МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр Учебные курсы по иудаике

К оглавлению курсa "Основные идеи еврейских праздников"

Лекция 9. Пурим

0. Праздники не из Торы.
1. Предисловие:
2. Коллизии Свитка Эстер и заповеди Пурима
3. "Сокрытие Лица Всевышнего"
4. Война с Амалеком
5. Пурим как преодоление рассудочного уровня
Список контрольных вопросов

0. Праздники не из Торы.

В предыдущих лекциях мы обсуждали праздники Торы (деОрайта);.теперь мы переходим к обсуждению дат, установленных мудрецами (де Рабанан). Еврейские мудрецы установили как даты праздничные (Ханука, Пурим), так и даты траурные (17 Тамуза, 9 Ава). Все эти даты установлены в соответствии с историческими событиями, радостными или трагическими. Подобный подход, преобразующий события жизни народа в религиозные праздники (“сакрализация истории”) является уникальным для иудаизма, и мы подробнее обсудим его в дальнейших лекциях.

1. Предисловие:

Пурим: праздник в честь Эстер

(Из книги Г. Вука)

Пурим — это еврейский праздник, который больше всего напоминает карнавал. Это еще один праздник, отмечаемый в полнолуние; он падает на четырнадцатый день месяца Адар — по григорианскому календарю обычно в феврале или в марте. Праздник посвящен памяти о событии, которое описывается в Книге Эсфири: знаменитое избавление персидских евреев от своего угнетателя Амана — Гитлера древней эпохи.

Лейтмотив праздника Пурим — обрядовое праздничное веселье. В этот день Талмуд указывает еврею пить до тех пор, "пока он не перестанет отличать фразу "Благословен Мордехай!" от фразы "Проклят Аман!" Надо отдать должное многим евреям, которые никаких других положений еврейской веры не соблюдают: в этот день они стараются изо всех сил, чтобы выполнить наказ Талмуда. Даже самые убежденные трезвенники выпивают хотя бы символическую рюмку виски. В современном Израиле Пурим стал праздником, подобным карнавалу, празднество носит название: "Ад д-ло яда!" — слова из Талмуда, означающие: "Пока он не перестанет отличать...".

Накануне праздника Пурим начинается “пост Эстер”: пост этот продолжается от восхода солнца до заката. После заката солнца люди идут в синагогу. В Пурим в синагоге очень много детей. Пурим — это вечер для детей в Доме Бога. Таким этот праздник был задуман, таким он всегда был, и таким он остался. В этот день дети ощущают свои права, и они этим пользуются. Они приходят в синагогу с флажками и трещотками, издающими невообразимый шум. После вечерней молитвы следует чтение Мегилат Эстер (Книги Эсфири). Начинается чтение серьезно и торжественно с благословения к чтению Свитка. Первые стихи произносятся нараспев, на особый мотив, принятый только в этот праздник. Дети заинтриговано ждут. Прочитывается первая глава, затем вторая, и наконец наступает момент, когда произносится долгожданная фраза: "После сего возвеличил царь Ахашверош (Артаксеркс) Амана, сына Амадата...". Однако последних двух слов уже никто не слышит. Слово "Аман" вызывает свист, топот. Чтец терпеливо ждет. Шум постепенно стихает. Чтец продолжает читать и вскоре еще раз доходит до слова "Аман". Свист и топот повторяются снова. Чтение продолжается. Однако шум возобновляется все чаще. Детей это все более увлекает. В них говорит обычный инстинкт толпы; напряженная тишина во время чтения то и дело сменяется шумом при каждом повторении имени Амана. Есть в Книге Эсфири места, где имя Амана в каком-нибудь коротком абзаце встречается несколько раз. Крики и трещетки звучат, как пистолетные выстрелы. Наконец, терпение чтеца истощается: ведь невозможно читать, когда тебя каждую минуту прерывают. Он потрясает кулаками, обращаясь к детям, и бросает умоляющий взгляд на раввина. Дети, конечно, только этого и ждут: вызов принят! И до конца чтения идет безжалостная борьба между чтецом и детьми. Чтец пытается произносить имя Амана невнятно, скороговоркой, но это не помогает: несмотря ни на что, каждый раз оно вызывает крики. Наконец, отчаявшийся, сердитый, побежденный чтец, запинаясь, произносит последние стихи, и синагога снова оглашается неистовыми воплями. Несправедливо, конечно, что чтец как бы принимает на себя всю ненависть, которую вызывает Аман, но приблизительно так все это и происходит.

Так по традиции празднуется Пурим. Обычаи этот чрезвычайно живуч, и большинство американских еврейских конгрегаций, даже консервативных и реформистских, с ним хорошо знакомо. Все живые религии содержат веселые интермедии. У нас такая интермедия — Пурим.

В сам день Пурима буйное веселье продолжается. По традиции в этот день даются мимические представления. Когда-то бродячие артисты с неизменным успехом исполняли в польских и русских деревнях пьесу об Эсфири и Амане. В наши дни дети в соответствующих костюмах и гриме разыгрывают библейские истории в школах. Юмор вторгается даже в уединенные кабинеты, где благочестивые евреи изучают Писание. "Тора Пурима" — это что-то вроде пародии на ученый трактат: в ней при помощи чисто талмудического метода доказывается "истинность" совершеннейших нелепостей. Эта причудливая логика доказывает несообразности по строгому талмудическому методу. В современных иешивах представления в Пурим превратились в пародийные импровизации с куплетами и музыкой. Никто из почтенных людей, ни одно почтенное учреждение не застраховано от насмешки. Деканы и раввины сами участвуют в этом буйном веселье, даже себе во вред. Пурим — это что-то вроде запасного клапана, который вместе с весельем и шутовством выпускает раздражение и нервное напряжение, накопившееся за год. Это — прекрасное время.

Но Пурим — это не только время развлечений. Пурим налагает на еврея четыре религиозные обязанности: прослушать чтение Мегилы (история Эсфири), раздать милостыню бедным, устроить веселую трапезу и сделать подарки соседям и друзьям. Последний обычай называется мишлоах манот (приношение даров): люди дарят друг другу еду и питье, которые в этот же день съедают и выпивают.

