МИРОВОЗЗРЕНИЕ ТАЛМУДИСТОВ - К оглавлению

ГЛАВА III.

ТРУДОЛЮБИЕ

А. О трудолюбии: вообще

Б. О земледелии

В. О ремеслах

А. О трудолюбии: вообще

 

1) Шемайя говорит: люби труд и презирай барство8.

(Авот, 1, 10)

 

2) Р. Элазар, бен Азария, говорит: вне науки (Торы) нет общежития, вне общежития нет науки; вне мудрости нет страха Божия, вне страха Божия нет мудрости.

(Там же 3, 21).

 

3) Что должен предпринимать человек, чтобы разбогатеть? — Р. Иеhошуа бен Ханания, сказал: завести большую торговлю и добросовестно торговать. На это ему возразили ученые: многие так поступили, но не достигли цели. Нужно еще, кроме торговли, молиться Тому, Кому принадлежат все богатства в мире, как сказано (Аггей 2, 8): «Мне (принадлежит) серебро, Мне — злато»; одно без другого недостаточно.

(Нида, 70б).

 

4) Рабан Гамлиэль говорит: «кто владеет каким-нибудь ремеслом, того можно уподобить винограднику, защищенному извне оградою, или каналу, обведенному валом; наоборот, не владеющий никаким ремеслом подобен винограднику, незащищенному оградою, или каналу, не обнесенному валом».

(Тосефта-Кидушин 1, 9).

 

5) Р. Трифон говорит: «Пресвятой — да благословен он! — не утвердил своего пребывания среди Израильтян раньше, чем они стали заниматься работою, ибо говорится (Исход 25, 8): «И да соорудят Мне святыню, и Я поселюсь среди них».

(Авот де-раби-Натан, гл. 11).

 

6) Учители наши учили: «И да уберешь хлеб свой» (Второз. 11, 14). К чему собственно это повеление? А вот к чему: в другом месте (Иисус Навин, 1, 8) говорится: «Да не отходит сия книга учения от уст твоих», и так как из предосторожности я мог бы понимать эти слова в буквальном смысле, то говорится здесь: «Убери хлеб свой», Это мнение р. Ишмаэля. Р. Шимон Бен Йохай говорит: возможно ли это? если бы человек стал исполнять все земледельческие работы, пахать во время пахоты, сеять во время посева, жать во время жатвы и веять, когда ветер, то что стало бы тогда с Торою? Но дело вот в чем: когда Израиль исполняет волю Вездесущего, необходимые для него работы выполняются другими, как говорится (Исаия 11, 5): «И встанут чужеземцы и будут пасти овец ваших»; когда же Израиль перестает исполнять волю Вездесущаго, он должен работать сам, как сказано: «Убери хлеб свой». Абайя но этому поводу заметил: многие последовали совету р. Ишмаэля и достигли хороших результатов: многие послушались р.  Шимона Бен Йохай и потерпели неудачу».

(Брахот, 35б).

 

7) Р. Йеhошуа говорил: достаточно прочесть два галахот9 утром и два вечером, а целый день заниматься работою, за что человек удостоится такого же воздаяния, как если бы выполнил всю Тору.

(Мехилта, отд. Ваиса).

 

8) Р. Меир говорит: смотри, с какою любовью относится Тора к рабочему труду даже животного: за украденного вола она велит уплатить впятеро против его стоимости, потому что он оторван от работы; за украденную же овцу, как нерабочую — только вчетверо10.

(Тосефта-Бава Кама, гл. 3; Танхума, 40).

 

9) Учили: р. Меир говорит: нет такого ремесла, в котором людям не было бы нужды; счастлив тот, кто родился в семье мастеров благородного, а горе тому, кто появился на свет в семье мастеров грубого ремесла. Мир не может обойтись ни без парфюмера, ни без кожевника; благо тому, кому выпало быть первым, и горе тому, на чью долю пришлось быть последним.

(Кидушин, 82).

 

10) Р. Йоси говорит: на могиле добросовестного раба говорят в надгробном слове: увы, добрый, честный муж, живший трудом своим!

(Брахот 16б).

 

11) Рабан Гамлиэль, бен Иеhуда hа-Наси, говорит: ученость, не соединенная с ремеслом, несостоятельна и ведет к пороку.

(Авот, 2, 2).

 

12) В школе р. Менаше учили: дозволяется вести переговоры в субботу об обучении детей грамоте или ремеслам. Сказано (Исаия 58, 13): «Устраняйся (в день субботний) от дел твоих и будничных речей» — от твоих дел устраняйся, но не от дел Божиих.

