Перевод комментария - издательство "Швут Ами"


4.       –    СЛУШАЙ. Это самая первая фраза в письменном компендиуме Закона, которую Моше извлек из своего устного повторения Закона, чтобы направлять свой народ, вступающий в новую фазу децентрализации. Эта фраза и по сей день служит для сохранения еврейского сознания каждого еврея вне зависимости от того, насколько далек он от своих собратьев-евреев. Это первое предложение, которое учит каждый еврейский ребенок, как только он начинает осознавать окружающий мир; это, кроме того, и последнее прощание, которым друзья проводят его в иной мир. Это декларация того, что еврей рождается в этом мире как Б-жественный штандарт, используемый Им для завоевания человечества. Это последняя истина, от которой откажется сын Израиля, погрязший в трясине отчуждения от своего народа. Это декларация еврейского осознания единства Б-га, и за ним логически следуют предложения, которые должны заставить еврея понять цель его жизни, цели обучения и подлинную цель его стремлений, как личных, так и общественных. Эти утверждения охватывают основные принципы, которые должны руководить его поведением, аксиомы, которые должны составлять основу всего его мышления и освящения его домашней и общественной жизни. Они должны исполнять эти функции вне зависимости от того, где живет и дышит еврей, где растит детей, ведет домашнюю и общественную жизнь, вне зависимости от того, где ложится и встает, готовит руки для дела, а ум – для мыслей; вне зависимости от того, где он строит свой дом, и где ставит ворота. Вот почему он должен повторять себе все эти утверждения утром и вечером, каждый день своей жизни.

…Ибо констатация единства (Б-га), данная здесь в качестве самой первой основной истины, которую мы должны помнить постоянно, это не что иное, как самое категорическое отрицание всех политеистических представлений, и древних и современных...

5.       –   ЛЮБИ. Это значит: ищи близости Б-га, подчинив этой цели все свое сердце, всю свою душу и все свои средства. Все ваши мысли и чувства, все ваши желания и стремления и все, чем вы владеете, должно рассматриваться вами лишь как средство достижения близости Б-га; они представляют для вас ценность лишь постольку, поскольку могут приблизить к вам Б-га...

…Осознание единства Б-га служит также для объединения всех аспектов нашей личности, со всеми ее кажущимися несоответствиями, физическими и психическими, и ее откликами на успехи и неудачи так, что все грани нашей личности сливаются в единстве бытия и воли. Все, чем мы являемся, все, что мы делаем, и все, чем владеем, посвящено одной и той же цели, одной и той же задаче, одному и тому же желанию: "любить" Б-га всеми разнообразными аспектами своей жизни; исполнять лишь Его желания, а не наши; с каждым днем все более быть достойными Его близости. Лишь Единому Б-гу полностью подчиняется человек; и это подчинение Единому делает его личность единым гармоничным целым.

Самый многозначительный и имеющий далеко идущие последствия результат нашего осознания единства Б-га заключается в том, что мы должны любить Б-га "всем своим сердцем", то есть                (как добрыми, так и дурными наклонностями). Способность увлекаться дурным, низменным, подлым и чувственным – это источник          (дурных наклонностей) – была дана нам тем же самым Единым Б-гом, Который дал нам и способность тянуться к тому, что хорошо, благородно, нравственно и духовно – это источник          (хороших наклонностей). И те, и другие наклонности есть проявление той же самой любви Единого Б-га. Именно Он равно вплел первые и последние в наш человеческий потенциал.

