К оглавлению "РАМБАМ"

К оглавлению "Морэ Невухим"

Глава 34

Причин, препятствующих тому, чтобы начинать обучение с Божественных предметов,1 чтобы пробуждать внимание к тому, на что следует обратить внимание, и открывать доступ к этому широкой публике, насчитывается пять.

Первая причина - сложность самого предмета, тонкость и глубина его, о чем говорится: "Далеко то, что было; глубоко, глубоко - кто постигнет это?".2 И сказано: "Но премудрость - откуда исходит она?".3 А ведь с предмета сложного и слишком глубокого для понимания начинать не следует.

Одно из сравнений, общеизвестных в нашем народе, - это уподобление знания воде;4 [мудрецы] (мир им!) истолковали это сравнение в нескольких смыслах, включая и такой: тот, кто умеет плавать под водой, способен достать жемчужину со дна моря, а тот, кто не умеет, - утонет, поэтому не следует пытаться плавать под водой тому, кто не искусен в этом.5

Вторая причина - ограниченность умов всех людей в их исходном [состоянии]; ведь человеку не дается конечное совершенство с самого начала, это совершенство присутствует в нем как потенция, а актуально он в своем исходном состоянии лишен его, как сказано: "Подобным дикому осленку рождается человек".6 И не всякий индивидуум, потенциально обладающий чем-либо, должен непременно это актуализовать. Он может остаться несовершенным либо из-за какой-нибудь помехи, либо из-за недостатка упражнения, потребного для актуализации этой потенции, как ясно говорится: "Не многие достигают мудрости".7 И [мудрецы], благословенна их память, говорили: "Я видел причастных к высшему - они малочисленны".8 Ибо помехи совершенству весьма многочисленны, и заботы, отвлекающие от него, велики, - так когда же человек достигнет полной готовности и где найдет досуг для упражнения, потребного, чтобы актуализовать то, что потенциально содержится в индивидууме?

Третья причина - обширность подготовительных [предметов].9 Ибо, хотя в природе человека заложено стремление к исследованию конечных целей [познания],10 он в большинстве случаев находит скучными и неприятными подготовительные [предметы]. (Ты же знай, что если было бы возможно достичь какой-либо конечной цели, не осуществив предварительно подготовительных [мер], то они были бы не подготовкой, а пустой тратой сил и чем-то совершенно излишним.) И всякий человек, даже глупейший из людей, если ты разбудишь его, как пробуждают спящего, и скажешь ему: "Не желаешь ли теперь же узнать об этих вот небесах - каково число их, какова их форма, что находится в них, что такое ангелы, как сотворен мир в целом и каково его предназначение, с учетом взаиморасположения его частей, что такое душа и как возникает она в теле, отделяется ли человеческая душа [от тела] и если отделяется, то каким образом, посредством чего и куда [она переходит]?", [если ты задашь ему такой же вопрос] и о других подобных [предметах] исследования, то он безусловно скажет тебе "да" и возжаждет заложенной в его естестве жаждою познать эти вещи в их истине.

Он, однако, захочет утолить свою жажду и обрести познание всего этого одним или двумя словами, которые ему скажут. Если же ты потребуешь от него оставить свои дела на неделю, с тем чтобы уразуметь все это, то он сего не исполнит, а удовольствуется ложными фантазиями, вносящими успокоение в его душу. Он почувствует отвращение, если ему скажут, что существуют предметы, требующие многочисленных предварительных сведений и продолжительного времени для исследования.

Ты же знай, что эти предметы11 связаны друг с другом. Дело в том, что нет среди сущего ничего, кроме Бога, да превознесется Он, и всех Его творений,12 каковыми является все то, кроме Него, что содержится в сущем, и нет к постижению Его пути иного, чем через Его творения.13 Они указывают нам на Его существование и на то, что надлежит признавать14 относительно Него, то есть, что± подобает утверждать о Нем и что - отрицать. Поэтому непреложной необходимостью является рассмотрение всех сущих такими, каковы они есть, чтобы извлечь из [познания] каждого рода предметов15 истинные, достоверные предпосылки, которыми мы будем пользоваться при исследовании теологических вопросов.

