МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр Учебные курсы по иудаике

К оглавлению курса "Основные идеи еврейских праздников"

Лекция 11. Йом hа-Ацмаут (День Независимости) и Йом Иерушалаим (День Иерусалима)

1. Введение: Три вида сионизма
2. Религиозное отношение ко Дню Независимости – различные подходы
2.1. Умеренно-харедимная точка зрения
2.2. р.Цви-Иеhуда Кук: религиозно-сионистская точка зрения
2.3. Религиозное значение Дня Независимости
2.4. Религиозное значение Дня Освобождения Иерусалима
2.5. Аномалии Государства Израиль
2.6. рав Йосеф-Дов Соловейчик: точки зрения американского “Моdеrn Оrthоdох"
Список контрольных вопросов

1. Введение: Три вида сионизма

Йом hа-Ацмаут – День Независимости Израиля, и Йом Иерушалаим -День Иерусалима, являются самыми новыми и самыми спорными праздниками еврейского календаря, а их религиозное восприятие - одной из самых “конфликтных” точек иудаизма. Корни различного отношения к Дню Независимости прослеживаются в следующей статье: П.Полонский Три вида сионизма

(1) Разные виды сионизма

Для того, чтобы понять эволюцию идеологии сионизма (а День Независимости как нельзя лучше подходит для такого размышления), нам следует прежде всего рассмотреть различия между тремя видами сионизма появившихся в 19 веке - сионизмом религиозным, сионизмом поселенческим и сионизмом политическим. Все эти три вида сионизма стремились к созданию еврейского государства в Эрец Исраэль, но цели этого государства и его смысл понимались ими совершенно по-разному.

Следует особо отметить, что хотя в течение всего 20-го века эти три направления действовали совместно для создания и развития Государства Израиль, но идеологически они не смешались, оставшись тремя раздельными направлениями. И, что особенно важно, сегодня, в конце 20-го века, их пути во многом вновь расходятся.

Когда заявляют, что "основой Израиля является сионизм", то следует спросить - какой именно; ибо для различных групп населения Израиля их "сионизм" совершенно разный. Без понимания разницы между этими "сионизмами" мы не сможем понять и процессы, происходящие сегодня в израильском обществе.

Впервые современная идея сионизма - т.е. идея о том, что "возвращение евреев в в Сион (Палестину) должно быть осуществлено ими самими, не откладывая и не дожидаясь в Галуте прихода Мессии" - была сформулирована в середине 19 века в работах раввинов Цви-Гирша Калишера, Элияhу Гутмахера и Иеуды Алкалая (а они во многом основывались на идеях, выдвинутых в конце 18-го века Виленским Гаоном). Созданную ими концепцию стали называть позже "религиозным сионизмом".

Вторым направлением в сионизме был поселенческий сионизм "Ховевей Цийон" (возник в 1880-х годах) сосредоточенный на идее "национального возрождения на исторической родине". И наконец, третий вид сионизма - "политический сионизм" Герцля, возникший в 1897 году, - поставил себе целью создать государство как "правоохраняемое убежище" для евреев, страдающих от антисемитизма.

(2) Религиозный сионизм

Центральная идея религиозного сионизма состояла в том, что приход Машиаха (Мессии) есть не одномоментное явление, а длительный процесс, который состоит из двух стадий: естественной и чудесной. Первая, естественная стадия, которую евреи осуществляют сами (конечно, с Божественной поддержкой, но без явных чудес), - это возрождение страны во всех аспектах жизни и создание полноценного еврейского Государства. И лишь тогда, когда эта стадия будет осуществлена, тогда вторая стадия - собственно приход Машиаха - чудесным образом завершит Избавление человечества. Иными словами, самостоятельное возвращение евреев в Эрец Исраэль и построение еврейского государства - задача, которую создатели религиозгного сионизма выдвинули за полвека до Герцля, - понималась ими как первая стадия мессианского процесса, как способ активного приближения прихода Машиаха.

Основатели религиозного сионизма призывали к немедленной практической деятельности по переселению еврейского народа в 3емлю Израиля, к созданию еврейского сельского хозяйства, промышленности, армии и всех прочих атрибутов современного государства.

Важно подчеркнуть, что отнюдь не антисемитизм в его современном виде и не опасности физического уничтожения повлияли на р.Калишера и р.Алкалая. Они жили в эпоху расцвета либерализма, когда в широких кругах еще сильна была вера в то, что евреи смогут хорошо приспособиться к новым условиям европейской жизни. До 1870-х годов они ни разу в своих трудах не прибегали к аргументу, что евреи нуждаются в независимой стране для обеспечения своего физического существования. (А ведь мы знаем, что позже этот довод был одним из основных в сионистском политическом движении.)

Религиозный сионизм был "сионизмом по любви", а не "вынужденным сионизмом по необходимости"*. И хотя в свое время, в середине 19 века, его призыв почти не был услышан еврейским народом - именно религиозный сионизм оказался впоследствии наиболее устойчивым и "сионистским", наиболее глубоко связанным с 3емлей Израиля. И когда после Шестидневной войны возник вопрос о "территориях" - то именно религиозные сионисты были теми, кто проложил путь к их освоению. [*Отметим, кстати, что в отличии от большинства других национальных культур, в которых есть устойчивая концепция "Родина-мать" (т.е. отношение страны и народа- это отношение матери к ребенку; страна "рождает" народ,- т.к., действительно, формирование нации происходит, в большинстве своем, за счет исторического опыта жизни территориально-целостного национально-государственного образования)- в еврейской культуре доминирует восприятие: родина (Страна Израиля) есть жена еврейского народа; который родился в Египте, вырос в Пустыне, "женился" на Эрец-Исраэль; потом плохо себя вел, она выгнала его из дома, и он стремится вернуться к ней. Поэтому разные виды сионизма могут быть интерпретированы как разные виды брака евреев на Эрец-Исраэль.]