То, что Он создал нас восприимчивыми и к обольщеньям зла, не значит, что Он меньше любит нас. Нет, эта способность привлекаться к дурному представляет собой, так сказать, фундаментальный поцелуй Его любви. Ибо в этой способности заключается все наше благородство и нравственное достоинство. Без способности тянуться к злому мы не были бы людьми; не было бы ни морали, ни добродетели. Вся наша сущность состояла бы лишь из желаний и действий нашего тела, таких как у животного. Ибо то, что мы называем "животным инстинктом", есть просто односторонняя природа животного. Животное тянется лишь к тому, что соответствует его функциям; все остальное либо отталкивает его, либо оставляет равнодушным. Отсюда та напряженность и неизменность, которые характерны для проявлений животной жизни. Если бы подлость и зло не притягивали нас, если бы они оставляли нас равнодушными или если бы они отталкивали нас как нечто противное нашей природе; если бы только добро притягивало нас мощным неотразимым магнетизмом, если бы добро не влекло за собой самоотречения и самоконтроля, тогда мы, безусловно, никогда не делали бы "зла", но никогда также не творили бы и "добра". В таком случае сделанное нами добро не принадлежало бы нам; оно не было бы нравственным человеческим поступком, порожденным свободной волей. Мы лишь следовали бы за физическими императивами нашей природы, которая неизбежно определялась бы тогда стимулами, воздействующими на нашу природу. Таким образом, исчезновение означало бы и конец нашего нравственного достоинства...

Фактически, ни одна из наших наклонностей сама по себе не является "хорошей" или "дурной". Все наши побуждения, от самых чувственных до самых духовных, становятся "хорошими" или "дурными" исключительно в силу того, как мы их используем: в указанных Б-гом пределах и для поставленных Им целей или, выходя за эти пределы, отвергая эти цели или употребляя для целей, которых Б-г не ставил. Таким образом, любить Б-га всем сердцем, обоими ецерами – и          и          – означает посвятить все свои мысли и все свои склонности, стремления и чаяния исключительно исполнению Б-жественной воли, употребляя их все на службу Единому Б-гу таким образом, чтобы использование и управление ими вело нас вперед в нашем стремлении достичь Его близости...

И ВСЕМИ СВОИМИ СРЕДСТВАМИ, всем своим имуществом. Любовь к Б-гу всем достоянием должна демонстрироваться не только употреблением своего состояния для службы Б-гу, но и отказом от дохода или владения, которых можно достичь или сохранить, лишь нарушив Закон Б-га. Действительно, когда есть выбор между финансовыми потерями и нарушением Закона, Закон стоит незыблемо. Человек обязан даже пожертвовать всем своим имуществом в том случае, если обладание им неминуемо ведет к нарушению хотя бы одного запрета из Б-жественного Закона.       означает не только финансовые средства, но всякие средства, которые нам предоставлены; оно, таким образом, означает все то, что Провидение Б-жественной любви считает подобающим "отмерить" нам...

6. …По сути, весь Закон есть не что иное, как раскрытие того, как нам следует проявлять свою любовь к Б-гу, "всем своим сердцем, и всей своей душою, и всеми своими средствами...".         (учения), которые освобождают сердце и душу от страсти и заблуждения, наполняя их вместо этого правдивыми и благородными мыслями, учат нас, как любить Б-га всем сердцем.         (законы), которые ограничивают и освящают развитие нашей физической и чувственной природы в границах установленной Б-гом морали, учат нас, как любить Б-га всей душой.       и       (социальные установления и заповеди), которые строят нашу общественную жизнь на фундаменте справедливости и долга, учат нас, как любить Б-га всеми средствами.         (свидетельства), которые привносят эти истины и задачи в наше сознание, предписывая совершение символических действий, которые выражают их, и       (символические приношения), знаменующие нашу посвященность всему этому жизненному служению, при помощи которого мы должны искать близости Б-га, занимают все аспекты нашей личности и тем самым учат нас, как любить Б-га всем сердцем, всей душой и всеми средствами.

