Глава 74
1{
}', см. гл. 71 и прим. 32 к ней.2Т.е. представители каждого из направлений, путей.
3См. Wolfson, "The Philosophy of the Kalam", pp. 373-465.
4
. См. письмо Маймонида к Ибн Тиббону, цитируемое в примечаниях Мунка.5
, см. Капах.6Капах: "один из них".
7См. Wolfson, "The Philosophy of the Kalam", pp. 382-385; Shahrastani, "Kitab nihayat...", 12; ср. Саадия Гаон, "Верования и мнения", I, 1--2; Бахья ибн Пакуда, "Обязанности сердец", I, 5.
8
- семенем, спермой.9
- мастер, делатель, искусник.10
- сделавший в совершенстве, устроивший, смастеривший.11См. "Тимей", 28a.
12Здесь применяются постулаты 8-10 о принципиальной однородности всех тел.
13О невозможности бесконечности чередующегося; подробнее см. в конце главы. См. Davidson, "Proofs for Eternity...", pp. 116-134; Wolfson, "The Philosophy of the Kalam", pp. 410-434; Shahrastani, "Kitab nihayat...", p. 12.
14Такое словоупотребление характерно для Маймонида, который не пользуется выражением "творение из ничего". Проблематичность последнего выражения проявляется в частности в том, что некоторые мыслители, склонявшиеся к неоплатонизму, толковали его как указание на эманацию из Божественного Ничто (см. прим. 3 к гл. 34). С другой стороны, выражение "после небытия" порождает свои трудности, привнося временные категории туда, где они не могут иметь смысла; см. Путеводитель, II, 30. См. Wolfson, "Creation ex nihilo..."; idem "The Philosophy of the Kalam", pp. 355-372.
15См. Davidson, "Proofs for Eternity...", pp. 146-150; Wolfson, "The Philosophy of the Kalam", pp. 386-392. По свидетельству аш-Шахрастани, этот путь применял ал-Ашари ("Kitab nihayat...", 11). Ср. Саадия Гаон, "Верования и мнения", I, второй аргумент (стр. 37); Бахья ибн Пакуда, "Обязанности сердец", I, 5.
16См. Davidson, "Proofs for Eternity...", pp. 134-146; Wolfson,"The Philosophy of the Kalam", pp. 392-409. Йеhуда hалеви, "Кузари", V, 18; Бахья ибн Пакуда, "Обязанности сердец", I, 5.
17
(), ивр.- доказательство; ср., ивр.- аргумент, указание; прим. 20 к Посвящению, прим. 9 к гл. 51.18Неба. См. Аристотель, "Физика", VIII, 8; "О небе", I, 10-12.
19"Метафизика", XII, 7, 9.
20Т.е. в первоматерии.
21В противоположность мнению мутакаллимов об однородности акцидентов.
22Речь идет о первоматерии и неотделимой от нее "форме телесности"; ср. гл. 69.
23
' - выделения одной из возможностей, избрания, индивидуации (в схоластике этот термин имеет другое значение), предназначения, и т.д., см. гл. 73, постулат 10.24
'. 25
'{}. 26Davidson, "Proofs for Eternity...", pp. 154-203; Wolfson, "The Philosophy of the Kalam", pp. 434-444; Shahrastani, "Kitab nihayat...", 12; Йеhуда hалеви, "Кузари", V, 18; ал-Газали, "Опровержение философов"; Ибн Рушд, "Опровержение опровержения", I (ср. ИП, стр. 420-437).
27Вслед за Пинесом мы принимаем чтение
' (допустимые), приводимое Мунком, вместо чтения' (части), принимаемого Ибн Тиббоном, Капахом, Мунком, поскольку последнее приводит к тавтологии.28То есть полагает, что Бог сотворил мир по своей предвечной воле и специфицировал его по своему предвечному выбору так, что мир существовал всегда, от века; см. II, 21.
29См. II, 19. После того, как Маймонид изложил философские доказательства бытия, единства и нетелесности Бога и показал, что тезис о сотворении мира не может быть доказан или опровергнут аподиктически, он приступает к диалектическому обсуждению последней проблемы. В качестве одного из доводов в пользу сотворения мира он приводит аргумент от спецификации. Маймонид ссылается при этом на нерегулярности в строении и движении небесных сфер, расположении звезд и т.д. Согласно аристотелевским представлениям о "пятом теле" (субстанции небесных тел), эти нерегулярности не могут быть объяснены особенностями материи или ролью случайности. С другой стороны, их нельзя рассматривать как результат эманации, необходимого развертывания первоначала; остается предположить свободное действие Творца.
30Не тождественное миру.
31
. 32Т.е. основания для того и для другого равны.
33Davidson, "Proofs for Eternity...", pp. 154-203; Wolfson, "The Philosophy of the Kalam", pp. 444-452; Shahrastani, "Kitab nihayat...", pp. 14-17; ал-Газали, "Опровержение философов"; Ибн Рушд, "Опровержение опровержения", I, 17 (ср. ИП, стр. 420--437). Это рассуждение появляется у ал-Газали в полемике с авиценновским доказательством бытия необходимо-сущего. Ибн Сина исходит из того, что все возможно-сущее зависит в своем бытии от чего-то другого. Поскольку актуально бесконечный регресс невозможен, должно существовать необходимо-сущее-само-по-себе (ср. Путеводитель, ч. II, Введение, постулаты 19-20 и гл. 1).
