Глава 75

   1Этот аргумент особо почитался мутакаллимами как восходящий к Корану (21:22, 23: 91); ср. также Corpus Hermeticum, XI, 9; Иоанн Дамаскин, "Точное изложение православной веры", I, 5; Саадия Гаон, "Верования и мнения", I, 3 (стр. 53-54), II, 2 (стр. 86); Бахья ибн Пакуда, "Обязанности сердец", I, 7 (доказательство седьмое); Йосеф ибн Цаддик, "Микрокосм", стр. 50. См. Davidson, "Proofs for Eternity...", pp. 166-169; Wolfson, "The Philosophy of the Kalam", Abramov, "Al-Kasim b. Ibrahim...", pp. 190-192; Shahrastani, "Kitab nihayat...", pp. 90-96.

   2, букв. проблема, вопрос, "проблематичное утверждение".

   3Гл. 73, постулаты четвертый, шестой и седьмой.

   4См. прим. 31-32 к гл. 58.

   5Подразумеваются, в первую очередь, манихеи; см. напр. Саадия Гаон, "Верования и мнения", I, 3, 51-58 (воззрение пятое).

   6Тем не менее, сам Маймонид приводит аргумент, аналогичный отвергаемому им здесь, в гл. 1, ч. II, в ряду философских доказательств единства Бога. При этом он основывается на единстве мира и невозможности разделить его на несвязанные сферы (ср. гл. 72 и прим. 37 к ней).

   7См. выше, прим. 61 к гл. 73.

   8То есть, по-видимому, их постулаты об однородности атомов, с учетом которых нельзя разграничить сущее так, как делают это философы. Или, быть может, речь идет о коранических истоках этого аргумента (см. выше, прим. 1)?

   9 или "одно понятие, общее для обоих". Имеется в виду эйдос (понятие) "божественности".

   10Маймонид не заканчивает рассуждения, считая дальнейшие шаги очевидными. Существовало несколько вариантов завершения этого доказательства (см. Davidson, "Proofs for Eternity...", pp. 170-171): 1) эйдос, имеющийся у одного бога и отсутствующий у другого, является акцидентом, а носитель акцидентов, как было доказано (выше, гл. 74), сотворен и не может быть богом (ал-Мукаммис, Ибн Эзра); 2) обладатель двух эйдосов (общего и отличительного) является составным, а все составное нуждается в составителе и творце (Бахья ибн Пакуда, "Обязанности сердец", I, 7 (доказательство четвертое); 3) Бог нетелесен, а нетелесное не может быть носителем акцидентов (см. МТ I, 1, 1:7); 4) Бог необходимо-сущ, а необходимо сущее не может быть составным (Путеводитель, II, 1). Аргументы 3) и 4) применялись в упоминаемых далее Маймонидом философских доказательствах единства; ср. также ал-Фараби, "Трактат о взглядах...", ФТ, стр. 205-207.

   11 ', Пинес: "if it is followed step by step"; Капах: "если анализируется".

   12См. ч. II, гл. 1.

   13Возможно, речь идет об асхаб ал-ахвал, модалистах, см. прим. 25 к гл. 51.

   14Такое мнение высказывалось уже Абу-л-Хузайлом, ср. аш-Шахрастани, стр. 59.

   15, обычно переводится как "статусы".

   16Смысл этого аргумента: не следует предполагать богов более, чем необходимо, - что-то вроде "бритвы Оккама"; ср. рассуждения Аристотеля о том, что число "отделенных интеллектов" должно соответствовать числу сфер ("Метафизика", XII, 8); Ибн Рушд говорит по аналогичному поводу, что у природы не бывает ничего лишнего (см. комментарий Фалакеры на II, 11). См. Саадия Гаон, "Верования и мнения", II, 1 (стр. 84); Бахья ибн Пакуда, "Обязанности сердец", I, 7 (доказательство третье); См. Davidson, "Proofs for Eternity...", p. 170.

   17Иными словами: необходимо, чтобы существовал по крайней мере один Бог, возможно, что богов много; но поскольку Бог - необходимо-сущий, а не возможно-сущий, нескольких богов существовать не может.

   18Т. е. софизм построен на подмене онтологической категории возможно-сущего эпистемологической категорией предположительного знания.

   19Если принять приводимую выше аргументацию.

   20Ложность этой аргументации становится особенно очевидной, если попытаться применить ее в споре с тем, кто считает множественность в Боге не только возможной, но и необходимой.

   21' - неспособность.

   22См. Саадия Гаон, "Верования и мнения", I, 3 стр. (53-54), II, 1 (стр. 84); Бахья ибн Пакуда, "Обязанности сердец", I, 7 (доказательство седьмое).

   23{}'.

   24'.

   25Мера веса, см. гл. 31, прим. 5.

   26То есть это онтологически необходимо.

   27 - придающий Богу сотоварищей, Пинес: associationist.

   28 .

   29.

   30.

   31 . Ср. принятое в каламе определение знания как » см. Роузентал, "Торжество знания", стр. 63, 78.

   32 ''.

   33 , врожденного здравого смысла.

   34 '.