Глава 52

   1, букв. "описываемый".

   2См. Wolfson, "The Aristotelian Predicables and Maimonides' Division of Attributes", Studies, v. II, pp. 161-194.

   3, см. прим. 21 к гл. 1.

   4(), см. прим. 22 к гл. 1. Ср. у Аристотеля: "Определение есть речь, обозначающая суть бытия (to ti en einai) [вещи]" ("Топика", I, 101b37-102a1; ср. "Вторая аналитика", II, 93b29, "Метафизика", IV, 1012a24; VII, 1029b14).

   5В предыдущей главе.

   6"Причина как форма - это определение" ("Метафизика", VIII, 1044b13; ср. там же, 1043b13, 1045b24, "Физика", II, 194b26); определение - "это речь, объясняющая, почему [вещь] есть" ("Втор. анал.", 93b37); определение состоит из рода и видового отличия ("Метафизика", VII, 1037b28-33), которые являются соответственно (умопостигаемой) материей и формой (там же, 1038a5-a9).

   7См. напр. ал-Фараби "Трактат о взглядах..." (ФТ, стр. 210, Walzer pp. 66-67); "Гражданская политика" (СЭТ, стр. 67).

   8Ср. "Вторая аналитика", I, 73a26-b1.

   9См. прим. 5 к гл. 19.

   10То, что ее конституирует.

   11Наиболее общих родов, категорий; см. Аристотель, "Категории", гл. 3-4; Маймонид, "Трактат о логическом искусстве", гл. 10.

   12См. Аристотель, "Категории", гл. 8 (ср. "Метафизика", V, гл. 14-21); ал-Фараби, "Книга Категорий...", III (ЛТ, стр. 174-183); Бахманийар, стр. 49-50; Эфрос, "Философская терминология Маймонида" [на ивр.], стр. 15-16; Wolfson, "Crescas Critique...", pp. 687-688; Визгин, "Квалитативизм Аристотеля", стр. 277-278, 315-320.

   13(), у Аристотеля hexis, лат. habitus, в русском переводе "Категорий" - "устойчивые свойства"; ср. "Метафизика", V, 20.

   14» параллельно аристотелевскому diathesis; лат. dispositio, в русском переводе "Категорий" - "преходящее свойство", "состояние"; ср. "Метафизика", V, 19. Аристотель относит сюда "качества, которые легко поддаются колебаниям и быстро изменяются", "например, тепло и холод"; однако далее, приводя примеры качеств третьей разновидности, он также упоминает тепло и холод. Маймонид включает такого рода качества в третью разновидность, включая в первую только "прочно усвоенные" качества; таким образом он несколько модифицирует аристотелеву классификацию, устраняя ее непоследовательности.

   15 () или "природной силы", dynamis physike.

   16Твердость - способность оказывать сопротивление деформации, мягкость - отсутствие таковой способности.

   17 . См. выше, гл. 34, прим. 47.

   18 () - pathetikai poiotetis kai pathe, "претерпеваемые свойства и состояния"; ср. "Метафизика", V, 21. Согласно пояснению Аристотеля, горькое и сладкое, теплое и холодное называются аффективными качествами, поскольку их качество выражается в аффицировании, воздействии на чувственное восприятие, черное и белое - потому, что они результат воздействия; аффективные качества отличаются от аффектов большей длительностью и устойчивостью. Аффект - внутреннее состояние, вызванное внешним воздействием; аффекты души - душевные движения, эмоции, страсти.

   19У Аристотеля эта разновидность обозначена как schema kai morphe - "очертания и внешний облик"; формулировка Маймонида имеет параллели у ал-Фараби и других арабских философов.

   20Т. е. категории.

   21В последнем случае слово "чтойность" употреблено вместо более точного "сущность".

   22Ниже, II, 24.

   23Последних слов нет в тексте Мунка и переводе ал-Харизи, однако они присутствуют у Ибн Тиббона, а также среди вариантов, приводимых Мунком и Капахом.

   24Как отмечает Шварц, бессмысленное здесь повторение имени Зайд произошло, по-видимому, из-за ошибки переписчика.

   25 или "аспект", см. прим. 19 к гл. 1

   26У Аристотеля: "Время есть не что иное, как число движения по отношению к предыдущему и последующему" ("Физика", IV, 219b1-2); ср. ниже, Введение к части II, постулат 15.

