Глава 73

   1Существование, единство, нетелесность Бога, сотворение Им мира; см. выше, гл. 71.

   2Натурфилософскому учению калама посвящены монографии Pines, "BeitraИge zur islamischen Atomenlehre" (в 1997 г. вышел английский перевод "Studies in Islamic Atomism") и Dhanani, "The Physical Theory of Kalam". М. Шварц в статье "Who were Maimonides' Mutakallimun", ч. I-II и в примечаниях к своему переводу Путеводителя сравнивает изложение Маймонида с имеющимися в нашем распоряжении сочинениями мутакаллимов. Большой материал по данной теме содержится в книгах Вольфсона "Repercussions of the Kalam in Jewish Philosophy"; "The Philosophy of the Kalam"; в многотомной антологии раннего калама van Ess, "Theologie und Gesellschaft..."; см. также van Ess, "Die Erkenntnislehre des Adudaddin al-Ici"; аш-Шахрастани, "Книга о религиях и сектах". Изложение Маймонида было на протяжении веков одним из основных источников знакомства с натурфилософией калама (ср. прим. 27 к гл. 51). Хотя большинство исследователей отмечают адекватность этого изложения, М. Шварц указывает на некоторые детали, не находящие подтверждения в первоисточниках. В примечаниях к Путеводителю он пишет: "О причинах подобных несоответствий можно только догадываться. Только часть их может быть объяснена полемической тенденцией настоящей главы. Большинство сохранившихся сочинений мутакаллимов относятся к периоду более раннему, чем время Маймонида. Возможно, Маймонид отразил более поздний этап развития калама, не засвидетельствованный этими источниками". Представляется, однако, что Маймонид не намеревался заниматься здесь доксографией, собирая из книг мутакаллимов отдельные высказывания; его подход был философским, а не филологическим. Он рассматривает калам как логически продуманную, хотя и построенную на ложных посылках систему (по мнению Маймонида, создатели калама были сведущи в философии, и только последующие поколения утратили понимание логической связи его положений; см. гл. 71 и прим. 37 к ней). Например, если существуют атомы, то необходимо существует и пустота, если пространство дискретно, то время не может быть непрерывным, - что бы ни писали по этому поводу те или иные мутакаллимы. Это, по-видимому, побуждало Маймонида стремиться к реконструкции цельной системы на основании фрагментарных высказываний, внося порядок и последовательность туда, где их не было; см. M. Schwartz, "Who were Maimonides' Mutakallimun", II, рр. 171-172; van Ess, "Die Erkenntnislehre...", S. 179.

   3 ', bukw. "izolirowannyh substancij". Al-Gazali otme~aet, ~to filosofy, sufii i mutakallimy upotreblq`t termin ' w raznyh smyslah (sm. prim. 20 k gl. 1). U mutakallimow |tot termin, kak s |pitetom , tak i bez nego, ozna~aet atom; drugoe obozna~enie atoma (' ') ' - (nedelimaq) ~astica. Poskolxku w nastoq}ej glawe ' bez |piteta perewoditsq inogda kak "substanciq", sleduet imetx w widu osoboe zna~enie |togo termina w kalame. Sm. Dhanani, "The physical Theory of Kalam", pp. 55-60; Afnan, "A Philosophical Terminology...", pp. 99-100; M. Schwartz, "Who were Maimonides' Mutakallimun", I, pp. 162-164; EI, pp. 493-494, 607-608.

   4, см. ниже, прим. 23 и 24.

   5Или: "атом"; см. выше, прим. 3.

   6В переводе Ибн Тиббона: "атом обретает полное бытие посредством акцидентов".

   7Этого, данного, окружающего нас сущего; того, что существует.

   8Мысленной конструкции; см. гл. 34, прим. 26.

   9Мутакаллимы.