(Шабат 150а; Кетубот 5а).

 

13) Рав обратился однажды к р. Кагане: лучше подбирай мертвечину, чем красные слова; наймись на базаре содрать кожу с околевшей скотины, а не говори: я священнослужитель, я знатный муж, и мне это непристойно.

(Псахим 113а; Бава Батра 110а).

 

14) Лучше наниматься на самую унизительную работу, чем просить одолжения у людей.

(Бава Батра, там же).

 

15) Рав говорил: человек не должен спать днем дольше, чем спит лошадь. А сколько продолжается лошадиный сон? — шестьдесят дыханий.

(Сука, 26).

 

16) Р. Хаия от имени Улы говорит: человек, питающийся собственным трудом, выше богобоязливого. О человеке богобоязливом говорит св. Писание (Псал. 112, 1): «Блажен муж, боящийся Бога», о человеке же, живущем ручным трудом, говорит оно (там же, 128, 1): «Если ты питаешься трудом рук  своих, блажен ты и благо тебе»,— блажен ты в сем мире, благо тебе в мире будущем.

(Брахот, 8а).

 

17) Р. Иеhуда, отправляясь в бет-мидраш, сам, бывало, носит рундук на плечах, говоря: велик труд, он делает честь человеку. Р. Шимон бывало носит на плечах корзину, говоря: велик труд, он делает честь человеку.

(Недарим, 49б).

 

18) Р. Иосиф был мельником; р. Шешет — лесопильщиком; оба говорили: велик труд, ибо он согревает11 человека.

(Гитин, 67б).

 

19) Р. Хона меняла рассказывает: однажды пришел ко мне Бар-Нафха и просил одолжить ему курдский динарий для измерения изъяна в убитой скотине12, при чем я из уважения хотел встать перед ним, но он не допустил меня, сказав: сиди, сын мой, сиди: мастеровые во время работы не должны вставать перед учеными.

(Хулин, 54б).

 

20) Однажды в путешествии я встретился с человеком, который обратился ко мне со следующим вопросом: Почему относительно животных св. Писание говорит (Псал. 136, 25): «Дающий корм всякой плоти», а в другом месте (там же, 147): «Дающий скотине корм ее, и воронятам, о чем взывают к Нему», о человеке же и не упоминает; а разве Господь не доставляет пищи и ему также? — Сын мой, отвечал я ему, обычай мирской, что человек сам своими руками добывает себе хлеба, Господь же благословляет дела рук его. Человек не должен сидеть праздно, не занимаясь ни работою, ни торговлею, и дожидаться доставления ему пищи сверхъестественным путем; в этом смысле говорит св. Писание (Второз. 14, 29): «Дабы благословил тебя Господь в делах рук твоих, что творить будешь».

(Тана де-бе Элиаhу, 28).

21) Велико достоинство рабочего труда, ибо все пророки занимались работою: Яаков говорит (Быт. 30, 31): «Я опять буду пасти стада твои», и о Моисее сказано (Исход 3): «И Моисей пас стада» о царе Давиде (Псалм. 78, 70): «Из овчарни взял Он его (на царство)», о пророке Аммосе (Аммос 7, 14): «Я ведь скотовод и собиратель сикоморов».

(Мидраш гадол у-гедула, 14).

 

22) Некоторые люди утверждают, что отсутствие труда и полное бездействие составляют лучшее благо для человека в этом свете, что такой образ жизни способствует здоровью души и тела, и что все стремления и труды человека должны быть направлены к достижению постоянного и полного покоя. Я же нахожу, что утверждающие это люди весьма неразумны, ибо покой может быть приятен для человека только после того, когда он устроил и привел в порядок все необходимое для своего благосостояния, после труда и работ, о которых говорит св. Писание (Притч. 24, 27): «Сделай твою работу на поле, соверши все (нужное) на пашне, затем устрой свой дом»; помимо же этих и подобных им работ и занятий покой, сам по себе, будет лишь пустым звуком и последствием такого покоя бывает леность. Когда же человек предается лености, его вскоре постигает бедность и даже нищета, как говорится (там же 6, 10): «Немного спать, немного дремать, немного нежиться в постели — и бедность грянет, как путник, нужда — как вооруженный муж». Далее, терпя, вследствие лености, недостаток в главных потребностях жизни, в пище платье и крове, человек всю жизнь свою удручен горем, его губят неудовлетворенные страсти и желания, как говорится (там же 21, 25): «Страсть ленивца губит его, ибо руки его отказались работать»; При лености человек отступается также от Бога и исполнения Его заповедей; само здоровье подвергается опасности от ленивого и бездеятельного образа жизни.... Даже те, которых пропитание лежит на обязанности других, тоже должны по возможности трудиться, как говорится (там же, 31, 17): «Наблюдая за порядком в доме своем, она даром хлеба не ест».