(3) Поселенческий сионизм

Второй вид сионизма - "поселенческий", он же практический сионизм возник в 1882 г., почти через 30 лет после начала деятельности основателей религиозного сионизма. После погромов 1880-х годов на Украине, в Бессарабии, Польше и Румынии возникло движение "Ховевей Цийон", поставившее своей целью практическое переселение евреев в 3емлю Израиля.

Среди его основателей и активных деятелей были как нерелигиозные деятели: И.-Л.Пинскер, М.Лилиенблюм и др., так и известные ортодоксальные раввины р.Ш.Могилевер, р.Н.Ц.И.Берлин (глава Воложинской иешивы, одной из крупнейших в Литве) и другие.

Основной идеей "практического" сионизма было "возрождение национальной жизни на исторической родине". Видя бедственное (как в физическом, так и в психологическом плане) состояние еврейского народа в галуте, и сравнивая его с физическим и духовным величием древнего еврейского царства, они считали, что подобно тому, как растение, посаженное в подходящем ему климате, вырастает сильным и стройным, а посаженное в неподходящем будет слабым и хилым, - точно так же и народ может вырасти нормальным и здоровым народом только если он живет в подходящем ему "климате". При этом главная составляющая этого "подходящего климата" - исторические корни народа в своей земле. Народ, физически оторванный от своей истории, теряет жизненные силы, и лишь пронизанная древней историей своя земля может дать ему возможность возрождения. А поскольку исторические корни еврейского народа расположены, конечно, не в Европе и не в Америке, а в Иерусалиме и Хевроне, в Галилее и на Голанах, в Бейт-Лехеме, Яфо, Газе и Шхеме, - то именно там и следует строить еврейскую жизнь.

На этих основах строилась вся Первая сионистская Алия (1882 - 1904 гг.), заложившая физические основы современного Израиля. Хотя это был сионизм скорее "по расчету", а не исключительно "по любви", его брак с Эрец-Исраэль оказался более или менее прочным.

(4) Политический сионизм

Третьим - в порядке возникновения - видом сионизма был политический сионизм, связанный с именем Теодора Герцля, автора книги "Еврейское Государство" (1896 г.).

Герцль не был ни изобретателем идеи современного сионизма (который был изобретен за 50 лет до него), ни основателем сионистского движения (это движение началось за 15 лет до него). Он занялся еврейскими проблемами только после дела Дрейфуса, в 1895 г., когда поселенческий сионизм уже развил активную деятельность. Герцль не был первым, кто начал открыто говорить о еврейском государстве - до него об этом говорили и Моисей Гесс ("Рим и Иерусалим", 1860 г.), и И.-Л.Пинскер ("Автоэмансипация", 1882 г.), и, еще раньше, основатели религиозного сионизма раввины Ц.-Г.Калишер и И.Алкалай.

Однако, заслуга Герцля состояла в том, что на базе уже существующих идей и движения он смог создать политическую организацию - область, в которой восточноевропейские евреи, сторонники религиозного и поселенческого сионизма, не имели никакого опыта. По сути, Герцль смог облечь сионизм в форму "нормального" европейского политического движения - а только в такой форме современный западный мир мог принять его. Будучи венским журналистом, он понимал, каково влияние на мир "политических переговоров в свете современных средств массовой информации" и направлял все свои усилия не на практические дела, а на "рubliс rеlаtiоns". Иными словами, Герцль не создал сионизм, но "одел его во фрак" (цитата из обращения Герцля к участникам Первого сионистского Конгресса).

А. Экзюпери в "Маленьком принце" рассказывает историю про турецкого астронома, который увидел новую комету и приехал рассказать о ней на конференции по астрономии - но, поскольку он был в турецкой одежде, необычной для собравшихся, то никто не хотел его слушать. И лишь после того, как он переоделся в нормальную, европейскую одежду, - все астрономы смогли восхититься его новой кометой. Именно таким "турком", непонятным европейцам, был сионизм до Герцля.

В 1897 г. Герцль провел в Базеле первый Сионистский конгресс, на который он смог собрать "представителей евреев из всех городов и местечек мира", - и потому, сионистская организация, созданная на этом конгрессе, стала в глазах мирового общественного мнения полномочным представителем еврейского народа, хотя на самом деле эти представители в местах своего проживания не были никем избраны и их вначале поддерживало в народе всего лишь незначительное меньшинство.

Следует, однако, понять, что мотивом деятельности Герцля вовсе не была идея еврейского национального возрождения на исторической родине. Главным для Герцля было спасение от антисемитизма, и лозунгом политического сионизма был лозунг "правоохраняемого убежища" (где слово "правоохраняемое" понималось как "признанное международным правом"), а географическое местонахождение этого убежища всегда оставалось для Герцля вопросом вторичным. Сионистом же Герцль стал лишь потому, что его идею "Еврейского государства" поддержали исключительно участники уже существовавшего в то время движения Ховевей Цийон в Восточной Европе, которые не позволили ему действовать в направлении создания еврейского государства в Аргентине или в Уганде, но были согласны только на Эрец-Исраэль. Сионизм Герцля - это сионизм по принуждению. К эпохе Герцля невеста (Эрец-Исраэль) была уже беременна (возрождающимся еврейским присутствием в Стране), и жениху (политическому сионизму) пришлось, почти против своей воли, на ней жениться.