   10То есть величина, пространственная протяженность; см. прим. 27 к гл. 51. Этого мнения придерживались, например, ал-Джуббаи и ал-Каби, тогда как Абу Хашим оспаривал его; см. Pines, "BeitraИge zur islamischen Atomenlehre" S. 4-7, Dhanani, pp. 96-140.

   11См. прим. 27 к гл. 51. По поводу минимального числа атомов, образующих тело, см. Pines, ibid. S. 6, Dhanani, pp. 95-98 (варианты: два, четыре, шесть, восемь, тридцать шесть).

   12Или "одного из них". Как отмечает Шварц, ал-Ашари приводит это мнение в качестве единичного.

   13Или "сходны, однородны"; Эвен Шмуэль поясняет: "подобны по качеству, одинаковы в отношении количества"; ср. комментарий Нарбони; см. напр. Dhanani, pp. 117-121.

   14' , или "соседством", поскольку смешение и взаимопроникновение исключено.

   15» или "[статусы] бытия". См. примечания Шварца к Путеводителю; M.Schwartz, "Who were Maimonides' Mutakallimun", I, pp. 167-167.

   16' » возможен перевод: "существование этих частиц не неизменно". Согласно Мунку и Пинесу речь идет о том, что число атомов неизменно; согласно Ибн Тиббону - о том, что они "не существуют от века"; ср. комментарий Эвен Шмуэля.

   17См. ниже, постулат шестой.

   18 - догматики, усулиты, т. е. мутакаллимы. См. выше, прим. 54 к гл. 71, ср. комментарий Эвен Шмуэля.

   19 , некоторая область, пространство, букв. протяженность.

   20Эвен Шмуэль полагает, что слово "объем" (ед. ч.) относится к пустому пространству вне космоса, "объемы" - к межатомным пустотам.

   21См. Аристотель, "Физика", IV, 6-9. Критику аристотелевых доказательств невозможности пустоты см. Хасдай Крескас, "Свет Господень", I, 1, 1; 2, 1; Wolfson, "Crescas' Critique of Aristotle".

   22См. напр. Dhanani, pp. 67-88.

   23, от ¬ "теперь", см. сл. прим.

   24У Аристотеля "теперь" (nyn) - технический термин для настоящего, неделимой точки, делящей время на предшествующее и последующее; он утверждает, что время из "теперь" складываться не может ("Физика", IV, 10, 13; VI, 1, 3, 6, 8-10; VIII, 1, 8).

   25"Физика", IV, 10-14; VI, 1-4; VIII, 1; см. также "Метафизика", V, 13 (1020a32), "О возникновении и уничтожении", II, 10 (337a33); Симпликий, комментарий на "Категории", 341.7 - 342.19, 357.8-21 (Sambursky, "The Concept of Place in Late Neoplatonism", pp. 170-175).

   26Об отношении времени к движению см. выше, гл. 52 и прим. 26 к ней, Путеводитель, ч. II, Введение, постулат 15; там же, гл. 13.

   27Традиционное название аристотелевского трактата "Физика" - "Лекции по физике" (Physike akroasis) или просто "Лекции".

   28Подразумеваемая здесь атомарность пространства играет важную роль в дальнейших рассуждениях; странно, что в отличие от атомарности времени, она никак не упомянута в самих постулатах. В сочинениях мутакаллимов тезис о существовании атомов пространства засвидетельствован лучше, чем соответствующее положение относительно времени; см. напр. Dhanani, pp. 101-105, 123-140.

   29Или: "десятых", 1/6010 часа.

   30Как отмечает Щварц, в сочинениях ранних мутакаллимов отсутствуют явные упоминания атомов времени. Только у современника Маймонида, Фахр ад-дина ар-Рази (которого нельзя безоговорочно отнести к мутакаллимам), появляются подобные высказывания. Тем не менее нет сомнения, что дискретность времени является необходимой предпосылкой рассуждений мутакаллимов о дискретном движении (см. ниже), их утверждения о том, что существование акцидента не может длиться два момента времени (постулат шестой) и т. д.; см. Dhanani, pp. 131-133. По мнению Занани, мутакаллимы в вопросе об атомах времени, как и в некоторых других деталях своего учения об атомах, следуют за Эпикуром, чья версия атомизма сформировалась под действием аристотелевской критики Демокрита; ibid, pp. 101-103, 123-124, 139.