Наши предки придавали этому обычаю большое значение. Из дома в дом носили пищу, положенную на тарелки и завернутую в полотно. Следовало быть очень осторожным: стоило послать чересчур щепетильному родственнику не ту пищу или не то количество пищи, что нужно, — и он мог обидеться. Трапеза в Пурим начиналась в полдень и продолжалась до окончания дня. Семья в окружении гостей начинала пить и закусывать, а потом, по мере подношений, съедала также мишлоах манот. Все двери были открыты, и гости бродили с одного пиршества на другое, из одного дома в другой. Не было среди евреев такого бедняка, которого не принимали бы с распростертыми объятиями, куда бы он ни пришел. В очень религиозных общинах этот обычай продолжает жить до сих пор. Возможно, в Соединенных Штатах его уже нельзя восстановить полностью, и это очень жаль. От нижнего Ист-Сайда в Нью-Йорке довольно далеко до фешенебельных пригородов. В нас давно уже нет того чувства еврейской общности, которое когда-то связывало жителей местечка. Мы уже не презираемое сообщество граждан второго сорта, за что мы благодарим Бога. Но мы потеряли ощущение равенства и товарищества, которое свойственно униженным и оскорбленным.

2. Коллизии Свитка Эстер и заповеди Пурима

Поскольку Пурим, во-первых это праздник несерьезности и смеха, и во-вторых праздник детей, мы приводим ниже, в качестве основного описания идей Пурима, статью для детей – к которой, тем не менее стоит отнестись серьезно.

ПУРИМ: ВСЕВЫШНИЙ НАЧИНАЕТ И ВЫИГРЫВАЕТ

Праздник Пурим установлен в честь спасения евреев от происков Амана, премьер-министра царя Ахашвероша. По-русски этот праздник назывался бы "Жребии", а почему мы объясним в этом уроке.

История, в честь которой появился праздник Пурим, описана в Свитке Эстер и этот свиток принято читать в праздник Пурим два раза. Один раз вечером, а второй раз утром. Для чтения Свитка Эстер все евреи собираются в синагогах, достают свиток Эстер, написанный на пергаменте, торжественно разворачивают его, складывают гармошкой, и чтец начинает читать, а все слушают. Попробуем прочесть этот свиток и мы.


"И было в дни Ахашвероша..."

Дело происходило в Персидской империи, которая в те дни простиралась от Индии до Африки. В те времена Храм в Иерусалиме был разрушен, а евреи были изгнаны из Земли Израиля. Не задолго до правления царя Ахашвероша часть евреев решили вернуться в Землю Израиля и восстановить Иерусалим. Но Земля Израиля в это время не была пуста. В ней жили другие народы, которых цари Вавилона изгнали из их родных стран и поселили в ней. К тому времени они жили в стране Израиля уже 50 лет. Они привыкли к ней и не желали оставлять ее. Поэтому они стали врагами евреев, которые решили вернуться домой. Для того, чтобы помешать евреям строить Иерусалим они написали донос царю Персии Ахашверошу и попросили своего человека при дворе, Амана амалекитянина1, помочь им в борьбе против евреев. О том, как Аман боролся против евреев, и что из этого вышло рассказывает Свиток Эстер.

Начинается рассказ свитка Эстер с описания громадного пира, который царь устроил всем своим подданным. Сам царь Ахашверош не был сыном предыдущего царя. Он сумел захватить власть, устроив переворот в стране. Для того, чтобы поданные Персидской империи признали его царем, он женился на Вашти, дочери предыдущего царя. Для того, чтобы показать, что он не просто так царек, он решил поразить всех жителей столицы своим богатством. Он старательно показывал, какой он богатый человек, угощая всех с золотой посуды. Представьте себе, что много народу пьют вино, а стаканов на всех не хватает. Тогда один торопит другого: "Пей быстрее и отдай стакан мне". Так вот в свитке Эстер написано, что посуды хватало на всех: "И пили чинно, не торопя (друг друга)". Вот каким богатым был Ахашверош. А в конце пира царь решил похвастаться красотой своей жены и приказал позвать ее. Но гордая царская дочка отказалась. И это было великим оскорблением царю. И тогда он созвал своих советников и спросил, что делать с царицей? И тут Аман, а при дворце его называли Мемухан, решил отличиться перед царем и выскочил первым и предложил немедленно казнить царицу и заменить ее другой, лучше первой. Он хотел отличиться перед царем и сделать так, чтобы новая царица тоже была за него, ибо она получит корону только благодаря стараниям Амана, и тогда, как надеялся он, ему будет легче расправиться с евреями в Иудее и в Иерусалиме. И понравился совет Амана царю и он казнил Вашти и приказал привести всех красивых девушек во дворец, чтобы найти себе новую жену.

Надо добавить, что если название свитка Эстер прочесть буквально, то оно прозвучит "Открытие скрытого" (“Мегила” – свиток – означает “раскрытие”, а имя “Эстер” связано с корнем “сетер” - “скрытое”). Потому что эта книга описывает, как Всевышний управляет миром, не делая при этом явных чудес. В некотором смысле свиток Эстер описывает большую шахматную партию: Аман против Создателя. Аман делает свой ход, а Создатель Свой. Итак план игры Амана: возвыситься самому, свергнуть прежнюю жену, а потом попробовать провести на ее место в королевы более подходящюю кандидатуру. Творца вполне устраивает первый ход Амана - снятие королевы Вашти, только на ее место Он собирается провести Своего человека. Описание хода Царя небесного в следующей главе.

"Человек из Иудеи был в цитадели Шушане..."

В первую очередь Небесный Царь возвышает Мордехая, который срочно приехал из Иудеи, чтобы расстроить планы Амана: ведь не случайно Мордехай подслушал заговор телохранителей Ахашвероша против своего царя. (Мидраш рассказывает, что Мордехай знал 70 языков и только благодаря этому смог понять, что затевают телохранители) Он разрушает этот заговор. Но пользу от этого пока не получает - это понадобится Всевышнему Царю потом. Одновременно приемную дочь Мордехая - Адасу, которую в Персии звали Эстер, взяли во дворец Ахашвероша. Эстер оказалась умницей, она просто попросила главного начальника, который ведал всеми делами невест, подсказать ей как лучше всего понравится царю, и тот подсказал ей. Так Эстер и стала царицей. Но при этом она никому не открыла, что она еврейка и приемная дочь Мордехая2.

Первая встреча врагов

Аман стал первым министром Персии. И, как и положено, все, встречая его, падали на колени и кланялись. Только Мордехай не делал этого, потому что по рассказу Мидраша, на одежде Амана были нарисованы идолы и всякий, кто кланялся Аману, кланялся и идолам. Поэтому Мордехай попросил у царя освободить его от поклонов Аману. Аман же очень разгневался на Мордехая и решил как можно быстрее покончить с заданием и уничтожить всех евреев во всей империи Ахашвероша, в том числе и Мордехая. Для этого он сел кидать жребий, в какой день лучше всего выполнить задуманное. Он верил, что есть такое положение звезд, когда боги будут на его стороне. И жребий выпал на месяц Адар. Всевышний Царь ничего не имел против этого выбора, ведь Он сам сделал так, что жребий Амана выпал на самый счастливый для евреев месяц. После этого Аман пришел к Ахашверошу и сказал: "Не угодно ли будет царю3 дать предписание уничтожить их?" И стал доказывать царю, что этот народ никому не нужен и только вносит сумятицу в империю. Одновременно мы видим, что Аман вполне "государственный муж", он понимает, что от уничтожения целого народа будет убыток казне, кто будет платить налоги? И потому предлагает позаботиться об этом и внести налоги за всех евреев, которых больше не будет. Понятно, что деньги он соберет среди тех народов, которые его послали бороться против евреев.