(5) Проблема выбора дальнейшего вида сионизма

Есть серьезные различия между идеологиями этих трех направлений в сионизме. Несмотря на многолетнюю совместную деятельность, эти различия не только сохранились до сего дня, но и приобрели в последнее время особую остроту.

Рассмотрим, например, такой вопрос: пусть нам предлагают безопасность для Тель-Авива в обмен на отдачу арабам Иерусалима и Хеврона. С точки зрения политического сионизма нужно немедленно соглашаться, ибо целью является "правоохраняемое убежище". С точки же зрения поселенческого сионизма - соглашаться абсурдно, ибо мы приехали в эту страну ради "Сиона" (т.е. Иерусалима) и ради еврейских национальных корней (т.е. Хеврона), и отдать их означает лишиться важнейших жизненных сил народа, означает отказаться от всего смысла сионизма.

Ведь если главная цель - это безопасность, то дешевле всего не оставаться даже в Тель-Авиве, а обменять государство Израиль на денежную компенсацию и всем уехать в Канаду или в Австралию.

Иными словами, конфликт между левыми и правыми в Израиле - это конфликт двух совершенно разных, двух всегда бывших разными видов сионизма. Это не просто текущий спор о тактике, но конфликт по сути, конфликт по вопросу о том, "зачем это с таким трудом построенное еврейское государство нам, собственно, нужно?".

Целью поселенческого сионизма было возвращение еврейского народа к своим корням через освоение Страны. Целью же политического сионизма было решение еврейского вопроса, под которым понималась проблема антисемитизма. (Напомним, что полное название книги Герцля звучало так:

"Еврейское Государство. Опыт современного решения еврейского вопроса".) Герцль считал, что если мы будем иметь свое государство (желательно, конечно, в Израиле; но в крайнем случае подойдут Аргентина или Уганда), то мы станем нормальным народом, и "еврейская проблема" в мире исчезнет.

Интересно отметить, что даже название "Государство Израиль" было введено в обращение отнюдь не представителями политического сионизма, но раввином А.-И.Куком, идеологом религиозного сионизма. Название же "Государство Израиль" (в отличие от "Государства евреев") неразрывно связано с определенной страной, с 3емлей Израиля, и оно подчеркивает нашу преемственность, нашу верность наследию предков.

Из этого и других примеров видно, что политический сионизм предлагал удобную для современности форму, но только поселенческий и религиозный сионизм наполнил эту форму действительно сионистским содержанием.

И если мы сегодня спросим: достиг ли политический сионизм Герцля тех целей, которые он поставил перед собой, то мы должны будем однозначно ответить, что нет. Потому что построение государства было отнюдь не целью, но средством для политического сионизма. Целью же его было "решить еврейскую проблему". И вот, государство создано, а еврейская проблема в мире совсем не решена - просто та ненависть, явная и скрытая, которая в прошлом была обращена против еврейского народа, обращена теперь против еврейского государства. Получив свое государство, мы ни на йоту не продвинулись к тому, чтобы стать, как обещал Герцль, "нормальным народом, как все другие народы". И вряд ли когда-нибудь станет. Не в том наша задача.

Контрольный Вопрос:

КВ-1. Три описанных в данной статье вида сионизма являются, конечно, "чистыми базовыми компонентами" 19 века; в реальной же сегодняшней жизни, все перемешано. Попробуйте, однако, проанализировать с этой точки зрения, (т.е. разложить на компоненты) позицию какой-либо хорошо известной вам израильской или другой "сионистской" партии или движения (или же свое собственное сионистское чувство).

2. Религиозное отношение ко Дню Независимости – различные подходы

Споры по поводу того, считать ли этот день религиозным праздником, или же нет, не утихают. Позиции колеблются от предложения считать этот день траурным - до желания поставить его на уровень Пурима и Хануки.

В нижеследующих статьях приведены различные точки зрения на эту проблему. Сопоставте и проанализируйте их.

2.1. Умеренно - харедимная точка зрения

По поводу того, как относиться, с религиозной точки зрения, к Йом hа-Ацмаут, трудно не привести анекдот, бытующий среди части харедимной ветви израильского общества: "Какова Галаха (религиозный закон) к Йом hа-Ацмаут? –А так мы берём здесь Галаху по Бен-Гуриону, он ведь в этот день не читает ни тахануна, ни Галеля". [“Таханун” – “мольбы о божественной милости”, читается в будние и траурные дни; ”Галель (hалель)-праздничные псалмы, читаемые в праздник”] Ну, шутка понятна, Бен-Гурион ни в какие дни не читал никаких молитв. А что касается рекомендации, то она вполне серьезна: "не читать Галеля" – значит не считать день серьезным праздником, уровня Хануки, но "не читать тахануна" – означает, признать, что в этот день произошло все же, радостное событие этим этот день выделен из календаря.

