавилонской Башни, в поколении Эвера, Элега. Мидраш говорит, что тогда с Неба спустилось 70 ангелов и каждый ходил и предлагал семьям разных народов свой язык. А потом каждый из народов принял этого ангела в качестве своего ходатая и заступника. Авраам же сказал: "Я принимаю только Того, Кто сотворил всех". Поэтому, Авраам стал выделенным потомком Шема, который был носителем языка иврит. Отсюда считается, что Авраам не добавил к количеству народов ни одного, и цифра 70 народов мира так и осталась. То, что Авраам добавил - это некоторые виды духовности, которые наложились на все народы. То есть, на все психофизические склады, на все "физиономии", которые в мире существуют, потомки Авраама наложили разного вида духовности. В этом смысле - от Ишмаэля пошел мусульманский мир, от Эсава - христианский. От Яакова, понятно, пошел еврейский мир. Сыновья Кетуры были отправлены далеко, и по некоторой версии сыновья Кетуры дают культуру Дальнего Востока. Получается так, что Авраам "всего лишь" наложил различные типы духовности на все народы и языки мира.

Продолжаем цитату из Рамбана: "Мудрецы сказали, что Йосэф - первенец в смысле наследства, и таким образом, он получает двойную долю, как полагается всякому первенцу, но мы нигде не встречаем, чтобы Яаков сказал, что он даст "первенство" Йосэфу." Таким образом, мудрецы говорят, что Йосэф является первенцем в смысле наследования, но они же отмечают, что Яаков нигде не говорит, что Йосэф будет его первенцем в каком-то еще смысле. Яаков сказал: "Как Реувен и Шимон - они будут мне". Отсюда говорится в "Диврей hайамим", последней книге Танаха, что: "Первенство было отдано Йосэфу, сыну Исраэля". Если так, то получается, что Эфраим и Менаше - вполне, как два колена, и в этом и есть первенство Йосэфа. Так именно и говорят мудрецы. То есть, первенство Йосэфа состоит не в том, что Яаков как бы сказал: "Ты у меня будешь первенцем", а в том, что он сказал: "Два твоих сына будут, как два колена".

11.  Превелегии первенцев перед остальными

О.В. какие есть примеры тому, что первенец получил сразу все свои прерогативы: двойную долю наследства, царство и священничество? Это все утверждается, как общий принцип, но мы все время видим, что например, Давид обещал, что после него будет царствовать Шломо, который, конечно, не был первенцем.

Рав Гуна говорит, что то, что получает первенец, а именно: он получает лишнюю долю, как первенец, и получает еще долю наравне со всеми братьями, - эти две доли ему обязаны дать рядом, смежными. Поэтому понятно, почему сначала бросали жребий на все колено Йосэфа, потому что это было как бы то, что полагается первенцу: одна доля наравне со всеми, и одна - сверх. Потом уже, поскольку было благословение Яакова дать одному и другому брату, это разделялось между ними, и разделялось точно так же по жребию (той же "высокой комиссией"). Вопрос о том, как происходило дальнейшее разделение, - не так очевиден. Не ясно, участвовали ли Элиазар и Йеhошуа в том, как внутри каждого колена земля распределялась по семействам, отчим домам и семьям. Возможно, что это делалось уже только внутриколенным Бейт-Дином. Понятно, что поскольку раздел земли длился 7 лет, то это была очень серьезная работа.

12.  Судьба территорий за Иардэном

О.В. Земли за Йарденом, на восточном берегу, абсолютно не участвуют в жеребьевке, и так же та часть колена Менаше, которая на том берегу, - тоже в ней не участвует. Это было дано по постановлению Моше и уже "вышло из игры". В этой жеребьевке, как объяснялось нам с самого начала, участвуют 9 с половиной колен. Забегая несколько вперед, надо сказать, что когда мы говорим: "1/2 колена Менаше", то надо понять, что это за половина, и как она определялась. Мы увидим, что это разделение "пополам" было явно не точно пополам: одна "половина" была намного больше другой. Мы знаем, что остаться на том берегу Йардена - это была их собственная инициатива. Главными руководителями были представители колена Гада. Гад, Рувен и 1/2 колена Менаше хотели получить эти земли, потому что там были хорошие пастбища и пр. Как разделилось колено Менаше будет обсуждаться позднее.

