К оглавлению "РАМБАМ"

К оглавлению "Морэ Невухим"

Глава 64

Знай, что в выражении "имя Господа" (ў)1 иногда подразумевается только самое имя, как, например, в речениях: "Не произноси имени Господа, Бога твоего всуе";2 "И кто будет хулить имя Господне..."3 - таких примеров не счесть. Иногда подразумевается в нем самость и истинность4 Его, да превознесется Он, как, например, во фразе: "И скажут они: как Ему имя?".5 В других случаях подразумевается в нем повеление Его,6 да превознесется Он, так что когда говорится "имя Господа", то смысл этого такой же, как если бы мы сказали: "слово Господа" или "речение Господа". Так, слова: "Ибо имя Мое в нем"7 означают "слово Мое в нем" или "речение Мое в нем" и подразумевается в них: "он8 служит орудием Моей воли и Моего желания". При обсуждении многозначности слова "ангел" я объясню тебе эту фразу.9

Подобно тому, в выражении "Слава Господня" иногда подразумевается сотворенный свет,10 который Бог водворяет 11 в каком-либо месте, чтобы чудесным образом возвеличить оное:12 "И осенила Слава Господня гору Синай, и покрывало [ее облако]...";13 "И Слава Господня наполнила скинию".14 Иногда же в этом выражении подразумевается самость и истинность Его, да превознесется Он, как в словах [Моисея]: "дай мне увидеть Славу Твою",15 на которые был дан ответ: "Ибо человек не может увидеть Меня и остаться в живых".16 [Этот ответ] указывает на то, что упоминаемая здесь "Слава" - это Его самость. И [Моисей] употребил оборот "Славу Твою", чтобы выразить свое благоговение, аналогично тому, что мы разъяснили в связи с речением "И скажут они: как Ему имя?".17

А иногда в слове "слава" подразумевается хвала Божественному величию, возносимая всеми людьми.18 Более того, все, что не есть Он, Превознесенный, возвеличивает Его. Ибо истинное восхваление Его величия состоит в постижении этого величия,19 так что всякий, кто постиг Его величие и совершенство, уже этим самым возвеличил Его в соответствии с мерой своего постижения. И человек - единственный, кто возвеличивает Его словами, выражая в них то, что постиг своим интеллектом, и возвещая об этом другим людям. И даже то, что не наделено постижением, как, например, неживая материя,20 также возвеличивает Его, ибо сама природа ее как бы свидетельствует о могуществе и мудрости наделившего ее существованием. Это, в свою очередь, ведет к тому, что созерцающий ее также начинает возвеличивать Его21 устами своими, либо в молчании (если он из тех, кому речь не свойственна).22

В еврейском языке эта [метафора] широко применяется, так что даже выражения, обозначающие речь, употребляются в этом смысле и говорится о том, как нечто, не наделенное постижением, восхваляет.23 [Например,] сказано: "Все кости мои скажут: Господи, кто подобен Тебе...";24 здесь говорится о том, [что кости] приводят [размышляющего о них] к такому убеждению, словно это они сами его высказывают, поскольку знание этого обретается также и благодаря им. И поскольку это понятие обозначается словом "Слава", сказано: "Вся земля полна Славы Его ()",25 подобно тому, как сказано: "и хвалою Его (Э) наполнилась земля",26 ибо хвала может обозначаться словом , как сказано: "Воздайте хвалу () Господу, Богу вашему";27 подобные выражения встречаются часто. Пойми указанную многозначность слова , толкуй его в каждом случае в соответствии с контекстом и ты убережешься от серьезных заблуждений.28


Продолжение