2.2. р.Цви-Иеhуда Кук: религиозно-сионистская точка зрения

О значении Государства Израиль

(р. Ц.И.Кук, сын р. А.И.Кука, возглаваивший после смерти последнего в 1935г. Иешиву Мерказ hа-Рав, был духовным лидером религиозного сионизма до 1970-х годов)

(1) Возвращение предшествует раскаянию

Сказано у Мудрецов, что разница между днями Мессии и нашим временем в том, что не будет подчинения народа Израиля нееврейским царствам. Получив независимость, т.е. устранив чужое государственное закабаление на части нашей географической территории, мы приблизились к дням Мессии. Разумеется, мы еще далеки от окончательного Вызволения (“Геула”). Однако, когда евреи живут в этой стране, дарованной им Божественным указом, то в самом этом факте уже заключается частица "нормализации" (точнее,”исправление”-" тикун"). Пока что это нормализация земная, материальная, но она совершенно необходима для того, чтобы в конечном итоге могла прийти нормализация духовная. Ибо сам факт возвращения физического постепенно повлечет за собой исправление духовное, а не наоборот, как думают некоторые (что духовное и моральное исправление якобы должно предшествовать физическому).

Среди полутора с лишним тысяч евреев, которые вернулись из первого - Вавилонского - изгнания в Эрец-Исраэль во времена Эзры, многие не соблюдали заповедей, но и тогда расцвет избавления и сияние Торы были вызваны самим фактом возвращения. И свет избавления воссиял с такой силой, что многие из них исправились. Аналогичное явление будет наблюдаться в наши дни в период массового вызволения, тем более, что сейчас мы намного ближе к конечному Освобождению, чем во время Эзры.

(2) Об отношении "харедим" (“ультра-ортодоксальных”, т.е. не сионистских религиозных кругов) к сионизму

В этой связи я хочу коснуться вопроса, который многие задают с недоумением. Как это получилось, что движение практического избавления, включающее заселение страны и ликвидацию галута, не нашло достаточной поддержки в религиозных кругах?

Попытаюсь на это ответить.

Следует прежде всего уточнить, что с исторической точки зрения процесс освобождения в наши дни начинался не с Герцля, а с движения "Хибат-Цион" ("Палестинофильство"), идея которого прозвучала со стороны раввинов Ц.-Г.Калишера и Э.Гутмахера. Вдохновленные Божьим духом, они делали все для подготовки переселения в Сион, самоотверженно взрыхляя для этого почву. Но впоследствии движение настолько расширилось, что многие перестали замечать влияние зачинателей.

Наше столетие замечательно тем, что сбываются вещие слова знаменитого пророчества Иехезкеля (37:9), когда, обращаясь к ссохшимся костям мертвецов, которые, по слову Божьему, должны облечься плотью и воскреснуть, пророк призывает: "От четырех ветров приди, дыхание жизни". Я имею в виду, что на создание сионизма повлияли самые разнообразные "ветра" - материализм, антисемитизм, национальное пробуждение других народов, эмансипационные тенденции. Разумеется, все эти факторы возникли по воле Божьей, как и все, что делается в мире. Однако, еще рабби Эльазар в Талмуде в трактате Сота говорит, что в тот день, когда будет происходить избавление, "праведники будут опозорены, ибо они перестанут уповать на Всесвятого, благословен Он" - т.е. даже праведники не поверят, что все, что творится вокруг, происходит по Его воле.

Как же все-таки случилось, что семена идеи избавления, которые из поколения в поколение несли религиозные евреи, в сердцах которых горел огонь веры, в наше время облеклись плотью и кровью главным образом стараниями светских кругов? Более того - как случилось, что среди религиозных евреев раздаются голоса, отмежевывающиеся от сионизма, а отдельные группы даже активно противодействуют этому движению. Мне кажется, что причина этого кроется в чувстве страха, который связан с тем, что освобождение Израиля и приход Машиаха представляются ими не как процесс естественный, земной, а как нечто чудесное, должное снизойти к нам с небес. Такого взгляда придерживались не только широкие народные массы, но и выдающиеся ученые, несмотря на то, что подход к этому вопросу наиболее значительных источников раввинской письменности совершенно иной. А именно, - что процесс геулы должен протекать естественно, ведь все естественное в жизни и природе также подчинено воле Божьей.

Другая причина пассивности некоторых религиозных кругов, а у отдельных из них - даже воинственного противодействия процессу начавшегося избавления, кроется в том, что в сердцах этих людей созрела и выкристаллизовалась картина одномоментного окончательного избавления, а не длительного и поэтапного процесса. Они убеждены, что полное и всеобъемлющее избавление наступит сразу, с самого начала, и что это не будет процессом, нуждающимся в развитии и завершении. [И поэтому, поскольку, по их мнению, сегодняшнее государство не соответствует тому, что обещано у Пророков, они отказываются считать его "началом избавления".]

А в ответ на вопрос: "Неужели это то государство, о котором пророчествовали пророки?" - я отвечу: "Да, именно, такое государство имели в виду пророки". Конечно, государство наше несовершенно. Но наши пророки и мудрецы и не утверждали, что государство сразу будет совершенным. Они пророчествовали о том, что потомки Авраама, Ицхака и Яакова вернутся, заселят страну и будут жить на ней независимой жизнью. Но нигде не сказано, будут ли они при этом великими праведниками, или не будут таковыми.

Последние девятнадцать лет со дня провозглашения государства, пишет рав Ц.И. Кук, мы являемся свидетелями неустанного каждодневного развития. Мы удостоились увидеть собственными глазами чудеса, которые совершает для нас Господь - в строительстве, в сельском хозяйстве, в политике, в обороне государства и в духовной сфере нашей жизни. И неважно, помогают ли претворять эти чудеса в жизнь люди, осознающие святость и Божественность происходящего, или же люди, не осознающие это. Еврейский народ занимает в мироздании центральное место, он удостоился Божественной Торы, и грандиозно то впечатление, которое он производит на все миры. Но истинный еврейский народ - это освобожденный еврейский народ: царство Израиля, армия Израиля, народ в целостности своей, живущий в своей стране, а не в странах изгнания. Поэтому, когда еврейский народ был изгнан из Страны Израиля, то содрогнулись все сферы мироздания. И то же самое произойдет и с приходом избавления - содрогнется вселенная, волна судорог прокатится по миру... Однако процесс этот - поэтапный и длительный. И сейчас, на девятнадцатом году существования нашего государства [когда в Шестидневной войне мы овладели Иерусалимом и другими частями Святой Земли], можно сказать: от земного, материального, мы постепенно поднимаемся к небесному, духовному. Мы строим в будничных категориях, а потом происходит освящение [как это и должно быть при построении Храма].

