К оглавлению "РАМБАМ"

К оглавлению "Морэ Невухим"

Глава 11

. Первичное значение этого слова в нашем языке - "восседание":1 "Эли, священник, восседал на сиденьи...".2 И поскольку сидящий человек находится в наиболее устойчивом и надежном из возможных для него положений, соответствующее слово использовано в переносном смысле для обозначения всякого надежного и устойчивого положения, не подверженного изменениям. Так говорит [пророк], обещая Иерусалиму, что тот будет обладать неизменным пребыванием и устойчивостью, находясь при этом на высшей ступени: "И возвысится он, и будет восседать на месте своем".3 Также сказано: "неплодную усаживает в доме...",4 то есть дает ей устойчивое и прочное положение.

В этом последнем смысле сказано о Нем, да превознесется Он: "Ты, Господи, пребываешь (букв. восседаешь) вовеки";5 "о Восседающий в небесах!";6 "Тот, Кто восседает в небесах"7 - [все это означает], что Он вечен и не подвержен изменениям любого рода. Ибо сущность Его8 неизменна, а какого-либо модуса,9 отличного от Его сущности, в котором могли бы происходить изменения, у Него нет; так же и отношение Его к чему-либо, что не есть Он, не меняется, ибо, как мы объясним, не существует такого отношения между Ним и тем, что не есть Он, чтобы Он изменялся в связи с этим отношением.10 Таким образом, Его неизменность во всех смыслах этого слова абсолютна, о чем ясно сказано: "Ибо Я, Господь, не изменился"11 - то есть "совершенно не подвержен никаким изменениям". Этот смысл и обозначается иносказательно [словом] "восседание" всегда, когда оно упоминается применительно к Нему, да превознесется Он.

В большинстве таких случаев ["восседание"] связывается с небесами, ибо небо есть то, в чем нет изменений и преобразований, то есть относящиеся к нему индивидуальные предметы не изменяются так, как изменяются единичные предметы земного мира, возникающие и исчезающие.12 Подобно этому, когда Ему, да превознесется Он, приписывается отношение (поскольку [об отношении] говорится во многих смыслах) 13 к видам возникающих и исчезающих сущих, то также может использоваться слово "восседать ", ибо виды эти обладают непрерывным, упорядоченным и устойчивым существованием, подобным существованию единичных небесных тел.14 Как сказано: "Тот, Кто восседает над кругом Земли",15 то есть "Он вечен и неизменен над кружением [Земли]", то есть над ее круговоротом, под которым подразумеваются предметы, обновляющиеся в ней по кругу.16 И сказано: "Господь над потопом восседал".17 Это означает, что во времена перемен в состоянии [сущностей] земного мира и их разрушения, у Него, Превознесенного, нет изменения в отношении к ним. Ведь Его отношение к ним, когда они возникают и когда они уничтожаются, одно и то же, оно постоянно и неизменно, ибо отношение это касается видов возникающего, а не индивидов. И если ты поразмыслишь над любым случаем, где ты найдешь слово "восседание" применительно к Богу, ты обнаружишь, что оно имеет указанный смысл.


Продолжение