Глава 64

   1Условное обозначение Тетраграмматона.

   2Исх. 20:7.

   3Лев. 24:16.

   4См. прим. 30 к предыдущей главе.

   5Исх. 3:13, см. в предыдущей главе.

   6, см. прим. 6-8 к гл. 24.

   7Исх. 23:21.

   8Ангел; Пинес приводит другой вариант перевода: "оно" - т.е. "слово или речь Бога", см. следующую главу.

   9См. II, 6-7, 34. Приведем обсуждаемый пассаж полностью: "Вот, Я посылаю пред тобою ангела хранить тебя на пути и ввести тебя в то место, которое Я приготовил. Блюди себя пред лицом его и слушай гласа его; не упорствуй против него, потому что он не простит греха вашего; ибо имя Мое в нем" (Исх. 23:20-21). Согласно Маймониду, речь здесь идет о времени после смерти Моисея. Божественное повеление будет передаваться народу через пророка, говорящего "от имени Бога" (Исх. 18:15-20); все пророки, кроме Моисея, получают откровение при посредстве отделенных интеллектов, то есть ангелов. Именно в это время, когда явные знаки Божественного присутствия будут малочисленными и осуществление Божественного правления будет полностью зависеть от послушания пророку, понадобятся строгие меры, обеспечивающие это послушание. Поэтому, например, нарушение любого из повелений пророка заслуживает смерти (Втор. 18:19; Ис. Нав. 1:18), в то время как нарушение заповедей Торы карается соразмерно его тяжести.

   10См. прим. 20 к гл. 5, см. также III, 7.

   11, "являет, поселяет, простирает, низводит"; "(которым) наполняет, осеняет", и т.д.; см. прим. 7 к гл. 10.

   12Согласно Шееру и Эвен Шмуэлю: "...явить Свое величие".

   13Исх. 24:16.

   14Исх. 40:34.

   15Исх. 33:18. См. выше, гл. 54 и прим. к ней.

   16Исх. 33:20.

   17Исх. 3:13. См. предыдущую главу.

   18См. гл. 36 и прим. 22 к ней.

   19Повторение важной для Маймонида мысли о том, что интеллектуальное постижение само по себе есть молитва, литургия в сердце, см. прим. 22 и 23 к гл. 59.

   20', минералы.

   21Согласно Мишне Тора, созерцание Божьих Творений - путь к исполнению заповедей любви к Богу и страху пред Ним (МТ I, 1, 2:2); ср. Бахья ибн Пакуда, "Обязанности сердец", II.

   22Точнее: для кого речь невозможна; имеются в виду ангелы, сферы и т.д. См. II, 5; ср. ал-Газали, "Воскрешение наук о вере", стр. 209.

   23Согласно черновому автографу, опубликованному Гиршфельдом (перепечатан в издании Йоэля, стр. 497-499), "восхваляет и говорит", то же в переводе Ибн Тиббона, ср. прим. Шварца и Капаха.

   24Пс. 35:10.

   25Ис. 6:3. См. прим. 5 и 9 к гл. 19.

   26Авв. 3:3.

   27Иер. 13:16.

   28У Ибн Тиббона - "сомнений", см. у Капаха и Шварца.