Разумеется, мы не собираемся оправдывать безбожников. В Государстве Израиль есть вещи, оскверняющие имя Божье и причиняющие нам немалую боль. Но даже это осквернение имени Божьего ("хилуль hа-Шем") не умаляет освящения Его имени ("кидуш hа-Шем") в Государстве Израиль. На первый взгляд может показаться, что с одной стороны стоит "кидуш hа-Шем", выражающийся в строительстве царства Израиля, а с другой - "хилуль hа-Шем", который происходит в процессе этого строительства. О подобной ситуации сказано нашими мудрецами в Иерусалимском Талмуде в трактате Кидушин: " 'Кидуш hа-Шем' больше (важнее), чем 'хилуль hа-Шем' ". Мудрецы наши подразумевали тут следующее: если освящение и осквернение переплетены вместе в одном деле, то из этого не следует, что из опасения осквернить Имя Божье, не нужно вообще браться за это дело. Напротив, в такой ситуации "кидуш hа-Шем" важнее и обязует к действию. Это тем более верно, когда мы говорим о таком великом освящении Имени Божьего, как возрождение еврейской независимости.

Чем строже и полнее станем мы исполнять заповеди и чем быстрее обустроим и заселим Эрец-Исраэль, собрав в ней евреев из стран рассеяния, тем раньше все мы возвратимся к вере в Господа и Его деяния и тем скорее удостоимся того, что "хилуль hа-Шем", во всех его проявлениях, исчезнет навсегда.

2.3. Религиозное значение Дня Независимости

(по лекции рава Шломо Авинера ко Дню Независимости. р. Ш.Авинер-выпускник иешивы “Мерказ hа-Рав”, глава иешивы “Атерет коhаним” и поселения Бейт-Эль)

Тора заповедует нам: "И овладейте этой землей и заселите ее, ибо вам даю Я землю эту, чтобы владеть ею" (Числа 33:53). Заповедь жить в Земле Израиля содержит, таким образом, два аспекта: "владеть землей" и "заселить ее". Если мы даже живем в Земле Израиля, но не владеем ею, заповедь еще не выполнена. До Дня Независимости евреи уже заселили некоторую часть Земли Израиля, но не владели ею - верховная власть была сначала в руках турок, а потом англичан. Именно в День Независимости мы получили эту землю во владение, и, таким образом, выполнили заповедь, которой были лишены почти две тысячи лет

Рамбан ("Нахманид"), один из важнейших религиозных авторитетов иудаизма (жил в ХII веке) пишет о заповеди "заселить землю и овладеть ею" так: "Заповедано нам Торой владеть землей, которую дал Всевышний нашим праотцам, и не оставлять ее во владении какого-нибудь другого народа, и также не оставлять ее невозделанной; полностью в границах ее, о которых клялся Бог нашим праотцам, и никакой кусочек из нее не оставить" (Комментарий на "Сефер hа-Мицвот", Мицва Осе 4). Если перевести слова "не оставить ее и никакого кусочка из нее во владении какого-нибудь другого народа" на язык современных понятий, то это означает: "иметь суверенное еврейское государство на всей исторической территории Земли Израиля". С этой точки зрения даже совершенно нерелигиозное еврейское государство имеет религиозное значение, т.к. оно дает возможность выполнения заповеди Торы. Поэтому есть однозначная религиозная обязанность поддерживать даже совершенно нерелигиозное еврейское государство на Земле Израиля; и также следует стремиться, чтобы власть и суверенитет этого государства распространялись на как можно большую часть этой земли. (Мы оставляем здесь в строне достаточно сложный вопрос о том, имеют ли, с точки зрения Торы, евреи сегодня право вести войну с целью завоевания Земли Израиля; но ясно, что те части Земли Израиля которые попали в наши руки, мы не имеем права, с точки зрения Рамбана, отдать во власть других народов. Напротив, мы обязаны их всемерно заселять, обустраивать и обрабатывать.) Аналогия здесь такова: есть религиозная обязанность жениться и иметь детей, и также есть обязанность воспитывать детей в духе соблюдения Торы. Но, однако, если человек опасается, что ему не удастся воспитать детей в духе Торы, это не может освободить его от обязанности иметь детей; т.е. здесь есть две раздельные обязанности. Точно так же есть две раздельные обязанности: одна - создать еврейское государство в Земле Израиля, а другая - стремиться, чтобы это государство воспитывалось в духе Торы; и трудности второй задачи никак не могут отменить первой обязанности.

Этот подход находит свое наиболее полное выражение в концепции религиозного сионизма. Поскольку, согласно этой концепции, "геула", т.е. мессианское освобождение, проходит в два этапа - сначала "естественный", а потом "сверхъестественный" (т.е. чудесный); и еврейский народ на первом этапе должен своими собственными действиями "подготовить почву для завершающего прихода Машиаха", то современное еврейское государство, даже при всем его светском характере, имеет глобальное религиозное значение - оно "подножие Божественного Трона".