   31 '. Иными словами, мутакаллимы мыслят время по аналогии с пространством (Эвен Шмуэль).

   32, см. прим. 19 к гл. 1.

   33См. ниже, II, 13 и примечание Пинеса к этому месту; ср. Августин, Исповедь, XI, 14, 22, 25.

   34Здесь можно было бы говорить о переходе из одного атома пространства в другой.

   35Можно сказать, что скорость всегда равна одному атому протяженности, деленному на мгновение времени.

   36См. M. Schwartz, "Who were Maimonides' Mutakallimun", I, pp. 181-182; Dhanani, pp. 176-181.

   37'.

   38По-видимому, подобная дискуссия происходила уже между басрийскими мутазилитами - атомистом Абу-л-Хузайлом (ум. 841) и ан-Наззамом (ум. 845), отрицавшим атомы, но признававшим "скачок" (см. аш-Шахрастани, 63); см. M. Schwartz, "Who were Maimonides' Mutakallimun", I, 181; Dhanani, pp. 160, 179, 181. Пример с жерновом и ответ атомистов приводит также Ибн Сина, см. "Книга знания", "Физика", (Избранное, стр. 187-188); "Книга знания", "Метафизика" (Избранное, стр. 113).

   39.

   40Поскольку диагональ квадрата насчитывает столько же атомов (пространства), сколько сторона. См. Dhanani, pp. 172-176; см. Ибн Сина, "Книга Знания", "Физика", (Избранное, стр. 190-193); "Книга знания", "Метафизика" (Избранное, стр. 111-112).

   41Признание атомарности пространства требует построения дискретной геометрии, основанной на системе аксиом, принципиально отличной от системы аксиом евклидовой геометрии. Как свидетельствует Прокл в своих комментариях к "Началам" Евклида, Эпикур и его последователи отвергали евклидову геометрию. По мнению Занани, некоторые представители раннего калама также придерживались подобной позиции, давая "неевклидовы" определения таким понятиям как линия, форма, длина; в позднем каламе это понимание специфики дискретной геометрии было утрачено; см. Dhanani, pp. 193-194.

   42Величины соизмеримы (symmetra), если они имеют одну общую меру (то есть относятся как целые числа); в противном случае они несоизмеримы (asymmetra). Прямые (отрезки) "соизмеримы в степени" (dynamei symmetroi, если построенные на них квадраты соизмеримы (по площади). Взятая прямая (отрезок, выбранный за единицу измерения) и те прямые, которые соизмеримы с нею по длине или в степени, называются рациональными (retoi), остальные - иррациональными (alogoi). См. "Начала", кн.X, определения 1-7. Как видно из последнего определения, понятие "рационального" у Евклида несколько отличается от принятого сегодня, так что, к примеру, диагональ единичного квадрата считается рациональной линией.

   43Десятая книга "Начал" или "Элементов" содержит геометрическую теорию квадратичных иррациональностей (см. предыдущее прим.).

   44Арабские математики, сыновья Мусы ибн Шакира, середина IX века, см. Матвиевская и Розенфельд, "Математики и астрономы мусульманского средневековья", т. 2, стр. 61-64.

   45Или "хитроумных приспособлений", ср. гр. mechane; см. ал-Фараби, "О классификации наук" (ФТ, стр. 107).

   46Точнее: правильным.

   47Мутакаллимов.

   48, см. прим. 19 к гл. 1.