Царь, благодарный Аману за жену и за все, что он сделал для него, согласился. Аман разослал царское постановление – результат своего труда, по всем провинциям Персии, чтобы все были готовы к предназначенному дню. Представьте себе, что в один прекрасный день проснулись жители столицы Персидской империи и обнаружили на всех углах царский указ перебить целый народ. Дело совершенно не виданное до того в империи. Понятно, что город Шушан пребывал в полной растерянности, "а царь и Аман сели пьянствовать"4.

Почему же Всевышний согласился с тем, чтобы этот указ был издан? Традиция говорит, что к тому времени положение евреев в Персии было очень хорошим. Они жили толсто и жирно и стали равнодушно относиться к Торе. Поэтому Он хотел их как следует напугать, чтобы они вспомнили, что под Богом ходят. Этого результата Он добился. Иудеи по всей империи объявили трехдневный пост, собрались в синагогах и молились.

Мордехай же обратился к своей племяннице Эстер. Мол не зря же Бог тебя вывел в царицы. Пора что-то сделать. И Эстер согласилась. Это был большой риск. Ахашверош захватил царский престол силой и очень боялся, что кто-нибудь тоже попробует на него напасть. Поэтому никому, даже своим женам он не позволял приходить к нему самовольно. И Эстер пошла на великий риск и явилась к царю. И тут произошло чудо: царь не разгневался, а протянул ей свой скипетр и предложил выполнить любую просьбу Эстер -"до полуцарства". Но она помнила, что бывает с теми царицами, которые противоречат Ахашверошу. Поэтому вместо того, чтобы прямо просить за свой народ, она начала издалека и пригласила царя и его премьер-министра Амана придти к ней на пир в узком кругу.

Выведя Эстер на ударную позицию, Творец этим не ограничился. Он решил получить все выгоды от заслуги Мордехая. "И в ту ночь не спалось царю..."5 В те времена еще не было снотворных таблеток. И потому тому, кто хотел заснуть, не оставалось ничего иного, кроме как читать что-нибудь очень скучное. А ничего скучнее, чем летопись правления во дворце не было. И потому Ахашверош приказал принести проверенное средство и читать перед ним. Чиновник, который читал скучный текст, был сторонником Амана и потому, когда дошел до описания заслуги Мордехая в разоблачении заговора пытался проскочить это место. Но при этом он нарушил монотонное чтение, и царь обратил на это внимание и приказал читать медленно и четко. Узнав, что Мордехай все еще не получил награду, он решил придумать ему награду получше.

Эндшпиль

В это время Аману тоже не спалось (Как ты думаешь, случайно ли это?). Он думал, как уничтожить Мордехая. И не выдержав, вскочил среди ночи и побежал во дворец в час, когда царь обычно спит. Вдруг царь проснется и у него можно будет попросить повесить Мордехая. Он пришел среди ночи во дворец и вдруг, о, чудо! царь тоже не спит и, мало того, зовет его и спрашивает: как наградить человека по-царски? И тут Аман решил, что речь идет про него, и стал уговаривать царя, что такого человека нужно на один день сделать как бы царем, если не по данной ему власти, то хотя бы по одежде. И у Ахашвероша появилось подозрение, что Аман говорит про себя самого, и сам желает свергнуть царя и стань новым королем Персии. Но он не подал виду. А повелел наградить таким способом Мордехая. И тут Аман уже понял, что он проиграл. Но делать было нечего и ему пришлось доводить партию до конца. Он шел по городу, вел за собой царского коня на котором в царской одежде сидел, увы не он, а Мордехай, и кричал: "Так поступает царь со всяким, кого хочет вознаградить!" (И этим человеком был не он).

Только он пришел домой, как его позвали на пир к Эстер. Ох, как ему не хотелось идти на этот долгожданный пир. Ведь он понимал, что он не в милости. Но делать было нечего, и он пошел. И вдруг на пиру он узнал, что его царица, которая, как он думал, всем обязана ему, на самом деле, его враг и действует против него, умоляя царя спасти евреев. Царь в гневе встал, когда понял, что, согласно его же указу, он должен казнить любимую жену.

И тут, естественно, Ахашверош приказал повесить на этой виселице Амана. И здесь Аман сделал главную ошибку: ему бы бросится к царю и просить у него милости, но вместо этого он бросился к Эстер. Одно не верное движение и он упал на ее ложе. В этот момент пришел царь и, увидев такое зрелище, он решил, что Аман не только замышляет стать царем, но и хочет соблазнить царицу. Придворные не упустили момента сделать гадость всесильному министру. Харвона, один из приближенных царя сказал: "А вот и виселица, которую Аман приказал приготовить чтобы повесить на ней Мордехая, который желал блага царю". Поразительное сочетание двух правдивых высказываний, которые вместе являются ложью. Из слов Харвоны следует, что Аман хочет повесить Мордехая за то, что он хотел сделать благо царю, хотя это не так - Аман хотел повесить Мордехая совсем не за это.

Здесь пол дела сделано: от главного врага евреи избавились. Но осталась вторая проблема: Ахашверош желает выглядеть сильным правителем. А сильный царь никогда не берет своих повелений назад. И потому все что он смог сделать - это разрешить евреям защищать себя в то самый день, когда Аман отдал приказ напасть на них. Что и было сделано: 13 числа месяца адар евреи во всех провинциях Персии напали на своих врагов и перебили их, а на следующий день устроили праздничный пир. А в городе Шушане им было позволено воевать с врагами и 14 числа месяца адар и потому пир они устроили не 14, а 15 числа этого месяца6.

После всех этих событий Мордехай и Эстер записали события Пурима в свитке и разослали письма по всем еврейским общинам с постановлением праздновать праздник Пурим во всех поколениях и читать этот свиток. Поэтому свиток Эстер перед чтением складывают, как письмо, как будто мы сегодня получили письмо из прошлого.


Примечания

1 Аман-амалекитянин. В Торе написано, что народ Амалек является вечным врагом сыновей Израиля и заповедано воевать с ним всегда. Поэтому в наше время в синагоге во время чтения свитка Эстер принято продолжать эту войну и каждый раз, когда чтец произносит имя Амана, все начинают громко шуметь - "бить Амана". Для этого надо не забыть принести в синагогу трещотки, пистолеты с пистонами и все, что может шуметь. А чтец должен терпеливо ждать прекращения избиения после каждого упоминания имени Амана и только после этого продолжать чтение.