День Независимости содержит в себе еще два важных религиозных аспекта. Они являются основанием для празднования Дня Независимости даже безотносительно к тому, придерживается ли человек сионистских концепций или нет. (И на самом деле, в первые годы существования Государства даже многие харедимные ешивы из иерусалимского квартала "Меа Шеарим" и из Бней-Брака отмечали День Независимости; но в дальнейшем, к сожалению, произошла определенная поляризация общества, и они перестали это делать.) А именно, это, во-первых, снятие турецких и британских ограничений на переселение евреев в Землю Израиля, что позволило массе еврейского народа совершить алию; и, во-вторых, это спасение от врагов и от опасности уничтожения, которое мы достигли с помощью Бога в Войне за независимость.

Также важно отметить, что именно в этот день произошло то, что р.Цви Иеhуда Кук в своей статье "О святости Дня Независимости" называет "чудо чудес". На протяжении всей Войны за Независимость одно чудо сменяло другое, но было одно чудо чудес, без которого остальные были бы невозможны. И это - проявление евреями мужества ("гвура") в провозглашении своего государства. Было хорошо известно, что армии наших врагов только и дожидаются провозглашения нами государства, чтобы открыто вторгнуться в Страну (пока формально страна была под мандатом ООН, они не могли это сделать). У нас не было ни регулярной армии, ни оружия. Но люди, стоявшие тогда во главе народа, решили, что мы сможем выстоять, и они провозгласили создание государства. Смелость этого решения, принятого после Катастрофы во Второй Мировой войне - это чудо чудес, это высшее проявление мужества. В течение двух тысяч лет мы не учились военному искусству и у нас не было армии. А ведь мужество не приобретают в один день, а зарабатывают на поле боя. Боятся даже во время учений, в первом бою столбенеют от ужаса, и затем постепенно учатся мужеству. Когда евреи вышли из Египта, "не повел их Господь по дороге через землю филистимлян, ибо близка она, чтобы не передумал народ при виде войны и не вернулся в Египет" (Исход 16:17). Народ бывший в рабстве столетия, не был способен преодолеть страх перед войной и вернулся бы в Египет. А мы после двухтысячелетнего изгнания, после ужасных притеснений и ужасного пожарища в Европе - после всего этого мы проявили мужество, провозгласив государство и выдержав испытания многочисленных войн.

2.4. Религиозное значение Дня Освобождения Иерусалима

Еврейская традиция придает исключительно большое значение Иерусалиму. И дело здесь не только в истории - в том, что Иерусалим был объявлен еврейской столицей царем Давидом три тысячи лет назад, и здесь произошли важнейшие события еврейской жизни - но и в исключительных свойствах самого этого этого места. Только в Иерусалиме, на Храмовой Горе, может быть построен еврейский Храм. Это место - центр и начало мира, точка "контакта" духовных миров с материальным миром; место, откуда Божественная эманация распространяется по всему миру.

День Освобождения Иерусалима празднуется в честь освобождения от арабов Старой, наиболее святой части Города вместе с Храмовой Горой, которое произошло в результате нашей победы в Шестидневной войне. Нам важно праздновать также саму победу в этой войне, поскольку есть религиозная обязанность благодарить Всевышнего за спасение, а безусловно мы ощущаем как чудо наше спасение в этой войне перед лицом значительно превосходящего противника, стремившегося уничтожить нас.

Однако, День Освобождения Иерусалима празднуется в Израиле совершенно не так, как празднуется День Независимости. День Освобождения Иерусалима не является официально нерабочим днем, а некоторые вообще не склонны отмечать его как праздник. В противоположность этому, в религиозно-сионистских кругах этот день широко отмечается; в Иерусалиме устраивается ночное шествие через весь город к Котелю (Стене Плача), на площади около которого собирается многотысячная пляшущая толпа.

Такое различие в характере празднования связано, по-видимому, с тем, что Шестидневная война, принесшая нам контроль над "территориями", обострила старые противоречия между "политическим сионизмом Герцля" и "поселенческим сионизмом движения Хибат-Цийон". В чем цель переселения евреев в Палестину? С точки зрения "поселенческого сионизма", цель эта в возрождении жизни народа, что невозможно без оживления его связей со своими корнями - а наши исторические корни, безусловно, лежат в большинстве своем именно в местах, занятых Израилем в 1967 г., - в Старом Городе и на Храмовой Горе, в Хевроне, Шхеме, Бейт-Эле и т.д. Если же мы будем считать, что наша цель ("по Герцлю") в том, чтобы создать "государство как правоохраняемое убежище для политического решения еврейской проблемы", то для этого подходит любая территория, и для этого не нужен не только Иерусалим, но и вообще Земля Израиля.
Празднуя День Освобождения Иерусалима, мы провозглашаем свою поддержку "поселенческому сионизму", свое стремление обрести связь со своими корнями.

2.5. Аномалии Государства Израиль

День Независимости - повод задуматься о том, в каком же все-таки странном государстве мы живем.

(1) Отличие связи со своим государством у евреев и других народов

Другие народы неотделимы от своих географически-государственных образований. Французы, обосновавшиеся в Канаде, постепенно стали считать себя отдельным народом, несмотря на всю их приверженность к французской культуре и языку, и абсолютно не собираются репатриироваться обратно во Францию. У абсолютного большинства наций история народов почти полностью совпадает с историей их государств; у тех же, кому повезло меньше, их история есть борьба за признание своей государственности. У нас же все совершенно не так. За почти четыре тысячи лет существования еврейского народа хоть какое-то государство у нас было менее полутора тысяч лет; поэтому и соотношение понятий "народ" и "государство" у нас не такое, как в других странах.