(Эмунот ве-Деот, ст. 10).

 

23) Разумные люди начинают обыкновенно с того, что научаются известному ремеслу, обеспечивающему их существование, затем, обжившись, строят себе дома, а затем уже женятся, как говорится в св. Писании (Второз. 8, 7): «Кто построил дом и не обновил его? кто развел сад и не освятил его? Кто помолвился с женщиною и не женился на ней?». Наоборот, люди неразумные прежде женятся, потом, если они в состоянии, приобретают дома, и часто на старости лет принуждёны бывают взяться за работу, или жить милостынею; также говорится в св. Писании, в проклятиях (там же, 28, 30): «Жену помолвишь, дом построишь...», т. е. действия твои будут превратны, дабы ты терпел неудачу.

(Маймонид, Гилхот Деот, гл. 1, § 11).

 

24) Кто посвящает себя изучению Торы с тем, чтобы не заниматься работою и жить на счет общественной благотворительности, тот хулит имя Божие, оскверняет Тору, омрачает свет веры и губит собственную жизнь, ибо запрещено извлекать из Торы материальную пользу в сем мире. Мудрецы наши говорили: кто извлекает из Торы материальную пользу, тот обрекает себя на гибель. Далее говорят они: не делай из нее (Торы) ни короны, чтобы тщеславиться ею, ни заступа, чтобы копать им. Далее говорят они: люби работу и презирай барство. Тора, не соединенная с работою, несостоятельна и влечет за собою порок; подобные люди кончают тем, что начинают грабить людей.

(Там-же, гл. 3 § 10).

 

25) Великая хвала тому, кто живет ручным трудом своим, как жили в древности наши благочестивые ученые; жизнь трудовая доставляет человеку всякие почести и блага, как в этом, так и в том свете, как сказано (Псал. 128, 2): «Если питаешься работою рук своих, блажен ты и благо тебе, — блажен ты в этом, благо тебе в том свете».

(Там же, Талмуд-Тора, 3, 11).

 

26) «Лучше конец дела, чем начало его» (Еклез. 7, 8); бедный человек не должен заниматься изучением Торы во время жатвы и сбора винограда, потому что, пропустив удобное для заработков время, он впоследствии будет терпеть нужду; лучше позаняться прежде работою, а потом уже Торою, — лучше конец дела, чем начало. Конечно, кто обладает большим состоянием, тот может заниматься Торою во всякое время.

(Сефер-Хасидим; 151).

27) Тора дает нам весьма поучительный пример в рассказе о повелении Ною построить ковчег, о плане устройства последнего, о заготовлении в нем съестных припасов и проч. Она поучает нас именно, что даже великий праведник, уверенный в особенной благости к нему Провидения, должен, тем не менее, заботиться об обеспечении своего существования, а не полагаться всецело на Бога, сам ничего не предпринимая. Тем менее должны обыкновенные люди уклоняться от занятий, необходимых для их пропитания. Наши учители говорили: «Дабы Господь благословил тебя» (Второз. 10, 29), но не в праздности и лени, а «в делах рук твоих, которые творить будешь» (там же).

(Ральбаг ).

 

28) Человек никогда не должен устраняться от деятельности для отыскания себе пропитания, хотя бы он стоял на такой высокой степени духовного совершенства, что мог бы надеяться на особенную милость Провидения. Ицхак был пророк, тем не менее, когда появился голод в его земле, он удалился оттуда и отправился странствовать, чтобы отыскать себе где-нибудь хлеба.

(Ральбаг в комментарии на Тору, 35).

