К оглавлению "РАМБАМ"

К оглавлению "Морэ Невухим"

Глава 1

"Отворите ворота, пусть войдет народ
праведный, хранящий верность".
1



('образ') и ('подобие'). Люди1 полагали, что слово (' образ') на еврейском языке указывает на конфигурацию вещи и ее очертания, и привело их это к полнейшему соматизму2 из-за Его речения: "сделаем человека по образу Нашему (), и по подобию Нашему ()".3 И они подумали, что Бог обладает человеческой формой, то есть конфигурацией и очертаниями, что и заставило их сделать вывод о полнейшем соматизме, - и они уверовали4 в него. И считают они, что отказавшись от этого верования,4 они объявили бы ложным текст [Писания], и даже сделали бы Божество5 не сущим, если бы Оно не было телом, обладателем лица и рук, таким же, как они сами, по конфигурации и очертаниям - разве что, согласно их фантазиям, более крупным и великолепным;6 да еще и материя Его не есть кровь и плоть - вот предел того, что они считают очищением7 [представлений] о Боге.

Впрочем, насчет того, что должно быть сказано по поводу отрицания телесности и утверждения истинного единства8 (каковое не может обладать истинностью без отрицания телесности),9 то доказательства всего этого ты узнаешь из настоящего трактата. Здесь же, в этой главе, наши замечания касаются разъяснения понятий (образ) и (подобие).

Итак, я утверждаю: для того, что общеизвестно10 среди широкой публики как форма,11 то есть для конфигурации вещи и ее очертаний, в еврейском языке есть особое имя - ('облик', 'вид').12 Сказано, [например]: "красив станом ( ) и красив лицом";13 "Каков вид его ()";14 видом () как царский сын".15 И об искусственной форме16 говорится: "очерчивает его () резцом... и циркулем очерчивает его ( )".17 Это выражение совершенно неприменимо к Божеству, да превознесется Оно, - да убережемся и спасемся мы [от этого]!

Слово ('образ'), напротив, применяется к природной форме;18 я имею в виду тот эйдос,19 посредством которого вещь субстанцируется20 и становится тем, что она [есть];21 это ее истинная сущность22 в качестве вот этого сущего.23 В человеке таковым эйдосом является то, из чего происходит человеческое постижение;24 именно ввиду этого интеллектуального постижения сказано о [человеке]: "По образу Божию ( ) сотворил его".25

И потому сказано: "образ их () унижаешь Ты",26 ведь унижению подвергается именно душа, то есть видовая форма,27 а не конфигурация частей тела и их очертания. Аналогично этому я утверждаю, что причина, по которой идолы именуются (образами),28 состоит в том, что искомое в них - это предполагаемый в них эйдос, а не их конфигурация и очертания; то же утверждаю я относительно "образов () наростов ваших",29 ибо их интенцией был эйдос устранения вреда, причиняемого наростами, 30 а не конфигурация наростов.

Но если нельзя избежать [признания] того, что об "изваяниях наростов" и "изображениях" [говорится] по поводу конфигурации и очертаний, то придется считать (образ) многозначным или неопределенным именем, относящимся как к видовой форме, так и к форме искусственной и ей подобному - к конфигурации и очертаниям природных тел, так что в речении "Сделаем человека по образу Нашему" будет подразумеваться видовая форма, каковой является интеллектуальное постижение, а не конфигурация и очертания. Итак, мы объяснили тебе разницу между [словами] (образ) и (вид, облик) и объяснили в чем состоит эйдос образа.31

Что же касается [слова] ('подобие'), то это имя существительное от (походить, быть подобным) и означает [помимо внешнего сходства] также и уподобление в эйдосе. Ведь в речении [псалмопевца]: "Стал я похож () на сову пустыни"32 не подразумевается, что он уподобился ей крыльями и перьями, но скорбь его уподоблена ее скорби. Подобно этому: "Ни одно дерево в саду Божьем не было подобно () ему в красоте его"33 - [говорится о] подобии в отношении эйдоса красоты. "Яд у них подобен () яду змеи",34 "он подобен () льву, жаждущему терзать",35 - все это уподобления по эйдосу, а не по конфигурации и очертаниям. Точно так же говорится: "[и над] подобием () этого престола",36 "...подобие () престола...",37 о подобии [в том, что касается] эйдоса превознесенности и величия, а не квадратной формы [престола], его толщины и высоты его ножек, как полагают убогие; то же относится и к [речению] "подобие () животных".38

И ввиду того, что человек выделен39 обретающимся в нем чрезвычайно удивительным40 эйдосом, которым не обладает ничто из существующего под сферой Луны,41 - интеллектуальным постижением, в коем не участвуют ни чувства, ни телесные органы,42 - уподоблено [человеческое постижение] Божьему постижению,43 которое не пользуется никаким инструментом; несмотря на то, что нет тут подобия по истинной сути - оно имеется лишь на первый взгляд.44 И из-за этого,45 то есть из-за Божественного разума, соединяющегося с ним, сказано о человеке, что он [создан] по образу Бога и по подобию Его,46 а не из-за того, что Бог, да превознесется Он, будучи телесным, обладает47 обликом.48


Продолжение