Глава 37

   1Иер. 30:6. В оригинале название цвета - , Эвен Шошан (в словаре и конкорданции) полагает, что речь идет о желтом цвете; по мнению многих комментаторов, речь идет о бледности лица.

   2Быт. 40:7.

   3Сам. I, 1:18.

   4Плач 4:16.

   5Пс. 34:17.

   6Исх. 33:14; или "...и Я дарую тебе покой". Ср. другие переводы этого стиха, принимающие для слова иное, приводимое ниже значение: "личное присутствие" Бога.

   7Лев. 20:5.

   8Ѕ Ѕ, букв.: "пред лицом всех братьев своих".

   9Быт. 25:18.

   10Лев. 10:3.

   11Иов 1:11.

   12' '. Второй термин означает просто "существование". Эвен Шмуэль трактует пояснение Маймонида следующим образом: "будет хулить Тебя, несмотря на то, что осознает Твое присутствие и существование".

   13Исх. 33:11.

   14Это означает, с одной стороны, что человек вовлечен в предстояние "пред лицом Бога" своим интеллектом, своей истинной сутью (своим "лицом"), не опосредованной ничем внешним (см. гл. 1, в конце), а с другой, - что истинное, неопосредованное присутствие Бога ("лицо" Бога) возможно только "пред лицом" человеческого интеллекта. И хотя Маймонид неоднократно подчеркивает, что на самом деле истинное бытие Бога непостижимо даже для разума (см. напр. ниже в настоящей главе и в гл. 54), все же, сравнивая восприятие чувств и воображения с интеллектуальным постижением, Маймонид говорит о том, что последнему доступно истинное постижение Бога (см. в конце гл. 3; МТ I, 1, 7:6); явное противоречие, присутствующее в этих высказываниях, относится к упомянутому в Предисловии пятому типу противоречий.

   15Цар. II, 14:8.

   16Втор. 5:4.

   17Втор. 4:12.

   18"Образ", о котором идет здесь речь, может быть понят и как чувственно воспринимаемый "сотворенный свет", сопровождающий откровение (см. напр. главы 5, 10, 21 и примечания к ним), и как воображаемый образ ангела (см. в конце гл. 46 отождествление обеих интерпретаций). Отсутствие "образа" означает чистое интеллектуальное восприятие, не опосредованное воображением и чувственным восприятием. Следовательно, упоминаемый тут "голос" есть логос, слышимый и постигаемый интеллектом.

   19Числ. 7:89.

   20Исх. 33:23. К толкованию этого стиха Маймонид возвращается неоднократно; см. выше, гл. 21 и далее, гл. 54; Шемона пераким, гл. 7; МТ I, 1, 1:10.

   21' , см. прим. 19 и 22 к гл. 1.

   22См. прим. 14 к этой главе.

   23Быт. 18:22, Лев. 23:40, Втор. 14:23 и др. В большинстве случаев это выражение означает "перед скинией, перед святая святых, где является Бог".

   24Исх. 33:23.

   25 . Представление о чистых формах, существующих независимо от материи, сформулировано в аристотелевской метафизике, где они служат двигателями небесных сфер ("Метафизика", XII, 7-8; ср. "Физика", VIII; Александр Афродисийский, "О началах..."). Позднее эта концепция была осмыслена в терминах неоплатонического учения об эманации, и возникло представление о иерархии десяти интеллектов, первый из которых эманируется Богом, второй - первым интеллектом, и т. д.; см. II, 4, 10; ал-Фараби, "Трактат о взглядах...", ФТ, стр. 232-236; "Гражданская политика", СЭТ, стр. 80-85; "О трактате великого Зенона...", ИФТ, стр. 351-354; Walzer, pp. 362-367; Ибн Сина, "Книга Знания" (Избранное, стр. 158-160, 174-180; Morewedge, pp. 76-79, 96-104), "Указания и наставления" (Избранное, стр. 341-351); "Метафизика", IX, 2-4 (Madkour, pp. 381-409); Ц. Блумберг, "Отделенные интеллекты в учении Маймонида" [на ивр.]; критику теории эманации см. в II, 22. Десятый, низший интеллект, который управляет подлунным миром, обеспечивая переход природных форм (включая разумную человеческую форму) от потенции к акту, называется Активным (Деятельным) интеллектом (см. прим. 26 к гл. 2, гл. 72, прим. 92). Маймонид, как и многие средневековые философы-рационалисты, отождествляет ангелов, о которых говорится в религиозной традиции, с отделенными интеллектами; см. I, 49; II, 4-10, 42; МТ I, 1, 2:3-8; ср. ал-Фараби, "Гражданская политика", СЭТ, стр. 48, "Трактат о взглядах...", ФТ, стр. 198; ал-Газали, "Опровержение философов", IX, 1 (Bouyges, p. 225); Ибн Рушд, "Опровержение опровержения", XVI (Bouyges, p. 495); Авраам бен Давид, "Возвышенная вера", I, 6, 54:12-13, 92:9-10.

   26Провидение, то есть действие Божественной мудрости, устраивающей и определяющей судьбу сотворенных сущностей, соответствует тому, насколько они проникаются эманацией Божественного разума. Провидению противоположна случайность, связанная с материей. Например, существование животных особей определяется случайностью, и лишь общие закономерности, касающиеся целого вида, определяемого умопостигаемой формой, составляют предмет Провидения. Подобно этому, соотношение Провидения и случайности в жизни отдельного человека зависит от того, насколько он актуализовал свою интеллектуальную форму, продвинувшись в постижении Бога (см. III, 17-18). Степень проникновения Провидения в человеческую жизнь зависит даже от состояния человека в каждый конкретный момент: когда телесные заботы на время заслоняют, отодвигают на второй план мысли о Боге, человек подпадает под власть случайного, когда же его сознание возвращается к Богу, Провидение снова обращается к нему (III, 51). Соответственно, на чистые формы, каковыми являются отделенные интеллекты, Провидение направлено постоянно.

   27Перевод библейской фразы: "И ты увидишь Меня сзади" (Исх. 33:23); интерпретацию этой фразы у Маймонида см. в следующей главе. Ср. Авраам бен Давид, "Возвышенная вера", II, 3, 161a6-7.

   28Ниже, гл. 54.

   29Руф. 4:7.

   30Пс. 102:26.

   31Как видно из приводимых далее примеров, речь идет о значении слова в идиоматическом выражении , букв. "поднять лицо", т.е. обратить свое лицо к другому или лицо другого к себе, ср. "лицеприятие".

   32Это же слово переводится как Провидение.

   33Лев. 19:15.

   34Ис. 3:3. Букв.: того, кому оказывают внимание, предпочтение, лицеприятие.

   35Втор. 10:17.

   36Числ. 6:26.