7. СИДЯ В СВОЕМ ДОМЕ. Обновление нашего осознания Б-жественного Единства (стих 4) и единства нашей жизненной задачи (стих 5), которое является его логическим следствием; подчинение всех наших мыслей и желаний этим основным истинам нашей миссии и вытекающим из нее законам, раскрытым Б-гом в Его Законе (стих 6), и отсюда наша задача воспитывать наших детей и самих себя, обучая их и самим изучая эти основные законы и истины (стих 7), – все эти идеи должны применяться на практике все время и где бы мы ни находились, дома или за его пределами. С них мы должны начинать наш ночной отдых и нашу дневную работу...

И ЛОЖАСЬ, И ВСТАВАЯ. Нам, таким образом, приказывают помнить об Единстве Б-га и его значении для всей нашей жизни и устремлений, и когда мы уходим на покой ночью, и вновь, когда встаем, чтобы заняться дневной работой – ночью, чтобы показать наше полное доверие к Единственному Направителю наших судеб, а утром, чтобы подготовиться к новому дню с радостной покорностью Единственному Направителю наших поступков...

8. И ПОВЯЖИ ИХ. Наша верность Единому Б-гу, посвящение Ему всех наших жизней и устремлений всем сердцем, всей душой и всеми средствами – эти концепции должны сформировать все содержание нашей жизненной миссии, нашего собственного обучения и обучения наших детей. Мы должны повязать их на руки, делая символом своих "обязательств", и носить их надо лбом, делая символом "направителя своих глаз". Заповеди тефилин имеют символический характер, и мы должны усвоить их символическое содержание и значение своим духовным и нравственным "я". Это ясно показывают нам концепции       (символа) и       (напоминания), термины, которыми Закон обозначает тефилин, а также условие, что все компоненты тефилин и материалы, из которых он изготовлен, должны быть взяты от чистых (то есть кашерных) животных...

Прикрепляя к руке и на голове основные истины, которые олицетворяет тефилин, мы "связываем" наш ум, инструмент мыслей, и наши руки, орудия физической деятельности, с выполнением их (данных Б-гом) обязанностей.

9. И НАПИШИ ИХ НА КОСЯКАХ СВОЕГО ДОМА. Все эти концепции должны составить основу каждого вашего поступка и мысли; им вы должны посвятить всю свою личность и вверить всю свою жизнь. Вы должны стараться понять их сами, а также передать это понимание своим детям. Вы будете заняты ими утром и вечером; они будут сопровождать вас повсюду и оставят свой отпечаток на всех ваших мыслях и поступках. Они будут написаны над входами в ваши дома и на дверных косяках, освящая, таким образом, помещения, в которых проходит ваша частная и общественная жизнь, как место, где эти идеи должны воплотиться в реальность. Очевидна причина, по которой заповеди касательно мезузы даются только сейчас, при повторении Закона, когда народ готовится вступить на свою Землю. Лишь после того как евреи получили Землю, у них появились "дома и ворота", постоянные жилища...

Характерной особенностью всех законов (о мезузе) является то, что мезуза и ее содержание должны влиять, прежде всего и в первую очередь, на разум и дух живущих и работающих в доме людей.

И ПОВЯЖИ... И НАПИШИ. Надевающий тефилин подчиняет посредством этого все свои мысли, стремления и поступки велениям Б-жественной воли, которые составляют содержание тефилин. Точно так же, укрепляющий текст мезузы при входе в жилые помещения подчиняет этим свой дом, то есть жизни всех живущих в нем, этим велениям. Мезуза сразу бросается в глаза ему, да и любому входящему в дом, как увещание и напоминание. Именно поэтому он должен укрепить мезузу на доме, а не на собственном теле. Мезуза – не амулет. Домочадцы могут ожидать помощи и покровительства Всемогущего Б-га (Чье Имя         украшает по обычаю внешнюю сторону мезузы) во всех превратностях семейной жизни лишь в той мере, в какой они строят свою жизнь в соответствии с целью мезузы и ее содержанием…

10-13. В конце предыдущего отрывка говорится о заповеди помещать мезузы на наших домах и воротах, то есть о символическом посвящении и подчинении нашей домашней и общественной жизни Единому Б-гу и Его воле. Здесь нас учат помнить о Б-ге и оставаться верными и преданными Ему в мыслях, на словах и на деле. Нас, кроме того, предупреждают не следовать примеру других народов. Подчинение Израиля этим наставлениям – вот чего ожидают от присутствия этих извлечений из Б-жественного Закона на наших домах и воротах.