2 Никому не открыла... Пурим - праздник перевертышей. В него принято шутить и веселиться. Согласно старому обычаю, в этот день очень часто читают совершенно несерьезные комментарии к книге Эстер или к Талмуду. В данном случае образцом такого комментария будет: "Самым большим чудом, описанным в свитке Эстер, является тот факт, что Эстер не раскрыла своего происхождения никому - женщина, а сумела сохранить тайну". ( К такого рода высказываниям надо относиться как к шутке.)

3 Царю - Во всем свитке Эстер ни разу не упомянуто Имя Всевышнего, потому что она описывает, как Бог тайно управляет миром, не проявляя Себя в нем. Мидраш говорит, что всюду, где в книге Эстер написано царь Ахашверош, имеется в виду Ахашверош, а когда просто "царь", то имеется в виду Бог. Поэтому данная фраза Амана понимается так: "Не угодно ли Богу уничтожить их?"

4 Пьянствовать. На страницах свитка Эстер вино льется рекой. Подсчитай, сколько раз пьют на протяжении всего свитка. В наше время в память о таком деле в Пурим пьют очень много вина. А Талмуд просто рекомендует напиться до того, чтобы не отличать "проклятого Амана от "благословенного Мордехая". И описывает историю о том, как два уважаемых раввина сели отмечать праздник Пурим и допились до того, что один зарезал другого. Когда он проспался и обнаружил что наделал, то помолился он Богу, чтобы Тот оживил его приятеля. И его просьба была выполнена. На следующий год он вновь предложил тому же приятелю вместе отметить Пурим, но приятель ответил: "Нельзя каждый раз надеяться на чудо!"

Интересно понять, эта история Талмуда - еще одна пуримская шутка или все это всерьез?

5 "В ту ночь не спалось царю". Понятно, что Ахашверош не случайно не мог заснуть. Творец хотел заставить его вспомнить о заслуге Мордехая. С этих слов начинается описание конца Амана и начало победы Мордехая. Поэтому все присутствующие в синагоге читают эти слова вслух.

6 14 и 15 - Всюду отмечают Пурим 14 адара, а в Шушане 15. Кроме того, в память о том, что все события разворачивались вокруг борьбы за Землю Израиля постановлено, что города окруженные крепостной стеной во времена Иегошуа празднуют праздник 15. Как ты думаешь почему именно во времена Иегошуа? Потому что во времена событий Пурима все города Иудеи были в развалинах. И в память о древнем завоевании во времена Иегошуа постановили так.


3. "Сокрытие Лица Всевышнего"

Важнейшей философской идеей, которую Традиция видит в Свитке Эстер, является концепция Сокрытия Лица Всевышнего. Некоторые аспекты этой идеи изложены в приводимом ниже отрывке из статьи

МЕСТО ПУРИМА В ЕВРЕЙСКОЙ ИСТОРИИ

(Статья основана на концепции, изложенной в предисловии к изданию р.Н.Шермана "Мегилат Эстер" Арт Скролл. Следует учесть, что она воспринимает текст Свитка Эстер исторический фон и т.д. через призму мидрашей Талмуда.)

(1) Исторический фон

Талмуд, (Трактат Хулин, 1З9б) обсуждая идеи Пурима, говорит:

“Где в Торе содержится указание на Эстер? - И Я совершенно скрою (hестер астир) лицо Мое в тот день за все зло, которое сделал он [Израиль], обратившись к богам иным (Второзаконие З1:18)".

Иными словами, утверждается, что времена Мордехая и Эстер - это времена "сокрытия Лица Всевышнего". "Сокрытие Лица" - это такое состояние мира, когда люди не ощущают Божественного Управление миром, они в растерянности, не знают, как поступить. Им кажется, что Бог "скрылся", оставил мир на произвол "случайных сил".

Но как же могла быть эпоха Мордехая и Эстер временем "сокрытия лица"? Ведь в то время еще были пророки, а сама сущность пророчества заключается в том, что пророк непосредственно общается со Всевышним и открывает людям Его величие-? Следует однако, учесть, что пророчество почти никогда не бывает ясно современникам.

Через пятьдесят два года после разрушения первого Храма исполнилось пророчество: Кир, царь Персии, издал указ о восстановлении Дома Бога в Иерусалиме. [ Следует учесть, что в это время персы разрушили Вавилонское государство, низложили династию Навуходоносора и основали на его развалинах персидскую империю.] Пророк Исайя предсказал это за двести лет до этих событий. "Так сказал Бог помазаннику Киру... ради Иакова, раба Моего и Израиля, избранника Моего... он построит город Мой и изгнанников Моих отпустит" (Исайя 45). Указ Кира был издан за два года до того, как Ахашверош (Артаксеркс) стал царем и за четыре года до событий, описанных в Свитке Эстер.

Хотя праведный персидский царь разрешил евреям вернуться на родину, но только сорок две тысячи из них откликнулись на его призыв, миллионы же остались в изгнании. Так происходит всегда, когда Бог скрывает Свое Лицо от людей: смятение, сомнения и страх овладевают ими. Чего Бог хочет от нас? Где и как мы должны исполнить Его волю? Как мы узнаем о ней?

Таков был исторический фон, на котором разыгралась драма Пурима. Еврейский народ был разбросан и растерян. В Вавилоне возродилось изучение Торы; однако даже среди наиболее выдающихся представителей народа были такие, которые спрашивали, должны ли они оставаться верными своему союзу с Богом после того, как Он лишил их возможности жить на Его земле; ведь женщина, которую выгнал из дома супруг, не должна более хранить верность брачному союзу, а отпущенный на свободу раб не подчиняется своему хозяину. Этот страшный вопрос можно понять как еще одно печальное указание на то, что Лицо Бога было скрыто за множеством завес.

Работы по восстановлению Храма продолжались, несмотря на набеги враждебных племен, живших вблизи Иерусалима. Однако в последние месяцы своего царствования Кир изменил отношение к евреям и запретил новым группам изгнанников возвращаться в Землю Израиля. Это препятствие вызвало отчаяние в среде тех, кто уже находился в Иерусалиме, и работы, начатые с такими надеждами, были приостановлены. И все же восстановление Храма не было запрещено, хотя встречало все больше препятствий.