 

29) «Нет хлеба — нет Торы» (Авот, 3, 24), т. е. не следует отказываться от обычных трудов, чтобы отдаться всецело Торе, полагаясь исключительно на нее и надеясь на сверхъестественное доставление свыше всего нужного для жизни. Ибо воля Господня предопределила, чтобы человек сам добывал себе пропитание и собственным трудом приготовлял все необходимое для себя. В этом смысле говорят мудрецы наши блаженной памяти: хороша была Тора только для питавшихся манною небесною, ибо они были тогда совершенно свободны от всяких материальных забот; но как только они пришли в обетованную землю, они принуждены были заняться земледелием и добывать себе хлеб тяжелым трудом; поэтому Тора и предписала им тогда начать вести жизнь трудовую, посвященную земледельческим и иным работам.

(Р. Яков Эмден, Лехем-Шамаим).

 

30) Ведай, что болезнь эта (скука, хандра) имеет своим источником бездеятельный образ жизни; наоборот, всякое занятие, даже сбор милостыни, избавляет человека от нее, лишая его праздного досуга. Наши учители блаженной памяти много распространялись о дурных последствиях праздности и вменили в обязанность всякому отцу обучать сына своего какому-нибудь ремеслу, имея при этом в виду, с одной стороны, чтобы ремесло, в случае нужды, могло служить источником для пропитания, а с другой — чтобы отвлечь от дурных помыслов и избавить от скуки.

(Цейда Лаерех, гл. 5, стр. 10).

 

31) Праздность ведет к помрачению ума, она служит преддверием всяких преступлений и пороков; с другой стороны, благосостояние и полное удовлетворение обусловливает праздность. Тора намекает на это в словах (Второз. 32, 15): «Ожирел Израиль, и стал бодлив». Но если так, то непонятно, почему Господь учредил нам праздники: дни радости и веселья, с прекращением всяких работ? Дело в том, что праздники нам даны не ради праздности, а для занятия Торою; последнюю же следует изучать только при ясном, веселом расположении духа, а, не будучи озабоченным, грустным. Однако, не следует заходить в праздничной веселости до излишеств и неприличий. В полупраздничные дни разрешены работы с тою именно целью, чтобы слишком продолжительный досуг не оказал вредного влияния на расположение духа.

(Хинух к Шофтим).

 

32) Учители наши учили: велико достоинство рабочего труда, ибо если кто пользуется хоть на одну пруту13 из храмовой собственности, тот совершает святотатство; рабочие же получают из храмовой казны заработную плату.

(Маалот hа-мидот).

 

33) Да сохранит вас Господь от подаяний плоти и крови, иже от ссуды его; трудитесь и ищите себе пропитания из рук Божиих, а не людских.

(Йеш-Нохлин 50).

 

34) Каждый человек обязан трудиться для добывания себе насущного хлеба, — такова воля Всевышнего Царя, — и на труд этот следует смотреть, как на дань, наложенную Им на весь род человеческий, от которой никто не может быть изъят. В Сифри говорится по этому поводу: не в праздности и лени, а «в делах рук твоих» (Второз. 28, 20) благословит тебя Господь. Старание со стороны человека в этом случае не столько полезно, сколько необходимо; кто старается, тот исполняет долг свой и делает возможным ниспослание ему небесной благодати.

(Месилат Йешарим, 40).

 

35) Да не скажет человек: я потомок знаменитых предков, происхожу из знатного рода, и поэтому мне не следует унижаться до рабочего труда. Неразумный! Создатель твой предупредил тебя и произвел работу прежде, чем ты и весь род твой появились на свет, как написано (Быт.2, 2): «И почил Господь от работ Своих, которые сотворил»; св. Писание применяет в данном случае и слово «работы», чтобы тем показать, что нет ничего унизительного и постыдного в работе: все, что имеет целью благо, само есть благо в глазах Бога и людей.

(Мишнат хахамим 94).

 

36) Шемайя говорит; «люби работу» (Авот 1,10). Слова этого великого праведника надо понимать не в смысле любви к труду, лишь ради получаемого вознаграждения, при чем к самому процессу работы относятся с презрением и отвращением, но в смысле любви к труду ради самого труда, ради любви к процессу работы и доставляемого им наслаждения. В том же смысле учители наши говорили : питающийся ручным трудом — выше, чем благочестивый муж; при чем имеется в виду не питание материальное, доставляемое заработною платою, но питание духовное, в смысле довольства самим собою, участью рабочего человека..

(Р. Самуил де-Уседа в Мидраш к Шмуэлю).

Б. О земледелии

 

1) Р. Элазар говорит: Св. Писание говорит (Екклез., 7, 18): «Утром сей посев свой, и к вечеру не опусти рук своих»; если ты сеешь в начале лета (яровой посев), сей и к концу его (озимь), ибо ты не знаешь, который из посевов лучше уродится, яровой или озимый, или тот и другой вместе.

