Глава 28
1Исх. 21:24.
2Исх. 11:8.
3Быт. 30:30.
4"То, ради чего" - в аристотелевской терминологии, целевая причина.
5Быт. 33:14.
6Зах. 14:4.
7
Так Маймонид трактует глагол '
.
(стоять), появляющийся в этой фразе; см. выше, гл. 13. Ср. гл. 15, прим. 6. ![]()
8См. гл. 13, прим. 13.
9Иносказание, приписывающее Богу руки или ноги, имеет такой смысл, поскольку у человека конечности, в большей степени, чем другие органы тела, служат орудием целенаправленных сознательных действий, проистекающих из его воли.
10Исх. 24:10. В большинстве переводов
передается как "сапфир" (идентификация камня связана также с интерпретацией слова ![]()
см. ниже). Однако некоторые комментаторы (Саадия, Ибн Джанах, Сфорно) считают, что речь идет об алмазе или хрустале. Маймонид ниже передает ,
арабским ![]()
которое означает хрусталь. ,
11То есть речь идет о подножии престола.
12Исх. 17:16. Речь идет о жесте, выражающем клятву, - рука, простертая к тому, на чем клянутся.
13В печатных изданиях Онкелоса вариант: "Грозным"; Капах принимает этот вариант и для текста Путеводителя.
14См. напр. ниже, гл. 64 и 70.
15Т. е. верование, являющееся необходимым условием религиозного сознания; см. III, 28.
16
см. прим. 22 к гл. 1. -
17См. "Метафизика", IX, 7, 1049a25; VIII, 4, 1044a15-17; Walzer, "Al-Farabi on Perfect State", pp. 372-373.
18В "Физике" Аристотель называет присущее самим вещам начало движения и изменения природой (II, 1, 192a12-16) и связывает ее по преимуществу с формой (там же, 193a31-b19, см. также II, 9, 200a31-b8); о пассивности материи см. напр. "О возникновении и уничтожении", I, 7, 324b18, II, 9, 335b30-35; о действии и претерпевании "по совпадению" см. напр. "Физика", I, 8 191a35-b15, II, 3, 195a33-b12, "Метафизика", V, 2, 1013b35-1014a12.
19Букв. "дело", "действие", т.е. "то, что действует [как прозрачный хрусталь]", поскольку первоматерия уподобляется хрусталю не по статическим качествам, а по функциональным свойствам (способности воспринимать оттенки).
20Букв. "белизна хрусталя".
21См. "О душе", II, 7, 418b1-419a25; ср. "О чувстве и чувственно воспринимаемом", 439a20-b18.
22Ниже, II, 26; см. также II, 13, 19.
23Четыре стихии, образованные из первоматерии, заполняют пространство внутри небесных сфер; ср. также представления о том, что первоматерия эманируется небесными сферами или порождается их движением (см. напр.
Авраам бен Давид, "Возвышенная вера", I, 2, 30b19-31b8; II, 4, 3, 153b5; ср. ал-Фараби, "Гражданская политика", СЭТ, стр. 83-84). 24Гл. 9.
25II, 26. Изречение гласит: "Земля - из чего (букв. из какого места) она была сотворена? - Из снега, что под Престолом Славы." (Пиркей де рабби Элиезер, гл. 3).