13.  Раздел земли – одна из важнейших заповедей Торы

Говорилось уже, что разделение Эрэц Исраэль между коленами - очень важная заповедь. Имеется много законов Торы, вступающих в силу только тогда, когда Земля Израиля или по крайней мере большая ее часть завоевана Израилем; но этого мало, нужно еще, чтобы колена Израиля жили на своих территориях. Если вся Земля принадлежит Израилю, но колена живут вперемежку, то важнейшие законы, такие, как Йовель, Шмита, законы о продаже и выкупе участков и домов в городах разного типа, не могли выполняться.

О.В. Действительно, сейчас у нас условия жизни "несколько ущербны". Но мы говорим о том, что когда земля Израиля завоевывается, то следующий шаг обязан состоять в очень педантичном распределении земли между коленами и внутри каждого колена земля должна быть распределена по семействам, по отчим домам, семьям; и они не должны быть "размазаны" или перекрываться. Возможность женитьбы между коленами мы уже обсуждали, и если невеста получила землю в наследство, то ей следовало выходить замуж в своем колене. Если же все-таки она вышла замуж за кого-то из другого колена, то по крайней мере в этот начальный период, земля ни коим образом не переходит к ее мужу, хоть он и может пользоваться плодами этой земли.

О.В. По семьям распределяли, возможно, тоже по жребию, но может быть это происходило только при участии "местного" Бейт-Дина, который обладал сильными полномочиями. Он мог, например, объявить чье-то имущество бесхозным, и ничего против этого нельзя было возразить.

Если посмотреть на карту раздела между коленами, то видно, что города Эфраима вклиниваются в территорию Менаше. Как же это возможно, если мы знаем, что даже территории семейств не должны вклиниваться одна в другую. И говорится здесь, что поскольку изначально нам демонстрируется, что весь йосэф - это одно колено, а дальше они делятся на колена Эфраима и Менаше только для того, чтобы выполнить благословение Яакова, то это не считается нарушением того, что каждому колену следует находиться на своей отдельной территории. То есть, Йосэф - это одно колено, которое состоит из двух частей, фигурирующих под названием отдельных колен.

14.  Превосходство Эфраима не смотря на первородство Менаше

16-ая глава описала, что получил Йосэф в целом и что получил Эфраим. 17-ая глава начинается с того, что потом был жребий для колена Менаше, первенца Йосэфа, и - "ки hу бехор Йосеф ле-махир бехор Менаше..." (Дальше начинается история более подробного разбирательства распределения территории в колене Менаше). Объясняет (Мецудат Давид), что такое: "ки hу бехор Йосеф" - "ки " означает "потому что", но в каком же здесь смысле надо это понимать? Если понимать так: "он - первенец, и поэтому его жребий бросался после Эфраима", то какая же здесь логика? Получается, что: от того, что он - первенец, - то его жребий после Эфраима? И дается такое объяснение, что надо понимать так, что "несмотря на то", что он был первенцем (а так и можно перевести "ки"), его жребий был вторым. Понятно, что это было сделано для того, чтобы исполнить благословение, данное Яаковым. Это "ки", которое здесь стоит, возможно, перекликается с тем, что сказано в книге Берешит (48:14). Когда Яаков благословляет сыновей Йосэфа и кладет правую руку на голову Эфраима, там говорится: "ки Менаше hа-бехор" - "хотя Менаше первенец". То есть, несмотря на то, что Менаше первенец, Яаков на первое место поставил Эфраима.

15.  Строгий запрет Торы на смешивание видов. Глубокое значение числа 12 в Иудаизме

О.В. Почему так важно, чтобы каждое колено жило на своем месте? Естественно, совершенно неопровержимым ответом на это может быть: "так сказал Ха-Шем". Мы знаем, что Он так сказал, и поэтому такое утверждение бесспорно правильно. Вопрос же состоит в том, почему Он так сказал? Есть некоторый уровень требований, состоящий в том, чтобы определенные вещи не смешивались. Значительные части законов Торы и Галахи относятся к этому типу, например: запрет смешивать молоко с мясом, запрет носить переплетение шерсти и льна, запрет пахать на быке и осле вместе, запрет скрещивать разные биологические виды животных и растений - в самом начале Торы говорится, что они должны (животные и растения) размножаться "по виду своему", то есть, есть запрет смешивать какие-то виды или особи.