(Берешит раба 61).

2) Реш-Лакиш говорит: стих (Притч. 12, 11): «Кто служит земле своей, тот наестся досыта хлеба»; надо понимать так: если человек предан земле, как слуга, у него будет хлеба вдоволь, в противном случае—не будет.

(Санhедрин, 58б).

 

3) Р. Элазар говорит: человек, лишенный поземельной собственности, не может быть назван человеком, ибо сказано (Псал. 115, 61): «И землю Он отдал сынам человеческим».

(Йевамот, 63б)

 

4) Р. Элазар говорил: все рабочие и мастеровые люди возвратятся впоследствии к земледелию, как говорит св. Писание (Иезекиил 29, 27): «И сойдут с кораблей своих все владеющие веслом, все плавающие по морю.... к земле пристанут».

(Там же, 63).

 

5) Р. Иеремия говорил: когда Авраам странствовал по Месопотамии и видел, как люди проводят там жизнь в удовольствиях и разврате, он сказал: я не желал бы получить удел в этой земле. Когда же он дошел до пределов Тира и увидел, как люди прилежно занимаются там земледелием и садоводством, он воскликнул: о, если бы мне дан был удел здесь! Господь же сказал ему: потомству твоему Я отдам эту землю.

(Ялкут «Лех», ремез 64; Берешит раба, 39).

 

6) Р. Иеhуда  бен Шимон, начал: «а Господом Богом вашим следуйте» (Второз. 13, 5); но разве плоть и кровь может следовать за Господом, о котором говорится (Псал. 78): «По морю (пролегает) путь Твой, стезя Твоя — в водах обильных»? Смысл же этих слов такой: как Господь в начале творения сажал растения, как рассказывает св. Писание (Бьт. 2, 8): «И насадил Господь сад в Эдеме», так и вы, по прибытии в обетованную землю, займитесь вначале только садоводством, как сказано (Лев. 19, 23): «Когда придете в эту землю, посадите в ней всякое плодовое дерево».

(Ваикра раба, 25).

 

7) «Когда придете в эту землю, то посадите всякое плодовое дерево» (Лев. 19, 23). Господь обращается к Израилю: хотя вы найдете в этой земле всякого добра, тем не менее, однако, не возымейте мысли оставлять ее невозделанною и не сажать в нее новых растений, но точно также, как теперь вы пользуетесь растениями, посаженными другими до вас, и вы должны работать для других, приготовлять для детей ваших. Человек не должен говорить: я уже стар, мне уже немного остается жить, к чему же стану работать для других, когда, быть может, завтра умру? Соломон говорил (Екклез. 3, 11): «Все устроено Им прекрасно и своевременно, даже сама неизвестность, вложенная Им в человеческое сердце». Не скрой Господь от человека его смертный час, никто не стал бы строить дома или разводить сады, предвидя близкую кончину. Наоборот, оставаясь всегда в неизвестности относительно конца жизни, человек не перестает трудиться, воздвигать дома, сады и проч.; достоин он перед Богом, он сам пользуется плодом трудов своих, нет — будут пользоваться другие.

(Танхума, 6. 21).

 

8) Р. Ахаия, бен Иошия, говорит: «кто покупает (зерновой) хлеб на базаре, того можно уподобить осиротевшему грудному ребенку: многие кормилицы кормят его, но ребенок все таки голодает; кто же потребляет собственный хлеб, тот подобен ребенку, вскармливаемому грудью материнскою».

(Авот де-раби-Натан, 31).

 

9) Рава обратился к своим ученикам: «прошу вас не являться ко мне в месяц Ниссан (начало весны) и месяц Тишри (осень), дабы учебные занятия в эти рабочие месяцы не лишили вас возможности прокормиться в течении целого года».

(Брахот, 35б).

 

10) Р. Папа говорил: «обрабатывай землю, и не торгуй; хотя то и другое, по-видимому, одинаково, но первое все-таки лучше, потому что благословляется людьми».

(Йевамот, 63а).

 

11) «Кто служит земле своей, тот наестся досыта хлеба, а кто гонится за негодными (людьми) — насытится горечи». (Притч. 28, 19), В словах этих указывается на то, что лучше, отбросив всякий ложный стыд, самому обрабатывать свою землю, чем, находя земледелие недостойным своего благородного звания и приличным разве только грубым и негодным людям, нанимать других для своих полевых работ. Ибо сам хозяин искренно предан своей земле, в ожидании хорошей жатвы, между тем как люди наемные мало о ней заботятся и работают лишь для платы. Кроме того, поиски за рабочими людьми могут промедлиться настолько, что пройдет удобное для полевых работ время, и хозяин останется ни с чем.