   49Дихотомию субстанции и акцидентов мутакаллимы унаследовали от философов, существенно переосмыслив оба этих понятия и отношение между ними. Согласно философам-перипатетикам, субстанция представляет собой целое, составленное из материи и (субстанциальной) формы, тогда как мутакаллимы распространяют понятие акцидента и на форму (см. ниже, постулат восьмой); см. Afnan, "A Philosophical Terminology...", pp. 110-111).

   50Как отмечает Шварц, весь этот пассаж имеет почти дословные параллели у ал-Джувайни (1028-1085); см. M. Schwartz, "Who were Maimonides' Mutakallimun", I, pp. 187.

   51В переводе Ибн Тиббона (как и выше, см. прим. 6.): "атом обретает полное бытие посредством акцидентов"; возможно здесь отразился иной вариант оригинала; см. примечание Мунка к этому месту.

   52См. выше, в начале первого постулата и прим. 10 к этому месту.

   53Пинес: является proprium, см. гл. 1, прим. 39.

   54См. Dhanani, pp. 18-19, 49, 93.

   55Подобные воззрения упоминаются у ал-Ашари и ал-Джувайни, см. M. Schwartz, "Who were Maimonides' Mutakallimun", I, pp. 189-190.

   56Подобного мнения придерживались уже Левкипп и Демокрит, см. Аристотель, "О душе", I, 2, 404a1-16, 405a7-12, 3, 406b20-25, 409a10-15; интересно, что, по сообщению аш-Шахрастани, противник атомизма ан-Наззам тоже принимал мнение натурфилософов и считал дух проникающим внутрь тела разреженным веществом (аш-Шахрастани, стр. 63).

   57Пинес: который является их proprium, неотделимым признаком.

   58. Пинес: "органического тела".

   59Ибн Тиббон; Капах: "металлов".

   60, эйдос; имеется в виду жизнь.

   61Исключение онтологически и логически невозможного из числа Божественных деяний не есть ограничение Его могущества, см. III, 15; о проблеме критерия такой невозможности см. ниже, в конце десятого постулата, гл. 75, путь первый и путь пятый; см. также прим. 76 к Введению; Wolfson, "Kalam", pp. 578-589.

   62См. Dhanani, pp. 43-48; "Who were Maimonides' Mutakallimun", I, pp. 194-196; Wolfson, "The Philosophy of the Kalam", pp. 521-530, ал-Газали, "Опровержение философов" и Ибн Рушд, "Опровержение опровержения" (ИП, стр. 492-499).

   63См. выше, гл. 71, прим. 14.

   64Подобного взгляда придерживался, например, Абу-л-Хузайл; см. Dhanani, pp. 44-46; M. Schwartz, "Who were Maimonides' Mutakallimun", I, pp. 196-198.

   65Признание "природы" со стороны отдельных мутакаллимов рассматривалось как отступление от калама и переход на позиции философов; см. напр. аш-Шахрастани, стр. 63 (об ан-Наззаме), стр. 70-71 (о Муаммаре), стр. 74, 76-77 (об ал-Джахизе), стр. 94; см. также Bernard, "La critique de la notion de nature par la Kalam"; M. Schwartz, "Who were Maimonides' Mutakallimun", II, pp. 157-158.

   66Речь идет именно о небытии субстанции, поскольку небытие акцидента (то есть специфическая лишенность, см. прим. 5 к гл. 17), по мнению мутакаллимов, нуждается в творце; см. ниже, постулат седьмой.

   67См. III, 10.

   68Обсуждая в "Опровержении философов" вопрос о том, каким образом возможно уничтожение мира, ал-Газали сообщает, что мутакаллимы делились в связи с этим вопросом на приверженцев четырех учений. Мутазилиты говорили об уничтожении, создаваемом вне субстрата (см. сл. прим.). Каррамиты - об уничтожении, создаваемом Творцом в Самом Себе (см. прим. 15 к гл. 53). Часть ашаритов утверждала, что и акциденты, и субстанции не обладают сами по себе устойчивостью, однако субстанции таковую придает Бог. Другая часть ашаритов полагала, что акциденты исчезают сами собой, а субстанции - в том случае, если Бог не создает в них новых акцидентов. Сам ал-Газали склоняется к последнему мнению, см. Ибн Рушд, "Опровержение опровержения" (ИП, стр. 488-498).