18-19. И ПОСТУПАЙ. Делая то, что является "прямым" или "честным" (таково буквальное значение слова      ), а именно то, что соответствует вашей природе и природе ваших собратьев, и то, что хорошо, что согласуется единственно с Его намерениями в отношении мира, вы обеспечиваете себе одобрение Б-га и, таким образом, постоянное ничем не омраченное владение страной, изобилие которой описано выше.

     , добро, которое вы творите, сделает вас достойными этой Земли; ваша "прямота" придаст вам нравственное благородство, которое обратит в ничто значимость ваших врагов. Наше поведение должно направляться нормой того, что "справедливо и хорошо в глазах Б-га". Наши Мудрецы толкуют эту заповедь как принцип, который еще более расширяет требования Б-жественного Закона к нашему социальному поведению: мы не просто должны подчиняться требованиям права и долга, ясно выраженным в Законе, но мы должны позволить себе руководствоваться тем духом добра и права, который подразумевается в этих условиях. Этот принцип, в первую очередь, включает концепцию честности, которая требует, чтобы мы не пользовались правом – даже законным – если преимущество, которое мы извлечем, воспользовавшись этим правом, непропорционально мало по сравнению с тем преимуществом, которое получила бы другая сторона, если бы нам пришлось отказаться от наших притязаний. Когда есть более высокая, положительная и добрая цель вы должны быть готовы отказаться от тех прав, которые принадлежат вам по закону...

20. КОГДА В БУДУЩЕМ СПРОСИТ ТЕБЯ ТВОЙ СЫН. В предыдущем отрывке (стихи 16-19) нам напоминают о том, чтобы мы не ждали непрерывных чудес от Б-га для подкрепления своей веры в действительное присутствие среди нас Его верховной власти. Напротив, воспоминания о чудесах, которыми изобилует история нашего становления как народа, должны служить вечным заверением Его присутствия и учить нас ожидать дальнейших проявлений Его присутствия лишь в том случае, если мы останемся скрупулезно верными тому, что справедливо и хорошо в глазах Б-га. Такое направление мысли логично и тесно связано с заключительными отрывками этой главы (стихи 10-25). Здесь нам говорится о том, что передача нашему юношеству знания о чудесах нашей ранней истории, которые свидетельствуют о верховной власти Б-га, должна быть основой всего обучения нашей молодежи Б-жественному Закону. Такая передача нашего исторического опыта навсегда устранит необходимость непрерывного повторения чудес, которое требует приостановки обычного порядка в природе.

25.       – И ЗАЧТЕТСЯ НАМ В ПРАВЕДНОСТЬ. (См. комментарии к Берешит 15:6). Эта праведность есть и всегда будет нашим долгом; мы можем исполнить задачи своей жизненной миссии, только если мы соблюдаем все без различия законы, как одну Б-жественную заповедь, как предписанный Б-гом устав нашей жизни – тщательно, ничего не отменяя и не изменяя; во всей его полноте, в соответствии с его содержанием и подразумеваемым способом соблюдения.

ВСЮ ЭТУ ЗАПОВЕДЬ… КАК ОН ПОВЕЛЕЛ НАМ. Мы не имеем права менять или "реформировать" в ней что-либо.

