К оглавлению книги Н.Лейбович "Новые исследования книги Бытие в свете классических комментариев"Книга Бытие / Недельный раздел Вайхи
"Завещание Яакова" (Бытие гл. 47:28-31)
Праотец Яаков перед смертью завещал своему сыну Йосефу похоронить его в стране Кнаан. После смерти Яакова это завещание было передано фараону.
Сравним слова Яакова, обращенные к Йосефу, и речь, с которой Йосеф обратился к фараону:Завещание Яакова:
47:29 ЕСЛИ БЫ ОБРЕЛ Я МИЛОСТЬ В ГЛАЗАХ ТВОИХ, ТО ПОЛОЖИ ТЫ РУКУ СВОЮ ПОД БЕДРО МОЕ И ОКАЖИ МИЛОСТЬ ИСТИННУЮ: НЕ ХОРОНИ ЖЕ МЕНЯ В ЕГИПТЕ! : 47:30 И ЛЯГУ Я С ОТЦАМИ МОИМИ, И ТЫ ВЫНЕСИ МЕНЯ ИЗ ЕГИПТА И ПОХОРОНИ МЕНЯ В ИХ ГРОБНИЦЕ. :
Речь Йосефа:
50:5 ОТЕЦ СВЯЗАЛ МЕНЯ КЛЯТВОЙ, СКАЗАВ: ВОТ, Я УМИРАЮ; В ГРОБНИЦЕ МОЕЙ, КОТОРУЮ Я ПРИГОТОВИЛ СЕБЕ В СТРАНЕ КНААН, ТАМ ПОХОРОНИ МЕНЯ. :
Разница очевидна. Понятно также, в чем она заключается. В своих речах, обращенных к фараону, Йосеф осторожен. Он, чужак и пришелец, возвысившийся в Египте, остерегается задеть чувства египтян. Праотец наш, Яаков, не имеет ничего общего с этим миром идолопоклонников, с миром мерзости египетской - и не хочет быть погребенным в их стране. Он дважды подчеркивает:
47:29 НЕ ХОРОНИ ЖЕ МЕНЯ В ЕГИПТЕ!
47:30 И ТЫ ВЫНЕСИ МЕНЯ ИЗ ЕГИПТА.
Но Йосеф, передавая желание отца фараону, дважды опускает эту деталь. Он, чиновник, занимающий высочайшую и почетнейшую должность в государстве, не хочет оскорблять египтян. Особая форма завещания Яакова, особая форма клятвы
47:29 ЕСЛИ БЫ ОБРЕЛ Я МИЛОСТЬ В ГЛАЗАХ ТВОИХ, ТО ПОЛОЖИ ТЫ РУКУ СВОЮ ПОД БЕДРО МОЕ И ОКАЖИ МИЛОСТЬ ИСТИННУЮ. :
- не предназначены для посторонних и потому Йосеф все это пропускает. С другой стороны, Йосеф знает, как воздействовать на фараона, умеет найти убедительные доводы, чтобы тот дал разрешение отнести почтенного покойника в Страну Кнаан и позволил своему заместителю проводить его в последний путь. И потому он прибавляет к словам Яакова то, что тот не говорил и не мог сказать:
50:5 ОТЕЦ СВЯЗАЛ МЕНЯ КЛЯТВОЙ, СКАЗАВ: ВОТ, Я УМИРАЮ; В ГРОБНИЦЕ МОЕЙ, КОТОРУЮ Я ПРИГОТОВИЛ СЕБЕ В СТРАНЕ КНААН, ТАМ ПОХОРОНИ МЕНЯ. .
Речь идет о пещере Махпела. Яаков не готовил себе там гробницы, но Йосефу известно, что знатные египтяне готовят себе усыпальницы еще при жизни, и там, и только там, должно состояться их захоронение. Фараон, конечно, сочтет эту посьбу резонной, поэтому Йосеф высказывает ее в конце своей речи. Мы видим, что и в пропусках, и в добавлениях есть свой смысл, и ни одно изменение, которое вносит Йосеф, передавая слова Яакова, не является случайным.
