Центр еврейского образования на русском языке
Текстовая версия

Наши учителя

Реб Аврум Меллер (1903-1987)

Реб Аврум, Москва 70-е гг.

Родился в Двинске (сейчас - Даугавпилс, Латвия), учился в Радине (сейчас - Радунь, Белоруссия) у Хафец-Хаима; великий мудрец ценил его очень высоко. Он один из последних талмидей-хахамим - раввинистических ученых, выживших в Советском Союзе. Дважды прошел через сталинские лагеря и выжил чудом. Выдающийся знаток Торы. Целое поколение евреев, вернувшихся к религиозной жизни в 1970-80-е гг., считает его своим учителем. Преподавал Талмуд ежедневно в Московской Хоральной синагоге и у себя дома. Несмотря на категорический запрет властей, обычно переходил с идиша на русский язык, чтобы быть понятным молодежи. Его исключительная самоотверженность, скромность и эрудиция привлекали к нему множество учеников.

Реб Мотл Лившиц

Реб Мотл, Москва 70-е гг.

Родился в 1916 г. на Украине. Начал изучать Тору в хедере. В Киеве, после разрушения властями еврейской жизни, когда Любавичские хасиды организовали подпольные синагоги и йешивы, примкнул к Хабаду. В эти годы продолжал изучать Тору и хасидизм. В 1939 г. был арестован за переписку с «агентом польской разведки» - шестым Любавичским Ребе. В лагере реб Мотл работал на лесоповале, и за стремление соблюдать субботу его отправили в карцер. Во время работы в зимнюю стужу отморозил палец руки, который ему отрезали без наркоза. В 1945 г. был освобожден и вернулся в Киев. Там узнал, что все его родные убиты в Бабьем Яру. Переехав в Москву, реб Мотл стал моэлем и шойхетом. Он работал в Московской Хоральной синагоге, делал обрезания и резал скот на кошерное мясо. В 1992 г. переехал в Нью-Йорк к дочери и ее семье. Своим самоотверженным трудом и ревностным соблюдением еврейских традиций реб Мотл оказал огромное влияние на еврейскую молодежь, стремившуюся к усвоению еврейского религиозного образа жизни. (Материалы для биографии взяты из статьи Арье Кацина, опубликованной в 2009 г.)

Реб Гече (Гецл; Геннадий Наумович Виленский) (1905-1989)

Реб Гече, Москва 70-е гг.
Фотография Н. Бар (Брусовани)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сын раввина, получил серьезное еврейское образование, официально не занимал никакой должности. Однако в СССР он был одним из немногих евреев, которые проводили гиюры - обращение в иудаизм, признаваемые израильским раввинатом. Был лично знаком и вел переписку с шестым Любавичским Ребе. В его комнате в коммунальной квартире на Фрунзенской набережной хранились деньги на организацию подпольной еврейской жизни во всем СССР - на йешивы, миньяны, брит-милы. В 80-е гг. реб Гече был опорой общины, собиравшейся в малом зале Хоральной синагоги, выполнял обязанности главы подпольного раввинского суда. Как знаток и ревностный исполнитель религиозных законов, оказал огромное влияние на баалей тшува - евреев, возвращающихся к еврейской традиции. Образ жизни настоящего хасида - особенно усердного в соблюдении предписаний иудаизма, помощь, которую он оказывал всем нуждающимся, его кипучая энергия снискали ему необыкновенную популярность и уважение не только в Москве и России, но и среди религиозных евреев Израиля и США, реб Гече заслуженно называли - «московским праведником».

Материалы этого раздела взяты из книги "М.Кара-Иванов, Э.Матлина. Возрождение еврейской религиозной жизни в Москве, 1970-80-е гг. Фотографии и воспоминания".