ГЛАВА 7

1. КОГДА Б-Г, ТВОЙ Б-Г, ПРИВЕДЕТ ТЕБЯ. Заключительный раздел предыдущей главы поставил перед нами задачу: основываясь на собственном историческом опыте, передать нашим детям обязанность верно соблюдать Б-жественный Закон. Такое соблюдение Закона должно стать делом каждого поколения – как нынешнего, так и всех будущих. Однако наши усилия передать Б-жественный Закон следующему поколению, привлечь своих детей к вечному делу нашей жизни и подготовить их для него будут с самого начала обречены на неудачу, если наша молодежь родится и получит образование под нееврейским влиянием; если они будут зачаты нееврейскими матерями или взращены на коленях отцов-неевреев; если их умы и характеры будут формироваться под влиянием учений и примеров нееврейских отцов и матерей, и если наши браки и наши семьи будут пропитаны нееврейскими элементами. Излагаемые далее заповеди призваны противостоять угрозе для нашей миссии в самом истоке нашего будущего.

3-4. …Вы не только не должны отдавать свою дочь сыну другого народа – ибо, поступая так, вы с самого начала отчуждаете своего ребенка и своего внука от иудаизма и готовите им нееврейское будущее – но вы не должны также брать в жены сыну дочь нееврея. Вы не должны считать, что ваше влияние и пример вашей семейной жизни побудит нееврея к тому, чтобы проникнуться еврейским духом и еврейским образом жизни. Вы не должны думать, что чрево нееврейки может выносить вам еврейского внука, поддающегося воспитанию в духе иудаизма. Нееврейская мать не только не принесет ребенка еврейству, но и произведенный вами и рожденный матерью-еврейкой ваш сын попадет под влияние своего тестя-нееврея, который отвратит его от верности еврейскому Закону и вовлечет в сферу своих собственных нееврейских идей и традиций. "Ибо он отвратит твоего сына от следования Мне", и оба они, и твоя дочь, которая вышла замуж за нееврея, и твой сын, женившийся на нееврейке, "будут служить чужим богам", пойдут нееврейскими путями языческих богов...

6. ИБО ТЫ – СВЯТОЙ НАРОД. Вы –народ, который свят. Что до других народов, – они сами формулируют свое предназначение; для них сверхзадачей существования национальной общности является самосохранение в качестве независимых народов. Но не такова цель вашей национальной общности; ваша цель лежит вне вас. Ваша национальная общность принадлежит Б-гу, и она должна подчинить все свои отношения, каждый аспект своей жизни – личный, семейный и политический – задачам и целям, поставленным перед ней Б-гом, ее Собственником и Повелителем. Поэтому она должна избегать всего, что шло бы вразрез с этими целями: "Ибо… быть тебе народом, принадлежащим исключительно Ему".

9. ПОЭТОМУ ЗНАЙ. Из опыта своего собственного избавления вы знаете, что Б-г, Который обнаружил Себя в вашей истории в качестве вашего Б-га, есть тот же самый Б-г, Которого все народы признают или инстинктивно ощущают "Б-гом", вне зависимости от того, как они Его называют...

10. ОН ВОЗДАЕТ. Он воздает даже за добро, которое творится ненавидящими Его, и Он делает это "в лицо". Это может означать (1) "перед лицом", т.е. человек лично получит вознаграждение за сделанное добро, так что он сам будет наслаждаться им в течение своей жизни. Не такова доля того, кто любит Б-га. Для такого человека Б-г "хранит союз и благо до тысячи поколений". Поэтому земная награда за его добрые дела приходит (лишь) в виде счастья его детей и внуков, которое он утвердил актом своей доброты (см. Шмот 34:7); или (2) "в направлении, куда он поворачивается лицом", т.е. в соответствии с направлением, которое принимают его идеи и стремления. Его эгоистичный разум считает наградой лишь то, чем он может насладиться лично (Эрувин 22a)... Добрый человек уже достиг бессмертия на земле тем, что будет жить в своих потомках, которые унаследовали, наряду с его нравственным потенциалом добра, также и награды за его добродетели. Потомство злого человека, с другой стороны, исчезает в третьем или четвертом поколении, если продолжает творить зло, как и он...