   69По свидетельству ал-Ашари, подобное воззрение было впервые высказано Абу-л-Хузайлом (см. Dhanani, pp. 41; "Who were Maimonides' Mutakallimun", I, p. 199; ср. аш-Шахрастани, 59); оно связано с более общей концепцией "состояний" (или "модусов", см. прим. 25 к гл. 51), признающей существование вне субстрата не только акцидента исчезновения (который не может находиться в субстрате по понятным причинам), но и других акцидентов и атрибутов; см. аш-Шахрастани, стр. 78 (об ал-Джуббаи). Ал-Газали в "Опровержении философов", приписывая это мнение мутазилитам, выдвигает против него различные аргументы (ИП, стр. 490); Ибн Рушд отказывается обсуждать его, возмущенно восклицая: "Все это похоже на бред больного, страдающего воспалением грудобрюшной преграды" (там же, стр. 491). Ср. Аарон бен Илия, "Древо жизни",XI.

   70По поводу "обычая" см. ниже, постулат десятый.

   71Темно-синий цвет может рассматриваться как оттенок черного, см. примечания Мунка, Эвен Шмуэля, Капаха.

   72См. M. Schwartz, "Who were Maimonides' Mutakallimun", I, p. 206; аш-Шахрастани, стр. 94-95.

   73', может означать также "один из них"; так переводит Пинес.

   74См. выше, прим. 65; Wolfson,"The Philosophy of the Kalam"", pp. 559-578.

   75'.

   76Проблема соотношения человеческого и Божественного действия - одна из центральных в мусульманской теологии; см. напр. Wolfson, "The Philosophy of the Kalam", pp. 601-719. Ересиографы говорят о трех основных подходах к этому вопросу. Джабариты придерживались крайнего фатализма (см. аш-Шахрастани, стр. 83-87), "кадариты" (там же, стр. 33-34, 54-55) признавали свободу воли и считали человека творцом своих действий (слово "кадарит" имело негативные коннотации и не использовалось в качестве самоназвания). Последняя позиция разделялась, в частности, мутазилитами. Джабариты утверждали, что Бог - единственный действователь, а приписав человеку действие, мы впадем в грех "уподобления" (там же, стр. 84, 93). Мутазилиты ссылались на то, что без свободы воли повеления Бога были бы бессмысленными, а награда и наказание - несправедливостью (там же, стр. 55, 57). Большинство теологов (в частности, ашариты, см. там же, стр. 90-94) стремились избежать крайностей джабаритов и кадаритов с помощью компромиссной концепции "касба", приобретения действия (см. прим. 28 к гл. 51). На деле существовал широкий спектр толкований "касба", включавший и позиции, неотличимые от джабаритских, и те, которые можно охарактеризовать как кадаритские. См. Wolfson, "The Philosophy of the Kalam" pp. 663-719; M. Schwartz, "Who were Maimonides' Mutakallimun", I; idem "Acquisition (Kasb) in Early Kalam"; EI, v. 4, pp. 720-722; ал-Газали, "Воскрешение наук о вере", стр. 207-229, комментарий В. В. Наумкина, стр. 279-282, 304-306; Султанов, "К истории становления теологического рационализма...", стр. 23-62.

   77Возможно имеется в виду ал-Джувайни, учитель ал-Газали; см. Ислам, стр. 68; аш-Шахрастани, стр. 94. Аш-Шахрастани говорит по этому поводу: "Это учение он заимствовал именно у философов схоластов и представил в виде калама".

   78"Подвергнуто резкому осуждению", точнее "поношению".

   79Пинес: "одну частицу покоя за другой".

   80Иов 13:9.

   81В оригинале во множественном числе - "лишенности свойств".