34
' . Согласно Капаху, это сказано с иронией. Как технический термин убежденность() связана с риторикой, которая "создает убежденность в душе слушающего" (ал-Фараби, "Риторика", ЛТ, стр. 441); возможен, следовательно, перевод "весьма риторичен"; ср. комментарий Эвен Шмуэля.35
» т.е. применяет софистическую аргументацию; см. ниже, прим. 37.36Речь идет о категории возможно-сущего (см. выше, прим. 33; А. В. Сагадеев предлагает перевод "бытийно-возможное", см. "Ибн Сина", стр. 175-177). См. Путеводитель, ч. II, Введение, постулат 19, гл. 1, умозрение третье и гл. 19.
37
' ' ', ср. в конце главы'. По-видимому, выражение, близкое по значению к техническому термину "софистический топ" (топ - locus communis , ход мысли); ср. у ал-Фараби("софистические топы"), ЛТ, стр. 363. Речь идет о предвосхищении основания, как объясняется далее. 38
. 39
. 40
', intra mentem; см. прим. 13 к Посвящению, прим. 24 к гл. 51.41
'. Пинес: "креационистов".42
, сохранения [после смерти]; см. прим. 6 к гл. 15.43То есть образующих актуальную бесконечность, см. гл. 73, постулат одиннадцатый.
44Davidson, "Proofs for Eternity...", p. 124; Wolfson, "The Philosophy of the Kalam", pp. 452-455, 457-458; Shahrastani, "Kitab nihayat...", pp. 14-17; ал-Газали, "Опровержение философов"; Ибн Рушд, "Опровержение опровержения", I, 16-19 (ср. ИП, стр. 471-472).
45Т.е. на арамейском.
46Сукка 26а, Гитин, 28б.
47То есть какой именно из аспектов души.
48Прием
, частный случай - reductio ad absurdum; Schwartz, "Who were Maimonides' Mutakallimun", II, p. 147.49Ибн Сина, см. "
Книга спасения", II, p. 203; Wolfson, "The Philosophy of the Kalam", pp. 453-455. 50Ибн Баджа, ум. 1138; Пинес ("Translator's Introduction...", ciii) дает ссылку на трактат "Соединение разума с человеком". Высказывания о единстве (но не тождестве) душ после смерти можно встретить у ал-Фараби ("Трактат о взглядах...", ФТ, стр. 326, 329-330; "Гражданская политика", СЭТ, стр. 125-126, 128-129) и у "Братьев Чистоты" (Трактаты Братьев Чистоты, IV, стр. 125; см. Игнатенко, "В поисках счастья", стр. 111).
51Этой темой много занимался Ибн Рушд, сочинения которого были неизвестны Маймониду во время написания Путеводителя (см. прим. 92 к гл. 72). В дальнейшем тот же вопрос оживленно обсуждался в схоластике. Среди латинских аверроистов, утверждавших единство интеллекта в связи с признанием вечности мира, был Сигер Брабантский ("О разумной душе"; см.
Шевкина, "Сигер Брабантский и парижские аверроисты 13 в."); с аверроистами полемизировали Фома Аквинский, Альберт Великий, Бонавентура. 52
'. 53
'. 54Данный вывод абсурден, поскольку путем взаимно-однозначного соответствия можно показать, что эти бесконечности равны; точно так же показывается, что здесь нарушается аксиома "целое больше своей части". В канторовской теории множеств, напротив, бесконечное множество определяется как множество, эквивалентное своей части (Дедекинд). Этот аргумент (появляющийся у Филопона) восходит к Аристотелю, см. "Физика", III, 5, 204a21-27.
55Этот тип аргументов восходит к Филопону (трактаты "Против Аристотеля" и "Против Прокла"). См. Davidson, "Proofs for Eternity...", pp. 88-116; Wolfson, "The Philosophy of the Kalam", pp. 410-434. Подобная аргументация встречается уже у ранних мутакаллимов ал-Искафи, ан-Наззама, у ал-Кинди и Саадии Гаона ("Верования и мнения", I, 1, аргумент четвертый (стр. 38-39); см. также Йеhуда hалеви, "Кузари", V, 18; Бахья ибн Пакуда, "Обязанности сердец", I, 5; Shahrastani, "Kitab nihayat...", pp. 26-29; ал-Газали, "Опровержение философов"; Ибн Рушд, "Опровержение опровержения", I, 27-30; IV, 19; Герсонид, "Войны Господни", VI, 1. Ср. Х. Крескас, "Свет Господень", I, 2, 2; III, 1, 4; "Crescas' Critique...", pp. 219-221.
56
» Капах читает ', " проанализировал".57См. выше, прим. 37.
58Этот трактат не сохранился, см.
Steinschneider, "Al-Farabi", pp. 119-123; Davidson, "Proofs for Eternity...", p. 128. По мнению Нарбони, Ибн Рушд использовал аргументы ал-Фараби в "Опровержении опровержения".