Правление Кира длилось недолго. Всего через два года после того, как он отдал приказ о восстановлении Храма, власть над персидской империи захватил Ахашверош. Новый царь не был другом евреев. У тех, кто только начинает знакомиться со Свитком Эстер, может создаться впечатление, что он был всего лишь добродушным пьяницей, находившимся под влиянием Амана. Однако это не так. Его жена, царица Вашти, внучка Навуходоносора, яростно возражала против слабых попыток восстановить Храм, и настояла на том, чтобы Ахашверош положил конец делу, начатому Киром. После того, как из Иерусалима пришло послание, в котором говорилось, что строительство Храма на самом деле лишь предлог для восстания евреев против метрополии, Ахашверош запретил продолжать работы в Иерусалиме. Он был только рад внять советам своей жены и донесениям своих наблюдателей. Итак, казалось ясным, что пророчеству Исайи не суждено сбыться. Казалось, Лицо Бога, то есть Его воля, окончательно скрылось от евреев. Быть может, и в самом деле евреи были так же одиноки и покинуты, как жена, отосланная своим мужем?

(2) "Сокрытие Лица Всевышнего" и причины этого

Означал ли указ Кира исполнение пророчества? Если да, то как мог Ахашверош так просто отменить его? Был ли милостивый жест Кира проявлением воли Бога, пожелавшего дать евреям возможность проявить свою любовь к Иерусалиму? И не потому ли, что любовь эта оказалась недостаточной, им было отказано даже в этом хрупком ростке избавления?

Что происходит, когда Лицо Бога скрывается от нас? Люди перестают видеть, как Его Рука творит историю. До этого момента кажется несомненным, что удачи и поражения еврейского народа зависят от его союза с Богом и верности Его учению. В словах Торы и пророков евреи умели видеть предостережения и обещания, и если хранили верность Завету, то получали вознаграждение в этой жизни. Если же они были глухи к Его слову, возмездие не заставляло себя ждать. Так было, когда Воля Бога была им открыта и ясна. Когда же Его Лицо скрылось, евреям стало казаться, что они зависят от капризов правителей, изменчивости природы и превратностей истории. Улыбка Кира значила больше, чем пророчество Иеремии, а нахмуренные брови Ахашвероша - чем предостережения Моисея.

Талмуд говорит нам: " указание на Эстер в Торе содержится там, где говорится о сокрытии Лица Бога, и что само имя "Эстер" указывает на это сокрытие.

На первый взгляд казалось, что Бог отдалил себя от людей. Но на самом деле еврейский народ сам создал разрыв между собой и Богом. На это сокрытие и на причины его возникновения указывает Тора: евреи начали забывать о своей полной зависимости от Бога, притупилось их восприятие первой заповеди: "Я - Господь, Бог твой". Евреи, таким образом, сами были повинны в том, что Лицо Бога стало невидимо, сами создали преграду, скрывшую от них Его Волю.

Но именно этому смятенному и испуганному поколению предстояло сорвать завесу, скрывавшую от него Бога, или, вернее, признать, что природа, история, весь мир - лишь созданная Им иллюзорная декорация, скрывающая Его только от тех, кто слеп. Величие Мордехая и Эстер состояло в том, что они вновь нашли Его для себя, открыли Его Волю другим, и, на долгие века рассеяли тьму, скрывавшую Его Лицо.

(3) Исчезновение завесы и "открытие Лица Бога"

История еврейского народа, вплоть до вавилонского изгнания, полна чудес. В каждом поколении евреи были свидетелями чудес, или хотя бы слышали о них достоверные рассказы. Посещение Храма заключало в себе возможность увидеть бывшие в нем чудеса - увидеть творящую руку Бога. Однако иудаизм не основан на чудесах: вера должна иметь более глубокие корни. Чудеса иногда можно объяснить естественными причинами или неправильно истолковать их сущность. Более того, если человек во всем полагается на чудо и придает ему большое значение, вера его может ослабнуть. Ведь он забывает о том, что Бог постоянно руководит тем, что мы, за неимением лучшего определения, называем природой. Когда мы, читая Шмоне Эсре ("Восемнадцать Благословений" – основная еврейская молитва, читаемая трижды в день), благодарим Бога за то, что Он каждый день совершает нам Свои скрытые чудеса, мы не просто произносим красивые слова. Жизнь существует лишь потому, что Бог творит ее постоянно; мир исчез бы молниеносно, если бы Всевышний хоть на миг перестал питать его.

Мы часто подчеркиваем, что вся история еврейского народа представляет собой цепь чудесных событий и примеров Божественного вмешательства. До определенной степени это скрывает от нас сущность Его власти. Когда придают слишком большое значение творимым Им чудесам, забывают о том, что Он направляет нас всегда и всюду. В языке иврит слово "вселенная" - олам - происходит от корня, означающего "скрытый", ибо в этом мире Бог скрыт от нас.

Человек должен сам найти истину во мраке. Тот, кто хочет быть неверующим, всегда найдет себе "естественное объяснение" событий. Мидраш рассказывает, что Потоп произошел в 1656 г. от Сотворения Мира; и строители Вавилонской Башни изобрели теорию, согласно которой через каждые тысяча шестьсот пятьдесят шесть лет основы мира сотрясаются, что вызывает потоп, а до наступления этого срока люди могут считать себя в безопасности и делать все, что им заблагорассудится. Подобным же образом Фараон нашел естественное объяснение Казням Египетским. Так происходит во все времена. Всевышний не внедряет веру насильно в наши сердца. Человек может молиться три раза в день, в точности соблюдать все заповеди - и все же быть убежденным в том, что успех его деловой или научной карьеры основывается исключительно на тяжелом труде, образовании, сумме капиталовложений, искусном планировании и т.п., ставя под сомнение зависимость своей судьбы от Бога. Всевышний помещает нас в мир, где Он скрыт от нас. Он ждет, что мы сами найдем путь к истине, ибо Он дал нам для этого достаточно свидетельств. Остальное зависит от нас.

Ко временам Эстер и Мордехая период явных чудес в еврейской истории закончился. С этого момента еврейская история приобрела иной характер. Теперь евреи были должны понять, что не только небесный огонь и расступившиеся воды морские, но и события повседневной жизни есть проявление Его Воли.

Свиток Эстер - это единственная из двадцати четырех книг ТаНаХа, в которой не упоминается имя Бога. Талмуд разъясняет нам, что слово "царь" в Свитке является указанием также и на Бога, Царя вселенной; тем не менее, то, что Его Имя не называется прямо, выделяет книгу Эстер из всех остальных книг Священного Писания.

Это совсем не случайно. Чудо Пурима произошло в последние годы вавилонского изгнания, в то время, когда Бог был скрыт от людей за тысячи завес, когда евреи мучительно пытались выяснить для себя, должны ли они оставаться далее верными своему Богу. Именно в это время, в Персии (где евреи казались оторванными от Торы даже больше, чем в других местах) "случайные" события составили причудливые цепи причинно- следственных связей.