   82, здесь: "аспект", "эйдос", см. прим. 19 к гл. 1.

   83См. Путеводитель, III, 10; аш-Шахрастани, стр. 77, 80-81, 201; Shahrastani, "Kitab nihayat...", pp. 60-64; Dhanani, pp. 27-29, 31, 47-50; Frank, "Beings...", p. 36; van Ess, "Die Erkenntnislehre...", S. 192; Wolfson, "The Kalam Problem of Nonexistence and Saadia's Second Theory of Creation", Studies, II, pp. 338-359; M. Schwartz, "Who were Maimonides' Mutakallimun", II, pp. 145-148.

   84' - субстратах, подлежащих.

   85Мунк, Эвен Шмуэль: "челюсти"; Пинес: "моляры" (коренные зубы).

   86Высказывания о том, что даже высшие миры состоят из атомов, встречаются у ал-Бакиллани (ум. 1031); см. M. Schwartz, "Who were Maimonides' Mutakallimun", I, p. 163.

   87 - несом, имеет субстратом.

   88О том, что один акцидент может быть носителем другого.

   89', специфицирована, наделена proprium, собственным, неотделимым признаком.

   90В противоположность философам, которые считают, что спецификация связана не с акцидентом, а с субстанциальной формой, см. прим. 39 к гл. 1; см. также ниже, прим. 109 к десятому постулату.

   91Г. Блумберг, "Маймонид о концепции допустимости в системе мутакаллимов" [на ивр.]; M. Schwartz, "Who were Maimonides' Mutakallimun", II, pp. 155-163; Wolfson, "The Philosophy of the Kalam", pp. 434-444; Ислам, стр. 32.

   92'¬ "следуя", можно: "вследствие".

   93См. M. Schwartz, "Who were Maimonides' Mutakallimun", I, pp. 203-204, II, pp. 155-159; Wolfson, "The Philosophy of the Kalam", pp. 544-558; van Ess, "Die Erkenntnislehre...", s. 184.

   94 - "рынках", так переведено у Ибн Тиббона и Пинеса. Возможно, однако, что здесь имеет значение "улица" (ср. ивр. ); в соответствии с этим переводят Эвен Шмуэль, Капах и Шварц.

   95Или "подлежащем, носителе, субстрате".

   96, логически невозможно.

   97См. Ибн Рушд, "Опровержение опровержения" (ИП, стр. 525).

   98См. выше, прим. 61 к шестому постулату.

   99См. выше в этой главе и ниже, гл. 75.

   100Имеются в виду атомы; о составных телах см. выше, в первом постулате.

   101 .

   102', прим. 40 к гл. 2, прим. 11 к гл. 3, прим. 2 и 12 к гл. 47, о противоположности ' и см. прим. 12 к гл. 50.

   103 , см. гл. 1, прим. 44.

   104Ал-Фараби.

   105Относительно интеллекта, о котором постоянно спорят мутакаллимы, каждый понимая его по-своему, они говорят: "Это относится к тому, что разум утверждает"; или: "Это разум отрицает"; или: "Это разум допускает", или "не принимает", понимая под этим мнение, которое у всех складывается с самого начала (' »; по поводу см. прим. 33 к гл. 2). Итак, мнение, разделяемое ( ) всеми или большинством, они называют интеллектом ("О значениях [слова] интеллект", ФТ, 20; Bouyges, 7.9-8.4). То обстоятельство, что Маймонид обвиняет здесь мутакаллимов в подмене интеллекта начальными общими суждениями, позволяет понять вызвавший немало споров пассаж в Комментарии к Мишне (см. Клайн-Бреслави, Адам [на ивр.], стр. 149-150). Обсуждая в Шемона пераким (гл. 6) общепринятые заповеди (), Маймонид замечает: "некоторые из наших мудрецов недавнего времени (подразумевается Саадия Гаон, см. "Верования и мнения", III, 1-2), которые заболели болезнью мутакаллимов, называют их 'умопостигаемыми заповедями'". Аналогично у Авраама бен Давида: "Среди законов есть 'общепринятые', по терминологии логиков, или 'умопостигаемые', по терминологии мутакаллимов" ("Возвышенная вера", II, принцип пятый, гл. 2, 172б).