П.О.В.Что касается территорий, на которых живут отдельные люди, семьи или колена на Земле Израиля, то надо понять, что это - такая "чувстительная" Земля, на которой нельзя вести себя произвольно. Именно поэтому она требовала изгнания или уничтожения ханаанских народов, потому что эта Земля не может вынести жителей, ведущих себя безобразно. Колена Израиля представляют собой определенный организм. Этих колен должно быть 12, и это - классическое число не только у Израиля. В Торе сказано, что Ишмаэль и Эсав - все они родили по 12 князей (в качестве шутки можно рассказать, что однажды, проезжая по Москве, мы увидели ровно двенадцать портретов членов Политбюро). Считалось, что тот, кто не родил 12 князей, тот еще не создал народ. Народ в таком "супербиологическом" смысле начинается там, где есть 12 колен. Эти 12 колен (12 струн, 12 струй) - вместе должны образовать полноту, которая должна быть не просто каким-то набором. Даже при приготовлении пищи хорошая хозяйка не просто перемешивает нужные продукты. С коленами Израиля инструкция состоит в том, что они не должны жить просто вперемежку.

16.  Эрец Исраэль и еврейский народ – единый организм

П.О.В.Мы видели, что мидраш, пытался оправдать Калева, когда он затеял такое рискованное дело и пообещал свою замечательную дочь какому-то анонимному богатырю, который завоюет город Двир. А что если это будет какой-то раб, мужлан или самаритянин? И мидраш говорит, что поскольку карта Эрэц Исраэль является некоторой моделью Торы, то завоевать этот город сможет только тот, кто постиг соответствующий закон Торы (и наверное, Калеву это было ясно). Поэтому надо понимать, что Эрэц? Исраэль завоевывается и просто и - непросто. Если понимать так, что материальная Земля Израиля есть своеобразная форма записи текста Торы, а колена Израиля являются тем живым организмом, который должен с этой Землей составлять единство, то тогда все это вместе - такой организм, где все должно быть на своем месте (как, например, организм животного или человека с определенным расположением органов).

17.  Необходимость деления по коленам в еврейской жизни

О.В. Вовсе не надо считать так, что все мы - потомки Йеhуды. Когда говорят, что "10 колен исчезли", - не следует это понимать буквально. Они исчезли только в том смысле, что они исчезли с лица своих земель, и перестали находиться на своем месте. Тот, кто по вашему мнению, "ищет пропавшие колена" - сначала должен бы понять, что он ищет! Бывают удивительные совпадения, связанные с этими "поисками". Колумб, который тоже "искал" - сумел "мимоходом" открыть Америку, и произошло это ровно в том году, когда евреев изгнали из Испании, и это - выдающийся исторический факт. Америка была и продолжает быть приютом и поддержкой евреям, и поэтому никак нельзя быть неблагодарными по отношению к этой стране.

О.В. По поводу того, что колена "перемешивались" за время между завоеванием Земли и Изгнанием (примерно, 900 лет), надо понять, что есть закон, который говорит, что принадлежность человека народу Израиля определяется по матери, а принадлежность к колену - определяется по отцу. Поэтому они никак не могут перемешиваться, потому что каждый принадлежит к определенному колену. Нетривиальный вопрос с герами, потому что гер становится частью народа Израиля, но он не становится частью какого-то колена. И это вопрос, действительно, - сложный. Народ Израиля является неким уникальным организмом, и этот организм содержит какие-то важные органы, самые крупные органы - это колена Израиля. То, что в этих коленах могут меняться какие-то "молекулы", "атомы" и пр. - это ничего не меняет! На сегодняшний день, кроме Левитов и Коhенов, вряд ли кто-нибудь точно может установить, к какому колену он относится.

О.В. Действительно, мы читаем в нескольких местах, что не все ханаанские народы были изгнаны или уничтожены. Когда говорится, что Господь обещал изгнать все ханаанские народы, нигде не сказано, что их изгонят всех без остатка. Но даже, если бы Он пообещал, что они будут изгнаны все, нигде не указано, в каком это поколении. Когда Йеhошуа пишет, что "до сего дня остались тут жить ханаанейцы", то возникает вопрос: до какого дня? Казалось бы, что разумный ответ на это - до того дня, когда пишется эта книга, то есть - до конца дней Йеhошуа. Почему подчеркивается, что они остались? - Потому, что от этого - все беды! Они остались почти во всех коленах: и в колене Йеhуды, и Йосэфа и в др. На восточном берегу -они не остались. С другой стороны, то, что ханаанейцы остались, действительно, является выполнением того, что говорится в Торе, а именно: "Я не смогу прогнать их быстро, а буду прогонять их постепенно, для того, что бы не размножилось на вас зверье полевое". В дни Шломо это дело было исправлено к лучшему - часть ханаанейцев была побита фараоном, который их разбил, а земли отдал в подарок дочери, на которой женился Шломо.


Продолжение