Вот звенья одной из этих цепочек: пир, устроенный Ахашверошем, оказался для царицы Вашти роковым, и Эстер заняла ее место. Поскольку Эстер стала царицей, она смогла, благодаря своему высокому положению, во-первых, успокоить подозрения Амана, пригласив его принять участие в своей трапезе, а, во-вторых, убедить царя спасти ее народ.

Другая цепочка: Бигтан и Тереш составили заговор с целью убийства Ахашвероша. Но царь, благодаря Эстер, назначил Мордехая на высокую должность, Мордехай подслушал разговор Бигтана и Тереша и рассказал о нем Эстер, а она рассказала царю о преданности Мордехая. Это событие было записано в царских хрониках, где и оставалось забытым до решающей ночи, когда "сон бежал от царя".

Еще одна цепочка "случайных" событий: царь назначил Амана на высокий пост, и поэтому все должны были преклониться перед вновь возвышенным потомком Агага. Мордехай отказался делать это. Аман, уверенный в своей власти и в своем влиянии даже на царицу Эстер, пригласившую его на пир, построил виселицу и явился просить царского разрешения повесить Мордехая как раз в тот момент, когда Ахашверош узнал, что именно Мордехай когда-то спас ему жизнь.

Когда развитие событий достигло апогея, части Божественного плана соединились в единое целое, спасшее евреев и навсегда показавшее им, что и теперь Бог продолжает присутствовать во всем; что так было и будет всегда, даже когда Его присутствие проявляется лишь в действиях того или иного царя, в отдельных случайных происшествиях, в ставящих нас в тупик событиях истории, смысл которых раскрывается для религиозного человека в словах: "Я - первый и Я - последний, и кроме Меня нет Бога (то есть нет, кроме Меня, ни одной движущей силы на земле)" (Исайя, 44:6).

Контрольные Вопросы:

КВ-1.Сформулируйте идею “скрытых чудес” изложенную в этой статье.

КВ-2. Объясните утверждение: “Книга Эстер является логической завершающей книгой ТаНаХа, ибо она отделяет библейскую еврейскую историю от пост-библейской”

4. Война с Амалеком

Тема войны с Амалеком является очень важной в Пуриме. Основные идеи, связанные с этой темой вы можете прочесть в нижеследующем отрывке из статьи

"Война Израиля с Амалеком"

История Пурима воспринимается еврейской традицией как один из эпизодов войны Израиля с Амалеком - войны, которая началась с возникновением обоих народов и закончится лишь в Конце Дней.

Первое их столкновение описано в книге Исход (17:8-16):

"И пришел Амалек, и воевал с Израилем в Рефидим. И сказал Моисей Иеhошуа: выбери нам мужей и пойди сразись с Амалеком; завтра я буду стоять на вершине холма с посохом Божьим в руке моей. И сделал Иеhошуа, как сказал ему Моисей о сражении с Амалеком; а Моисей, Аарон и Хур взошли на вершину холма. И было, как поднимет Моисей руку свою, одолевал Израиль; и как опустит руку свою, одолевал Амалек. Но руки Моисея отяжелели; и взяли они камень, и подложили под него, и он сел на него, а Аарон и Хур поддерживали руки его, один с одной, другой с другой стороны, и были руки его тверды до захождения солнца. И низложил Иеhошуа Амалека и народ его острием меча. И сказал Господь Моисею: запиши это на память в книгу и внуши Иеhошуа, что Я совершенно сотру память Амалека из-под неба. И построил Моисей жертвенник, и нарек имя ему "Господь - Нисси" (Господь - чудо/знамя мое). И сказал он: вот рука на престоле Господа, что война у Господа против Амалека из рода в род".

В связи с этим есть особая заповедь: помнить о злодеяниях Амалека (Второзаконие 25:17-19)

Помни, что сделал тебе Амалек на пути, когда выходили вы из Египта. Как он встретил тебя на пути и перебил позади тебя всех ослабевших, а ты был изнурен и утомлен, и не побоялся он Бога. И вот, когда успокоит тебя Господь, Бог твой, от всех врагов твоих со всех сторон, на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе в удел для владения ею, сотри память об Амалеке из под небес; не забудь.

В Субботу перед Пуримом, кроме обычного недельного раздела Торы, читают еще и отрывок "Помни, что сделал тебе Амалек". Этот отрывок так важен, что сама Суббота перед Пуримом называется Шабат Захор - "Суббота "Помни!".

Еврейскому подходу к миру вообще отнюдь не свойственно ненавидеть врагов. Напротив: увидев осла врага твоего, упавшего под ношей – ты должен помочь разгрузить его. И на межнациональном уровне: несмотря на столетия притеснений Тора предписывает положительное отношение к египтянину. И только Амалека Тора заповедует ненавидеть, ибо тот – абсолютное зло. И поскольку Амалек рассеялся среди народов мира, и не всегда его просто выявить, традиция формулирует критерий Амалекинизма: Амалек стремится убивать евреев не ради собственной выгоды, а исключительно ради уничтожения еврейства.

О войне с Амалеком сказано в Талмуде (Трактат Рош hа-Шана, 29а в виде комментария к цитированному выше отрывку из книги Шмот / Исход,17): "Разве руки Моисея выигрывали или проигрывали войну? Но это говорит тебе, что когда Израиль обращает свои взоры к Небу и подчиняет сердце Богу, то он побеждает Амалека, а если нет, то падает перед ним".

При первом появлении Амана в Свитке Эстер (З:1) сказано: "После этих событий возвысил царь Ахашверош Амана, сына Амдаты, Агагитянина...". Аман, поставивший своей целью уничтожение евреев, был потомком Агага, царя амалекитян времен войны царя Шаула с Амалеком.

Первая Книга Шмуэля (гл. 15) рассказывает нам о том, как пророк Шмуэль (Самуил) послал царя Шаула (Саула) воевать с амалекитянами и о том, какие события при этом произошли:

"И сказал Шмуэль Шаулу: меня послал Господь помазать тебя на царство над народом Его, над Израилем, а теперь прислушайся к голосу речей Господних. Так сказал Господь Цеваот: помню Я, что сделал Амалек Израилю, как он противостоял ему на пути при выходе его из Египта. Теперь иди и порази Амалека; и истребите все, что у него; и не щади его, а предай смерти от мужа до жены, от ребенка до грудного младенца, от вола до агнца, от верблюда до осла. И созвал Шаул народ, и насчитал их в Телаиме двести тысяч пеших и десять тысяч мужей из (колена) Иеhуды. И дошел Шаул до города Амалекова, и воевал в долине. И сказал Шаул кенийцам: уйдите, выйдите прочь из среды амалекитян, чтобы мне не погубить вас вместе с ними; ты же сделал добро всем сынам Израиля при выходе их из Египта. И ушел кениец из среды Амалека. И поразил Шаул Амалека от Хавилы до дороги в Шур, что пред Египтом. И захватил Агага, царя Амалекова, живым, а весь народ истребил острием меча. Но Шаул и народ пощадили Агага и лучших овец, и крупный скот, и скот второго приплода, и тучных овнов, и все хорошее, и не захотели истребить их, а все малоценное и худое истребили. И было слово Господа к Шмуэлю такое: Сожалею Я, что поставил Шаула царем, ибо он отвратился от Меня и слов Моих не исполнил. И прискорбно было Шмуэлю, и взывал он к Господу всю ночь. И встал Шмуэль рано утром для встречи с Шаулом; и было сказано Шмуэлю так: Шаул пришел в Кармель, и вот, он готовит себе место (для раздела добычи), а потом он обернулся и ушел, и спустился в Гилгал. И пришел Шмуэль к Шаулу, и сказал ему Шаул: благословен будь ты у Господа; исполнил я слово Господа. И сказал Шмуэль: а что это за блеяние овец в ушах моих и мычание крупного скота, которое я слышу? И сказал Шаул: от амалекитян пригнали их, так как пощадил народ лучшее из мелкого и крупного скота, чтобы жертвовать Господу, Богу твоему; а остальное мы истребили. И сказал Шмуэль Шаулу: подожди, и расскажу я тебе, что говорил мне Господь этой ночью. И сказал ему тот: говори. И сказал Шмуэль: хотя ты и не велик в собственных глазах, но ты глава колен Израилевых, и Господь помазал тебя на царство в Израиле; И послал тебя Господь в путь, и сказал: "Иди и разгроми этих злодеев Амалека, и воюй с ними до полного их уничтожения". Почему же ты не послушался гласа Господня, а устремился к добыче и зло совершил пред очами Господа? И сказал Шаул Шмуэлю: ведь слушался я гласа Господа и пошел в путь, в который послал меня Господь, и привел Агага, царя Амалека, а амалекитян я разгромил. Но взял народ лучшее из добычи, из мелкого и крупного скота, из заклятого, чтобы принести в жертву Господу, Богу твоему, в Гилгале. И сказал Шмуэль: неужели всесожжения и жертвы столь же желанны Господу, как и послушание гласу Господа? Ведь послушание лучше жертвы; повиновение лучше тука овнов. Ибо грех неповиновения это как знахарство, и противление это как идолопоклонство. За то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем. И сказал Шаул Шмуэлю: согрешил я, что преступил повеление Господа и слова твои, так как боялся я народа и послушался голоса его. Теперь же прости грех мой и возвратись со мною, и поклонюсь я Господу. И сказал Шмуэль Шаулу: не возвращусь я с тобою, ибо ты отверг слово Господа и Господь отверг тебя, чтобы не быть тебе царем над Израилем. И повернулся Шмуэль, чтобы уйти. Но ухватился тот за полу одежды его, и она порвалась. Тогда сказал ему Шмуэль: сегодня отторг Господь царство Израильское от тебя и отдал его ближнему твоему, который лучше тебя. А Сильный Израиля не солжет и не раскается, ибо не человек Он, чтобы раскаяться. И сказал тот: я согрешил, но теперь почти меня, прошу, пред старейшинами народа моего и пред Израилем, и возвратись со мною; и поклонюсь я Господу, Богу твоему. И возвратился Шмуэль за Шаулом, и поклонился Шаул Господу. И сказал Шмуэль: приведите ко мне Агага, царя Амалека. И подошел к нему Агаг в оковах; и сказал Агаг: пришла ко мне горечь смерти. И Шмуэль сказал: как меч твой жен лишал детей, так мать твоя среди жен лишится сына. И рассек Шмуэль Агага пред Господом в Гилгале. И пошел Шмуэль в Раму, а Шаул отправился в дом свой, в Гиву Шаулову. И не видел больше Шмуэль Шаула до самого дня смерти своей, ибо горевал Шмуэль о Шауле; но Господь сожалел, что поставил Шаула царем над Израилем".

Как только Шауль был помазан на царство, ему было приказано Богом начать войну с Амалеком. Ему было велено закончить дело, начатое Моисеем и Иеhошуа за четыреста тридцать восемь лет до него: истребить Амалека окончательно, истребить даже скот его. Шауль сказал себе: "Если смерть даже одного единственного человека - несчастье, то истребление целого народа - это трагедия! Если люди грешны, то чем же грешен скот их?". Вопросы эти логичны. Мы могли бы задать их и сегодня. Праведный Шауль попал в ловушку, которая стоила ему трона. Он заменил Божественное понимание добра своим, решив, что может быть милосерднее, чем Всевышний. Он напал на Амалека и одержал победу, но не выполнил заповеди, данной ему Богом, не уничтожил всех амалекитян, их скот и имущество. Шауль и его люди пощадили одного человека. Это был царь Агаг, повелитель народа, несущего зло. Шауль решил, что лучше поработить Агага; он также сохранил имущество амалекитян. Шауль считал, что имущество Амалека можно использовать на добро. Но суть Амалека как раз и заключается в том, что в нем вообще отсутствует искра святости, поэтому ничто, связанное с ним, не может послужить добру. Единственное, что можно с ним сделать - это полностью его уничтожить, а потому пророк Шмуэль на следующий день собственноручно убил Агага. Однако, как сообщает нам мидраш за эту ночь Агаг успел зачать сына, и царский род в Амалеке не пресекся. Через много лет Аман, потомок Агага родившийся благодаря ложному милосердию Шауля, вступил на арену еврейской истории. Так человеческое милосердие, противопоставленное Божественному, навлекло на евреев угрозу того уничтожения, которое должно было постигнуть Амалека.

В свитке Эстер указывается, что Мордехай и Эстер принадлежали к колену Бильямина, и мидраш добавляет, что они были отдаленными потомками царя Шауля. Они столкнулись с задачей, которая стояла в свое время перед Шаулем и не была им решена. Так причудливая ткань еврейской истории возлагает на потомков работу, которую не доделали предки.

Контрольные Вопросы:

КВ-3.На что опирается традиция, отождествляющая Амана и “притеснителей евреев” с Амалеком, и что она этим хочет нам сказать?

КВ-4. Кто такой Амалек, чем он характерезуется? Каких из врагов Израиля за последние 300 лет можно отнести к Амалеку, а каких нельзя?

КВ-5. Какие моральные проблемы были у Шауля? Что вы сами думаете по этому поводу?