   106Букв. "тело железа".

   107Пинес: то, что делает человека здоровым или больным.

   108' ' , т.е. соединения завершающего, непосредственно приводящего к окончательному формированию сложного, высокоорганизованного тела; ср. ниже выражение "последняя материя"; см. прим. 18 к гл. 69.

   109'. Речь идет о промежуточных формах, придающих материи особые признаки, выделяющие ее из неоформленной массы и подготавливающие ее к восприятию высшей формы.

   110Или: "атомов" (Пинес).

   111'. Баранов: "навозный жук, скарабей"; Lane: "черный жук". В переводе Ибн Тиббона здесь "летучая мышь"; по-видимому, в тексте, который был перед ним, читалось ' (см. прим. Мунка).

   112Пинес: "A Call upon Reader's Attention".

   113Ponqtij, |jdosow.

   114.

   115Sr. [emona perakim, gl. 1; Ibn Sina, "Kniga o du{e" (Izbrannoe, str. 447-452); Wolfson, "Internal Senses...", Studies I, p. 258.

   116' ', или "порождением вымысла", ср. в конце гл. 60.

   117Эвен Шмуэль: "как критерий необходимого, возможного и невозможного".

   118Т. е. математические - см. Посвящение, прим. 12.

   119', см. переводы Ибн Тиббона и Пинеса; у Капаха: "с этими людьми".

   120Теорема XIII.

   121Аполлоний из Перги, III-II вв. до н.э., математик александрийской школы, см. напр. Рожанский, стр. 140-143. Маймонид писал комментарии на этот трактат, см. Y. Tz. Langermann, "The Mathematical Writings of Maimonides"; T. Levy, "Le Chapitre I, 73 du Guide des Egares et la tradition mathematique hebraique au moyen age"; G. Freudenthal, "Maimonides 'Guide of the Perplexed' and the Transmission of the Mathematical Tract on Two Asymptotic Lines' in the Arabic, Latin and Hebrew Medieval Translations".

   122, встреча.

   123Речь идет об асимптоте к гиперболе.

   124{}.

   125{}'{}.

   126' - Пинес: "для того, чтобы утверждать".

   127То есть что не существует акцидентов более присущих данной субстанции, чем другие.

   128Или "о ты, занимающийся умозрением" или "...изучающий [мой трактат]".

   129Согласно Эвен Шмуэлю, речь идет о мутакаллиме; возможно, впрочем, что Маймонид говорит здесь о защитнике Закона, принимающем основные философские принципы.

   130 - местоим. в ед. ч., глагол во мн. ч., см. у Пинеса.

   131 .

   132Ниже, гл. 74, путь пятый, в конце (см. прим. 29 к ней); ч. II, 15, 17, 19; ср. выше, в конце гл. 71 и прим. 62 к ней. В гл. 17 второй части Путеводителя Маймонид утверждает, что философы не могут доказать несотворенность мира, основываясь на природе сущего, постигаемой "изнутри мира", аналогично тому, как здесь он отвергает попытку мутакаллимов доказать его сотворенность. Попытка выйти за "пределы возможного опыта" путем экстраполяции столь же порочна, как и попытка сделать это, опираясь на воображение.

   133'. Принятый нами перевод предполагает огласовку "аина" "даммой"; так в большинстве переводов (Капах, Пинес, Шварц). Ибн Тиббон и ал-Харизи переводят "бесконечного тела", огласовывая "аин" "фатхой"; ср. ниже, прим. 136.

   134, бестелесными, отделенными от материи, гр. horistos; см. прим. 25 к гл. 37.