   27"Физика", IV, 10-12; VIII, 1.

   28Ср. II, 13.

   29', Ибн Тиббон: - корреляция, обоюдная соотнесенность, ср. "Категории", гл. 7, "Метафизика", V, 15; Маймонид, "Трактат о логическом искусстве", гл.11.

   30Например "раб" означает не что иное, как "тот, у кого есть господин", а "господин" - "тот, у кого есть раб".

   31Ниже, гл. 57; ч. II, Введение, постулат 18, там же, гл. 1 и 2.

   32Понятие необходимо-сущего предполагает безусловность.

   33По мнению Вольфсона, корреляция (взаимообусловленность), отвергнутая ранее, связана с отношениями действия и претерпевания; теперь же рассматривается случай соотнесенности предметов, связанной с сопоставлением, сравнением их в уме, и выражаемой такими понятиями, как равное, большее, меньшее, и т.д.

   34Оговорка "с нашей точки зрения" возможно вызвана тем, что существовали философы, отрицавшие реальность качеств, например, атомисты (Демокрит, Diels, "Die Fragmente der Vorsokratiker", фрагмент B9), скептики (Секст Эмпирик, "Три книги Пирроновых положений", I, стр. 92-99). Другое разъяснение дает комментатор Эфоди: утверждать, что и субстанция, и акцидент "объемлются одним [понятием] существования", можно только если существование является акцидентом сущего (таково мнение Маймонида; см. ниже, гл. 57); если же существование имманентно субстанции, то понятие существования имеет различный смысл, в зависимости от того, применяется ли оно к субстанции или к акциденту. Однако скорее всего, эта оговорка Маймонида относится к выражаемому им в этом пассаже мнению, что существование сказывается о субстанции и акциденте соименно. Дело в том, что многие философы считали, что в такой ситуации имеет место особый случай амфиболии, обозначаемый ими как употребление термина "по отношению к первому и последнему", то есть по отношению к причине и следствию; однако под то определение амфиболии, которого придерживался Маймонид, данный случай не подходит (см. прим. 25 к гл. 56). Подтверждение такой интерпретации можно найти ниже, в гл. 56, где говорится, что стихия огня и растопленный воск одинаковы в отношении понятия теплоты (огонь выступает здесь не просто как наиболее теплое тело, а как гипостазированное качество теплоты, "теплород"). Однако именно пример "теплоты", сказываемой о стихии огня и воске, наряду с примером "существования", сказываемого о субстанции и акциденте, приводится обычно для иллюстрации амфиболий, относящихся к "первому и последнему" (см. напр. "Метафизика", 993b24; Фома Аквинский, "О сущности и существовании", Историко-философский ежегодник, 1988, стр. 249). Этот, казалось бы, технический вопрос имеет далеко идущие последствия для теории атрибутов (см. указанное примечание к гл. 56).

   35То есть и то, и другое является сущим.

   36, см. прим. 19 к гл. 1.

   37' - чисто омонимически, см. прим. 17 к гл. 56.

   38Ср. Аристотель, "Топика", 107b13-26.

   39См. прим. 44 к гл. 1.

   40См. прим. 22 к гл. 1.

   41См. прим. 18 к гл. 51.

   42Некоторые философы признавали допустимость атрибутов соотнесенности, см. напр. Ибн Сина, "Книга знания", Избранное, стр. 142-143.

   43. Согласно Вольфсону ("The Aristotelian Predicables and Maimonides' Division of Attributes"), слово имеет здесь дополнительную коннотацию - "глагол". Таким образом, пятая разновидность предикатов образует пропозиции без связки (propositiones secundi adjacentis, см. "Трактат о логическом искусстве", гл. 3), и таким образом, даже в чисто формальном плане в них не содержится утверждения, что субъект есть то-то и то-то. Ср. также Wolfson, "Maimonides on Negative Attributes", Studies, v. II, pp. 195-196; Аристотель, "Физика", 185b27-186a4.

   44См. выше, пример первый.

   45В приводимых примерах глагол стоит в прошедшем времени, поскольку и в арабском, и в иврите настоящее время передается не глаголом, а причастием, и, таким образом, описывает состояние субъекта.

   46В следующей главе.

   47Гл. 46.

   48См. гл. 26, 46-47.

   49То есть являются метафорами совершенства, апеллирующими к нашему воображению.