5. Пурим как преодоление рассудочного уровня

Прочтите отрывок из статьи Рава Яира Драйфуса “Пурим: выше рациональности"

(1) "Ходить" и "скакать" по Дому Учения

"Буквы Торы подобны огненным коням", - говорится в каббалистической книге "Тикуней Зогар". Комментируя этот стих, рав А.-И.Кук говорит: Обычно от еврея требуется "ходить" по Дому Учения, но иногда, "оседлав буквы Торы", следует "скакать" по нему. "Ходить" - означает изучать Тору с помощью разума. Это изучение рациональное, продвигающееся медленно, но зато основательно. Это споры и дискуссии, доводы и опровержения, анализ идей и сомнений. Совсем другое - "скакать". Это прыжок, интуиция, воображение. Это личная связь с текстом, когда можно многое почувствовать, даже если почти ничего не понятно. Это ситуация, когда человек молодой (либо не получивший в молодости достаточного религиозного образования) берется читать сложную книгу - и, хотя он почти не понимает глубокого смысла текста, терминов и аллегорий, он интуитивно чувствует "душу книги", буквы ее становятся "огненными конями".

(2) Изучение текстов Торы по учению Магида из Межерича

Степенное хождение по Дому Учения - это стиль литвакский, "миснагидский". Литвакский "лимуд" (изучение Торы) основан прежде всего на изощренном анализе, четкой логике; его идеал - глубокий интеллектуал. Совсем другой стиль есть удел Дома Учения хасидского. Магид из Межерича (ученик и продолжатель Баал-Шем-Това) внес в изучение текстов Торы "двекут" - "эмоциональное горение", "чувство восторженности от прилепления к Творцу Вселенной". Посредством интуиции "двекут" дает нам возможность "перепрыгнуть" через пространства, не преодолимые логикой, прикоснуться к вещам, до которых с помощью рассудка не добраться, "перекачать" в себя жизненную энергию из источников, для жесткого рационалиста закрытых.

(3) Что такое "двекут"

В литвакском Доме Учения "двекут" не приветствуется - ибо он мешает учебе; хасидская же учеба без него не мыслима. Хасиды говорили даже так: иногда нужно прервать "лимуд" (рациональную учебу), чтобы на некоторое время переключить себя на "двекут". Энергия "двекута" - это именно тот "девек" ("клей"), которым склеиваются построенные на рациональной учебе куски постижения Божественной истины; именно она и позволяет сделать буквы Торы "огненными конями".

(4) Пурим и Песах как синтез рационального и интуитивного путей постижения Божественного мира

Синтез рационального и интуитивного путей постижения Божественного мира мы наблюдаем в соотношении праздников Пурим и Песах. Оба праздника названы в еврейской традиции "Праздниками Избавления". Пурим - это избавление от Амана-Амалека, Песах - избавление из Египта. Мудрецы наши в Талмуде (трактат Мегила) называют и Пурим, и Песах "временем будущего избавления" и требуют от еврея связать эти праздники друг с другом. В еврейском Законе эта связь выражается, в частности, в том, что в случае високосного года (когда есть два месяца Адар) Пурим празднуется во втором Адаре, ближе к Песаху, "чтобы присоединить одно Избавление к другому Избавлению".

(5) "Должен еврей напиться в Пурим" - а зачем?

Традиция, однако, подчеркивает и различия в характере Избавления в Пурим и в Песах. В Песах Избавление приходит через "Агаду" - "рассказ об Исходе", через учебу, логику, память, интеллектуальный анализ. "Кто больше и содержательней расскажет об Исходе, тот более достоин похвалы" (Талмуд). Пурим же - праздник иного рода, и символ его Избавления - вино. Должен еврей напиться в Пурим - до такой степени, чтобы уже не различать между "проклят Аман" и "благословен Мордехай", - говорит Талмуд. Отбрасывая давящую на него рациональную схему жесткой расстановки благословений и проклятий, человек освобождает свою интуицию, распускает крылья воображению, получает возможность перескочить логически непреодолимую пропасть. Само по себе это, конечно, еще не дает решения проблем; и очень важно, проспавшись наутро, суметь переварить намеки решения, пойманные воображением и пьяной интуицией Пурима, в твердую интеллектуальную логику Песаха. Однако Песах идет после Пурима - и не иначе.

(6) "Примерка" проектов решений на свою бессмертную душу

Чистый интуитивный взлет - это еще не решение, но и без него найти решение невозможно. Сначала надо найти метафизические параметры решения, а только затем - с помощью логики, традиции и анализа - перевести их в рациональные. На самом деле, только таким способом можно вообще продвигаться по жизни. В любом по-настоящему сложном вопросе (в каком месте поселиться, на кого учиться, на ком жениться, с кем заключать мир и как после этого выжить) всегда есть бесконечное количество параметров совершенно неизвестных, так что их "логическое решение" - чистый самообман. По счастью, однако, Бог снабдил наши души не только логическим, но и интуитивным аппаратом. С его помощью решения находятся не путем доводов и контрдоводов, а путем "примерки" проектов решений на свою бессмертную душу. Если проект решения хорошо, удобно сидит - начинаем искать рациональные обоснования, "прошивать для твердости" сгибы, петли и карманы. Если же проект плана "не сидит", ощущается как нечто чужеродное - то следует отбросить его без сожаления и пойти искать другую выкройку.

(7) Чему учит нас Пурим ?

Чтобы отбрасывать старое и искать новое, нужно иметь сильное воображение, нужно иногда освобождать себя от оков рациональности, прагматизма и логики. Пурим учит нас тому, как важно иногда быть пьяным. Слишком трезвый в этом мире не жилец. (Это касается как отдельных личностей, так и всего народа в целом.) Повышенный рационализм обязательно доведет до депрессии. А на нашем Ближнем Востоке с депрессией не выживают. Здесь без вариантов: хочешь жить - надо быть немножко выше рационализма.

Так пусть же, в соответствии с учением наших, благословенной памяти, Мудрецов, придет наше Избавление через вино праздника Пурим.

Лехаим!

Контрольные Вопросы:

КВ-6. Каким образом идея интуитивного характера Пурима проявляется в обычаях празника, о которых вы читали выше?


Ответы на контрольные вопросы:

КВ-1. Сформулируйте идею “скрытых чудес” изложенную в этой статье.



КВ-2. Объясните утверждения: “Книга Эстер является логической завершающей книгой ТаНаХа, ибо она отделяет библейскую еврейскую историю от пост-библейской”



КВ-3. На что опирается традиция, отождествляющая Амана и “притеснителей евреев” с амалеком, и что она этим хочет нам сказать?



КВ-4. Кто такой Амалек, чем он характерезуется? Каких из врагов Израиля за последние 300 лет можно отнести к Амалеку, а каких нельзя?



КВ-5. Какие моральные проблемы были у Шауля? Что вы сами думаете по этому поводу?



КВ-6. Каким образом идея интуитивности Пурима проявляется в обычаях празника, о которых вы читали выше?