Уже говорилось о том, что общепринятый перевод на русский язык официального названия нашей страны - "Государство Израиль" - неверен. "Мединат Исраэль" - это грамматическая категория "смихут", имеющая здесь значение принадлежности; следовательно, "Мединат Исраэль" - это не "Государство ИзраилЬ", а "Государство ИзраилЯ" (английский перевод, кстати, более точен - Stаtе оf Isrаеl). Иначе говоря, это государство принадлежит Израилю, т.е. еврейскому народу. Подобного подхода нет в других странах. В Америке, например, сам народ есть производное от государства ("каждый родившийся в Америке есть американец"). В более "традиционных" странах Европы государство рассматривается как выражение воли всех жителей данной местности. У нас же, в отличие от всего этого, государство - это производное от уже существующего народа.

(2) Государство евреев – средство в достижении Божественных заповедей

Имя "Израиль" получил от Бога праотец наш Яаков, когда он "боролся с ангелами [т.е. законами природы] и с людьми, и превозмог" (Бытие 32:29). Эта борьба определяет аномальную судьбу нашего народа, не похожего на другие народы, и судьбу нашего государства. Оно было единственным, созданным по решению "мирового сообщества", и оно же в этом сообществе является самым ненавистным, далеко опережая всех других по количеству осуждающих резолюций. И сегодня, размышляя над политическим сионистским движением, зададим себе вопрос: добилось ли оно и в какой степени тех целей, которые поставил перед ним Герцль в 1896 году? Многие ошибочно полагают, что целью Герцля было построение еврейского государства. На самом деле его известная книга называлась так: "Государство евреев. Опыт современного решения еврейского вопроса". Для Герцля государство было лишь средством, а не целью; он наивно считал, что с созданием государства мы станем "нормальным народом", а еврейский вопрос будет решен (т.е. антисемитизм отомрет). И вот "средство" - государство - реализовано, а цель нисколько не достигнута: антисемитизм надел маску антисионизма, ненависть к евреям обратилась на еврейское государство. Таким образом, политический герцлианский сионизм (подчеркиваю - именно этот подвид сионизма!) потерпел крушение в тот самый момент, когда цель казалась так близка. Невольно задумываешься: не послужил ли здесь сам Герцль средством в руках Провидения - в том смысле, что его Всемирная Сионистская Организация смогла направить нерелигиозное еврейство 20 века на выполнение, по сути дела, важнейшей религиозной заповеди: "И овладейте этой землей и заселите ее, ибо вам даю Я землю эту, чтобы владеть ею" (Числа 33:53).

(3) Только ли нам ныне живущим принадлежит Израиль?

Как необычно все в нашем народе, в его истории и государстве, так же не может быть обычна и израильская демократия. По определению, демократия - это власть народа. Но что такое в нашем случае "народ"? Название "Мединат Исраэль" - "Государство Израиля" - подчеркивает, что это государство принадлежит всему народу Израиля, а не только тем, кто уже живет здесь, и даже не только ныне живущим евреям всего мира. Народ Израиля включает вообще всех евреев: и нас, и наших отцов, и дедов, и наших далеких предков, от которых мы получили еврейство, культуру, язык иврит, иудаизм, саму эту страну.

И здесь мы подходим к ключевому вопросу. Мы родились и выросли в России (Америке, Румынии, Марокко, других местах), мы столетиями жили в разных странах - С КАКОЙ СТАТИ МЫ ВДРУГ ОБЪЯВЛЯЕМ, ЧТО ЭТА СТРАНА ПРИНАДЛЕЖИТ НАМ? Имеем ли мы право на эту землю только потому, что оказались сильнее арабов и последнее столетие постоянно тесним их: то покупая у них земли, а то и отвоевывая их? Или же наше право основано на том, что мы возвращаемся к наследию наших предков, объявляя, что евреи, жившие здесь тысячелетия назад, и мы - одно целое? Если мы считаем, что в демократическом Израиле должно иметь значение только мнение сегодняшнего большинства, то мы разрываем наше единство с предками, и тогда какое вообще право мы имеем на эту страну? Триста лет назад здесь почти совсем не было евреев - так справедливо ли мы сделали, заняв эту землю под свое государство? Боюсь, что абстрактной "демократической" справедливости здесь не сыскать...

(4) Чьё мнение нужно учитывать при решении вопросов сегодняшнего дня?

Если же мы говорим, что мы и наши предки единый народ и мы возвратились к своему наследию, - тогда в важнейших, самых ключевых вопросах: кто такой еврей? что такое иудаизм? где границы Страны Израиля? - мы должны по меньшей мере прислушаться к тому, как отвечают на эти вопросы предыдущие поколения, т.е. весь "народ Израиля". Если мы ощущаем себя полноправными наследниками "родового имения", то мы должны принять его не только с его достоинствами, но и с его долгами и обязанностями. Тогда мы увидим, что простой перенос на нашу почву модели "западной демократии" уже не работает.

Я отнюдь не хочу сказать, что мы должны во всем копировать прошлое. Конечно, жизнь движется вперед, и многое в ней меняется. Но есть ключевые пункты, отказ от которых нарушает преемственность и разрушает само наше право жить здесь. (Например, мы не можем не узаконить определение "еврей" по национальности матери или ортодоксальному гиюру - ибо таково было определение понятия "еврей" в еврейском народе на протяжении тысячелетий, а понятия национальные у нас первичны по отношению к государственным).