   135То есть число вещей рядоположенных, образующих множество по природе, объективно, сущностно, а не только в мысли, субъективно, акцидентально, не может быть бесконечным.

   136'. Капах переводит здесь » Пинес - подобно тому как выше, но во мн. ч.: magnitudes; Ибн Тиббон - как и выше, . Скорее всего и здесь, и выше подразумевается пространственная, геометрическая величина, протяженность, ведь речь идет о геометрическом доказательстве бесконечной делимости.

   137См. Wolfson, "The Philosophy of the Kalam", p. 432. По-видимому, акцидентальность состоит в следующем: сменяющиеся во времени вещи не образуют, как мы сегодня говорим, множества сами по себе, субстанциально, как образуют его одновременно существующие материальные тела или причинно связанные нематериальные сущности, но лишь могут объединяться в него мыслящим их субъектом, т.е. внешним, привходящим, акцидентальным образом. Другое объяснение: акцидентально бесконечным называется ряд вещей, связанных акцидентальной причинностью, от которой зависит возникновение вещей, но не их существование (таково, например, отношение отца к сыну или дома к строителю). Такого рода причинно-следственная связь не требует совместного существования вещей. Тип бесконечности, промежуточной между потенциальной и актуальной, играет важную роль в трактате Альфонсо "Выпрямляющий кривое" (XIV в.). Обсуждая квадратуру круга, предложенную Антифонтом, Альфонсо пишет: "Он ведь не говорил, что там имеется бесконечное число частей, существующих актуально, чем бы подорвал начала этой науки. Кроме того, я знал, что если бы эти части, бесконечные по числу, могли бы существовать только в потенции, то они бы вообще не образовывали расстояния. И тогда я решил, что, может быть, там есть состояние, другое не в потенции и не актуально, а промежуточное между потенцией и актуальностью. При этом состоянии расстояния делятся на бесконечное число частей, причем это состояние существует только в движении, которое и является средним между потенцией и актуальностью... Разум воспринимает это расстояние, как будто оно одновременно, и измеряет часть его частью точно так, как он воспринимает предшествующее и последующее в представлении времени, как будто оно одновременно, и определяет степень (меру) связи между ними" (стр. 46-47). Ясно, что Альфонсо говорит о том же типе бесконечности, что и Маймонид. "Части", сменяющие друг друга во времени при движении по отрезку образуют "бесконечность чередующегося" и могут быть рядоположены только посредством мысленной операции.

   138'» выше в аналогичном контексте было ', что подтверждает перевод Ибн Тиббона.

   139 .

   140См. Schwartz, "Who were Maimonides' Mutakallimun", II, pp. 165-168; Davidson, "Proofs for Eternity, Creation and the Existence of God", pp. 116-130; ал-Газали, "Опровержение философов" и Ибн Рушд, "Опровержение опровержения" (ИП, стр. 409-415); Х. Крескас, "Свет Господень", I, 2, 1; Wolfson, "Crescas Critique...", pp. 188-191, 346-347; Shahrastani, "Kitab nihayat...", p. 28. Подробнее см. ниже, в конце гл. 74.

   141См. в конце гл. 74.

   142, непосредственно.

   143.

   144.

   145' , в двух отношениях, с двух сторон.

   146'.

   147См. выше, в третьем постулате и ниже, в конце главы.

   148Фарсахов, ок. шести км.

   149'.

   150Мунк предлагает здесь переставить "прямой" и "искривленный".

   151.

   152см. Мунк, Капах.

   153Schwartz, "Who Were Maimonides' Mutakallimun", II, pp. 169-172; Dhanani, pp. 22-25, van Ess, "Die Erkenntnislehre...", pp. 172-179, 184-187. Шварц считает, что Маймонид преувеличил скептицизм мутакаллимов в отношении чувственного восприятия.

   154' - сражались за, защищали, Пинес и Ибн Тиббон: "согласились принять".

   155Книга I, гл. 2 (см. On Natural Faculites).