(Р. М. Алших в соч. Рав-Пениним).

В. О ремеслах

 

1) Р. Меир говорил: всякий обязан обучать сына своего опрятному и негрубому ремеслу, моля о лучшей участи Того, Кому принадлежат все богатства в мире; ни одно мастерство не ведет ни к бедности, ни к богатству, все зависит от заслуг каждого.

(Кидушин, 82а; мишна).

 

2) Аба-Гурион из Цеды говорит от имени Аба-Гурии: не следует предназначать своего сына в погонщики ослов, верблюдов, в матросы, пастухи и лавочники, ибо все эти промыслы связаны с грабительством. Р. Р. Иеhуда говорит от имени того же: погонщики ослов большею частью нечестивые люди, погонщики верблюдов — благочестивые.

(Там же).

 

3) Учители наши учили: отец обязан в отношении к сыну:... обучать его мастерству, и обязанность эта столь же важна, как обязанность женить и обучать Торе.

(Мидраш Екклез.).

 

4) Р. Ишмаэль учил: «И да изберешь жизнь» (Второз. 30, 9), т. е. ремесло.

(Иерусалимский Талмуд, трактат Кидушин, гл. 1, 10; Пеа; гл. 60).

 

5) «Все устроено Им прекрасно и своевременно» (Екклез. 3, 11), т.е. Он внушил всякому ремесленнику любовь к своему ремеслу.

(Брахот, 43б).

 

6) Рава говорил: семь лет продолжался голод, но за порог ремесленника не перешел.

(Санhедрин, 27).

 

 

 

 

1) «И укажи им путь, по которому они должны следовать» (Исх. 18, 20); талмудисты комментируют эти слова в смысле обучения ремеслам, потому что с распространением ремесел в народе ослабевают его злые инстинкты и улучшаются нравы.

(Рамбан в Замеч. к Сефер hаидот Маймон., Вильна 1866).

 

2) Следует всячески избегать пособий общественной благотворительности; лучше терпеть лишения, чем собирать пожертвования. Учители наши говорили: устрой субботу твою по будничному, лишь бы не прибегать к чужой помощи. Даже ученый, обеднев, не должен стесняться ремесленным трудом, хотя бы находящимся в презрении у людей.

(Цейда Лаерех, 36).

 

3) Мастеровые люди не обязаны вставать перед старцами, хотя бы в то время работали на самих себя; если же работают для других, то это им запрещается, даже если бы сами, из набожности, пожелали встать.

(Там же, 35).

 

4) ... Важно то, чтобы человек избрал себе ремесло, не сопряженное с обманом, лживостью и развратною обстановкою. Р. Ханина и р. Ошеа оба были башмачниками и работали на улице, населенной преимущественно развратными женщинами, и для них; но никогда не подняли глаз, чтобы смотреть на них.

(Рашбац Дуран в Респонсах, ст. 10).

 

5) Жизнь рабочего и ремесленника и есть та тихая, счастливая жизнь, о которой говорит Соломон (Притч. 17, 1): «Лучше черствый хлеб в мире и довольстве...»; существенным условием ее служит честность и правдивость.

(Абарбанель. Нахлат Авот, гл. 1).


8 Ср. ниже § 24.

9 Статьи закона.

10 См. Исход 21, 37.

11 «Шемхаммемет». Другие читают «шемхаиа», т. е. питает.

12 Изъян во внутренностях убитой скотины делает ее для употребления негодною (трефа). Величина такого изъяна определяется в Мишне (Хулин, гл. 3, мишна 2) объемом итальянского (римскаго) ассария (исар-га-италки) =1/16  доля динария. Зеире, амора, живший в Пумбадите, заменяет ассарий туземною монетою (динра курдинаа), что означает по Раши (ad locum) курдский динарий. Другие читают «динра кодрунаа» и понимают под этим кодрант (Quandrans), составлявший 1/4 ассария, что вероятнее в виду того. что со стороны Зеире скорее можно ожидать большей строгости, чем облегчения постановления Мишны относительно трефы, следовательно уменьшения объема изъяна, делающего скотину к употреблению негодною.

13 Прута — наименьшая денежная единица талмудистов.