Свой индивидуальный образ жизни взрослый человек определяет лично сам. Но в вопросах жизни общенациональной не должны ли мы прислушаться к голосу евреев, живших до нас? Этим определяется, кто мы - наследники или же захватчики.

2.6. рав Йосеф-Дов Соловейчик: точки зрения американского “Моdеrn Оrthоdох"

Одиночество Государства Израиль

[р. Й-Д. Соловейчик (1903, Брест – 1993, Бостон)- глава Иешива-Университета и духовный лидер американского “Моdеrn Оrthоdох"]

(1) Два союза, которые евреи заключили с Богом, и их влияние на судьбу народа

Существование еврейского народа определяется двумя "векторами" - двумя союзами, которые наш народ заключил с Богом. Первый - это Египетский союз, который мы заключили со Всевышним, когда по зову Его покинули Египет и пошли за Ним в Пустыню. Второй - это союз Синайский, который мы заключили с Богом при получении Торы на Синае. Природа этих двух союзов различна. Египетский союз - это союз судьбы, судьбы общей для всех евреев, и при этом судьбы особой, отличающей наш народ от народов мира. Синайский союз - это союз совсем другой природы, это союз предназначения, которое мы выбираем себе сами.

"Судьба" выражается главным образом в принудительном бытие, в невозможности убежать от еврейства, в вынужденности, будучи евреями и страдать одинаково. Но не в предопределенности судьбы - пусть даже судьбы особенной - видит Тора свой идеал. Тора хочет, чтобы у нас было не только единство судьбы, но и единство миссии.

В жизни только по воле судьбы нет для человека душевного удовлетворения. Напротив, такое существование причиняет ему страдания и вызывает чувство одиночества и незащищенности - чувство в высшей степени разрушительное. Оно способно сокрушить человека физически, парализовать его душевные силы и закрыть в нем источники творчества. Это ощущение одиночества в особенности угнетает человека потому, что в нем отсутствует смысл и направление. Основатели светского направления в сионистском движении ощущали свое еврейство исключительно как единство судьбы, и потому оно тяготило многих из них. И им казалось, что с построением государства мы сделаемся "народом, как все народы", и тем самым будет устранено чувство одиночества, уничтожена особость еврейского народа. Однако Египетский союз не отменить рукой человеческой. Государство Израиль не могло и не сможет расторгнуть заключенный союз и отвергнуть общность судьбы, которая является источником еврейского одиночества: "Ибо ты народ святой у Господа, Бога твоего, и тебя избрал Господь быть Ему особым народом из всех народов, которые на земле" (Второзаконие 14:2). И сейчас Государство Израиль изолировано в мире в точности так же, как был изолирован народ Израиля в течение всего периода своего существования.

(2) Неудачность попыток избежать судьбу – предназначение народа

Попытка "вывести в Израиле новый вид еврея", попытка отделить судьбу Израиля от всей тысячелетней судьбы народа (в том числе и от судьбы евреев в изгнании) есть не только исторически-философская ошибка, но и практический просчет. В попытках уподобить Израиль прочим государствам его правительство обнаруживает крайнюю, почти детскую наивность, будучи не в состоянии должным образом оценить создающиеся условия и понять чужие цели и намерения. Именно по причине этой инфантильности оно призывает нас положиться на те силы, которые потом предадут нас. Эти просчеты являются следствием трагического заблуждения светского сионизма, который пожелал стереть из книги нашей истории общность страдания и ощущение одиночества.

Путь преодоления одиночества, порожденного Египетским союзом, лежит отнюдь не в попытках (безнадежных) его отмены; он лежит в поднятии Египетского союза до союза Синайского, от общности судьбы до общности миссии, общности предназначения. Жизнь во имя миссии тоже содержит элемент одиночества и отдаленности от других, но это не то разрушительное одиночество, которое возникает перед лицом судьбы, против которой невозможно восстать. Напротив - это ощущение экзистенциального одиночества народа, несущего миру Божественный свет. Такое одиночество является источником жизненных сил и полноты существования, оно - основа нашего выживания.

Очень символично то, что День Независимости Израиля выпал на период Счета Омера - дни продвижения от Песаха, олицетворяющего союз Египетский, к Шавуоту - празднику союза Синайского. Предназначение Государства Израиль не в ликвидации особого одиночества еврейского общества - в этом оно не достигнет успеха, - но в вознесении народа-лагеря до ступени святого народа-общества, в превращении общности судьбы в единство ради миссии.

Контрольные Вопросы:

КВ-2. Приведите доводы за и против того, чтобы считать Йом hа-Ацмаут религиозным праздником.

КВ-3. Проанализируйте проблемы, которые возникают, если мы считаем Государство Израиль реализацией заповедей и устремлений иудаизма.


Ответы на контрольные вопросы:

КВ-1. Три описанных в данной статье вида сионизма являются, конечно, "чистыми базовыми компонентами" 19 века; в реальной же сегодняшней жизни, все перемешано. Попробуйте, однако, проанализировать с этой точки зрения, (т.е. разложить на компоненты) позицию какой-либо хорошо известной вам израильской или другой "сионистской" партии или движения (или же свое собственное сионистское чувство).



КВ-2. Приведите доводы за и против того, чтобы считать Йом hа-Ацмаут религиозным праздником.



КВ-3. Проанализируйте проблемы, которые возникают, если мы считаем Государство Израиль реализацией заповедей и устремлений иудаизма.