Глава 11
1Действие по глаголу "сидеть".
2Сам. I, 1:9.
3Зах. 14:10.
4Пс. 113:9.
5Плач 5:19.
6Пс. 123:1.
7Пс. 2:4.
8
', см. прим. 6 к гл. 9, прим. 26 к гл. 61.9
- " модус", "состояние" - термин, применяющийся некоторыми школами калама вместо термина, " атрибут"; см. ниже, гл. 51 и 73.10См. ниже гл. 52 и 56.
11Мал. 3:6.
12В аристотелевской картине мира каждое из небесных тел: сфер, звезд, планет - в отдельности вечно и неизменно, в противоположность единичным земным телам. Слова о том, что Бог восседает на небесах, означают, что эту свою вечность и неизменность небесный мир черпает из вечности и неизменности Божества.
13Эта оговорка призвана устранить противоречие между тем, что сказано в этой фразе, и тем, что говорилось перед этим о невозможности отношения между Ним и тем, что вне Него; о различных смыслах слова "отношение" см. ниже, гл. 52 и 56; ср. Аристотель, "Категории", гл. 7.
14Приведем обширную цитату из Аристотеля, содержащую несколько важных для Маймонида идей, на которых, в частности, он основывается и здесь: "...возникновение и уничтожение всегда будут происходить непрерывно и никогда не прекратятся... И в этом заключен глубокий смысл, ибо мы утверждаем, что во всем природа всегда стремится к лучшему. 'Быть' лучше, чем 'не быть'... однако бытие не может быть присуще всем вещам из-за их удаленности от первоначала. Поэтому Бог завершил мировое целое тем способом, который оставался: Он сделал возникновение безостановочным. Ведь именно так бытие более всего может быть продолжено, потому что постоянное возникновение ближе всего к вечной сущности. Причина этого, как мы не раз уже говорили, - перемещение по кругу, ибо единственно оно непрерывно. Поэтому ему подражают и прочие вещи, которые превращаются друг в друга согласно своим свойствам и силам, например, простые тела. В самом деле, всякий раз, когда из воды возникает воздух, из воздуха - огонь, из огня - снова вода, мы говорим, что возникновение совершило свой круг, потому что вернулось к исходной точке. Поэтому прямолинейное перемещение, подражающее круговому, также непрерывно" (
"О возникновении и уничтожении", II, 10, 336b25-337a7; ср. Платон, "Тимей", 37d). 15Пс. 40:22.
16Поскольку уничтожение одних предметов означает возникновение других; см. цитату из Аристотеля выше, в прим. 14.
17Пс. 29:10.