Какова же реакция Йосефа на просьбу Яакова принести клятву?
47:29 ЕСЛИ БЫ ОБРЕЛ Я МИЛОСТЬ В ГЛАЗАХ ТВОИХ, ТО ПОЛОЖИ ТЫ РУКУ СВОЮ ПОД БЕДРО МОЕ. :
Йосеф должен поклясться - но с клятвой не спешит. Вначале вместо этого звучит простой ответ:
47:30 И СКАЗАЛ: Я СДЕЛАЮ ПО СЛОВУ ТВОЕМУ. : 47:31 И СКАЗАЛ ОН: ПОКЛЯНИСЬ МНЕ! И ОН ПОКЛЯЛСЯ ЕМУ. :
Комментаторы отмечают тут некую странность: почему Йосеф не сразу исполняет просьбу отца? Почему он дает клятву только после уговоров, только тогда, когда отец снова просит: "Поклянись мне!"
Этот вопрос оказывается еще более важным, если мы сравним поведение Йосефа с поведением раба Авраhама, который тоже был приведен к клятве своим господином:
24:2 И СКАЗАЛ АВРАhАМ РАБУ СВО- ЕМУ, СТАРШЕМУ В ДОМЕ ЕГО ПОЛОЖИ РУКУ ТВОЮ ПОД БЕДРО МОЕ, 24:3 И ВОЗЬМУ С ТЕБЯ КЛЯТВУ ГОС- ПОДОМ, БОГОМ НЕБЕС И БОГОМ ЗЕМЛИ.
И раб повинуется слову своего господина:
24:9 И ПОЛОЖИЛ РАБ РУКУ СВОЮ ПОД БЕДРО АВРАhАМА, СВОЕГО ГОС- ПОДИНА, И ДАЛ ЕМУ В ЭТОМ КЛЯТВУ.
Почему же Йосеф не сразу исполняет просьбу своего отца? Об этом хорошо говорит мидраш, отвечая на наш вопрос:
Берешит Раба:Сказал раби Ицхак: раб поступил как раб; свободный человек поступил как свободный человек. Раб поступил как раб: "И положил раб руку свою..." (Брейшит, 24:9). Свободный человек поступил, как свободный человек: "И сказал: я сделаю по слову твоему".Раба, который повинуется воле других, необходимо сковать - железными кандалами или узами клятвы, - чтобы он действовал по необходимости (будь то необходимость физическая или нравственная) в соответствии с волей других. Но свободный человек повинуется своей совести и делает добро по собственному свободному выбору, потому что он добр, каждый раз заново принимая решение. Примерно так толкует это место Мальбим:Лучше, чтобы он не клялся и сделал это сам, по заповеди "Почитай отца своего", и тогда поступок будет более совершенным, чем если бы с меня взяли клятву; ибо это указывает, что я связан и вынужден этой клятвой, и тогда действие не будет собственно моим, каким было бы действие по свободному волеизъявлению.(Очевидно, в этом кроется также и причина, из-за которой Тора и мудрецы не одобряют вынужденное принятие обетов, когда человек берет на себя обязательство в силу внешних обязательств, и хотят, чтобы человек приносил свой дар по собственному желанию, как свободная личность, и не связывал себя обетами).
Но тогда непонятно, почему Яаков так настойчиво просит, чтобы Йосеф дал клятву?
47:31 И СКАЗАЛ ОН: ПОКЛЯНИСЬ МНЕ!
В ответ напомним то, о чем мы уже говорили выше: Йосеф должен прийти к фараону, царю Египта, с очень серьезными аргументами (с его точки зрения), а именно: "Отец связал меня клятвой, сказав..". То, что этот аргумент подействовал, мы видим из ответа фараона:
50:6 ВЗОЙДИ И ПОХОРОНИ ОТЦА СВОЕГО, КАК ОН ЗАКЛЯЛ ТЕБЯ. :
Продолжение