Глава 57
1Акцидентальность существования не следует понимать в том смысле, что сущность (чтойность) обладает неким самостоятельным "эссенциальным" или потенциальным бытием и становится актуально существующим, приобретая атрибут существования. Скорее это означает, что факт существования является независимым по отношению к внутреннему определению, чтойности вещи. Существование предшествует и субстанции, и акцидентам (в узком смысле этого слова), поскольку все десять категорий являются различными модусами существования. Поэтому из несопоставимости необходимо-сущего и возможно-сущего в отношении существования следует несопоставимость их атрибутов. Кроме того, различение сущности и существования - непременное условие нетавтологической атрибуции; поэтому из невозможности такого различения по отношению к необходимо-сущему следует отсутствие у него атрибутов.
2
, см. прим. 21 к гл. 1.3Данное положение является основополагающим для метафизического учения Ибн Сины; см. напр.
"Книга исцеления", "Метафизика", I, 5; "Книга Знания" (Избранное, стр. 119-121, Morewege, pp. 30-32, 118, 178-186); "Указания и наставления" (Избранное, стр. 326-331); Бахманийар, "Ат-Тахсил", стр. 27; истоки его можно усмотреть в отдельных высказываниях о различии сущности и существования, встречающихся у Аристотеля ("суть [вещи], и то, что она есть, - не одно и то же", "Вторая аналитика", 90b39, ср. там же, 89b33-35, 92b9-11; "Метафизика", 998b20-27) и ал-Фараби (см. напр. "Гражданская политика", СЭТ, 61-62). Как известно, Ибн Рушд выступил против этой концепции ("Опровержение опровержения", VIII; Комментарий на "Метафизику", IV, 2); возражения Аверроэса повторяют многие комментаторы Путеводителя - Фалакера, Нарбони, Ашер Крескас, Мунк. См. также Фома Аквинский, "О сущности и существовании", гл. 4 (Историко-философский ежегодник, 1988, стр. 249), "Сумма против язычников", II, 54. Анализ концепции Ибн Сины с томистских позиций дает Э. Жильсон, оценивая ее как гибрид платонизма с аристотелизмом; см. напр. "Being and Some Philosophers", pp. 52-58, 75-83; ср. Goichon, "La Distinction de l'Essence et de l'Existence d'apres Ibn Sina". Ф. Рахман в статье "Essence and Existence in Avicenna" критикует этот подход и предлагает иную интерпретацию авиценновской доктрины, акцентируя ее аристотелевский субстрат; он показывает, что критика Ибн Рушда не учитывает основной текст, где изложена авиценновская доктрина, - "Книгу Исцеления". В том же русле написана работа A. Altmann, "Essence and Existence in Maimonides". 4Ср. аш-Шахрастани, стр. 59; Wolfson, "Maimonides on Negative Attributes", Studies, v. II, pp. 197-204.
5Подразумевается продолжение настоящей главы и гл. 58-60.
6
. Этот термин может означать как единство, простоту, отсутствие внутренней множественности, так и уникальность, единственность. Как видно из того, что говорится в конце главы, здесь подразумевается второе значение. Отметим, что уникальность логически следует из простоты: если для некой субстанции существует иное, подобное ей, то в ней может быть различены два аспекта: аспект, которым она отличается от иного, и аспект, которым она сходна с ним; см. II, 1.7О едином и многом см. "Категории", гл. 6; "Метафизика", IV, 6; X, 2, в особенности 1054a10-18. Согласно Ибн Сине, акцидентальность единства означает, что статус сущего как отдельной конкретной вещи не задается его чтойностью: "Мы говорим, что число является акциденцией потому, что число вытекает из единства, а единство, находящееся в вещах, есть акциденция, как, например, если ты скажешь: один человек, одна вода. Другое дело - человечность и водность, и другое дело - единство. Единство - атрибут человечности и водности, независимый от их чтойности и качественной определенности... Стало быть единство есть состояние предмета, который является отдельной вещью. Все подобное является акциденцией" (Ибн Сина, "Книга Знания", Избранное, стр. 118; см. там же, стр. 119, 121, 123-124; Morewege, pp. 28-29, 32-37, "Книга исцеления", III, 3; VIII, 3); см. также Авраам бен Давид, "Возвышенная вера", II, 2, 3, 130a16-131a14; 3, 133a6-133b9. Тезис об акцидентальности единства связан с концепцией акцидентальности существования и, подобно ей, подвергался критике со стороны Аверроэса; см. Нарбони, Шем Тов, Мунк.
8О непрерывном и дискретном (прерывном, раздельном) количестве см. "Категории", 4b20-25; Ибн Сина, "Книга знания", Избранное, стр. 117.
9Ср. Бахья ибн Пакуда, "Обязанности сердец", I, гл. 7-9.
10
, см. прим. 9 к Посвящению, прим. 12 к гл. 50.11Ср. выше, в Предисловии о пятой причине противоречий.
12Здесь Маймонид вводит интерпретацию позитивных предикатов Божества как свернутых негативных предикатов; подробнее об этом - в следующей главе; см. Wolfson, "Maimonides on Negative Attributes", Studies, v. II, pp. 204-230.
13Араб. "Предвечный", букв. "Древний"; ивр.
. 14См. гл. 52, прим. 26.
15
' '. Фалакера понимает здесь 'как меру; согласно йеменским рукописям следует читать вместо ' (линия) -(количество). 16
', в совмещающей различные значения, синкретической форме.17См. напр. Ис. 44:6; 48:12; 41:4.
18
' или: "не возникает в Нем каких-либо новых эйдосов, аспектов".19См. выше, гл. 26, прим. 2 и 4 к ней.