Так, некоторые предпосылки, выводимые из природы чисел и свойств геометрических фигур, указывают нам, что следует исключать из [представления о] Нем, да превознесется Он,16 каковое исключение укажет нам на ряд понятий.17 Что же касается вопросов астрономии сфер 18 и науки о природе, то я не думаю, будто по поводу какого-либо из этих предметов у тебя возникнут сомнения в том, что это предметы, необходимые для постижения зависимости мира от Божественного управления19 - такой, какова она по истине, а не согласно фантастическим представлениям.20

Имеются также многочисленные теоретические предметы, откуда не выводятся предпосылки этой науки, но которые служат для упражнения21 ума,22 для приобретения им навыков дедукции и познания истины посредством того, что сущностно для нее,23 для устранения беспорядка, наличествующего в умах большинства среди тех, кто занимается умозрением из-за смешения сущностного со случайным, а также [для устранения] тех ошибочных воззрений, которые возникают вследствие этого, - вдобавок к тому, что представление24 этих предметов такими, каковы они есть, хотя и не служит основой для Божественной науки,25 не может не принести пользу также и в другом отношении - в предметах, ведущих к этой науке.26

Поэтому тот, кто стремится к человеческому совершенству,27 непременно должен сперва приобрести навык в логическом искусстве, затем в математических науках28 по их порядку, затем в науках о природе, а после этого - в науках о Божестве.29

И потому мы видим многих, чей ум остановил свое продвижение на какой-нибудь из этих наук, а тех, чей ум не отступился, бывает, останавливает смерть, в то время как они заняты одним из сих подготовительных [предметов]. И если бы мы не получили никаких воззрений на основе предания,30 если б не направляли нас к чему бы то ни было посредством уподоблений,31 но требовалось бы от нас прибегать [только] к совершенным представлениям,32 основанным на сущностных дефинициях, и подтверждать путем доказательства все, что мы намереваемся признавать истинным33 (а это возможно лишь после [овладения] сими обширными подготовительными [предметами]), то такое [требование] привело бы к тому, что все люди умирали бы, так и не узнав, есть ли у мира Божество или нет Божества, и тем более [не будучи в состоянии] высказать о Нем какое-либо суждение34 или исключить несовершенство из [того, что может быть приписано] Ему, и не спасся бы от гибели35 никто, кроме "одного из города, двоих из семьи".36

Однако что касается единичных [людей], тех "уцелевших, которых призовет Господь",37 то они обретут совершенство, в котором состоит конечная цель, лишь после [овладения] подготовительными [предметами]. Уже Соломон объяснил, что необходимость этих подготовительных [предметов] непреложна и что достичь истинной мудрости можно только после приобретения необходимых навыков.38 Так сказал он: "Если притупилось железо и не отточено острие - можно ли победить в бою? но более того требует подготовки мудрость".39 И [еще] сказал он: "Слушайся совета и принимай наставление, чтобы в конце обрести мудрость". 40

Есть и другая причина, по которой необходимо усвоение подготовительных [предметов], а именно - то обстоятельство, что у человека возникает множество сомнений в ситуации, когда он спешит отыскать [знание]. Столь же скороспелым является его понимание [встающих пред ним] затруднений,41 - я имею в виду ниспровержение42 им определенных высказываний, ибо то, что в этом случае происходит, походит на разрушение здания. Что же касается обоснования43 этих высказываний и разрешения сомнений, то это невозможно без многочисленных предпосылок, извлекаемых из упомянутых подготовительных [предметов].

Потому занимающийся умозрением без подготовки подобен тому, кто направил свои стопы в определенное место и по дороге свалился в глубокий колодец - такой, что до самой смерти не найти ему способа выбраться оттуда; так что лучше было бы ему воздержаться от путешествия и остаться на месте.

В книге Притчей Соломон подробно описывает положение лентяев и их нерадивость; все это - притча о нерадивости в изыскании знаний. Он говорит там о вожделении того, кто жаждет достичь конечной цели [знания], но при этом не прилагает усилий для овладения подготовительными [предметами], ведущими к оным целям, а только вожделеет. Так сказал он: "Вожделение ленивого погубит его, ибо руки его отказываются трудиться; весь день он все вожделеет, праведник же дает, не жалея".44

Здесь говорится, что причина, по которой вожделение губит [ленивого], состоит в том, что он не усердствует и не трудится над тем, что может утолить это вожделение, но всего лишь разжигает свое желание и ничего более, устремляя свои мечты к тому, для достижения чего у него нет орудий. Так что, если бы он оставил это вожделение, было бы лучше. Обрати внимание на то, как конец притчи проясняет ее начало; там сказано: "праведный дает, не жалея". Ведь слово "праведный" не будет антонимом слову "ленивый", если только не учесть наше объяснение, согласно которому тут говорится, что справедливый человек, воздающий всякой вещи подобающее ей,45 все свое время отдаст учению и не будет беречь ни частицы своего времени для чего-либо другого. То есть здесь как бы сказано: "Справедливый отдает мудрости все дни свои, не жалея для нее ни одного из них", что соответствует и другому изречению [Соломона]: "Не отдавай женщинам силы своей".46

Этим недугом - я имею в виду погоню за конечными целями [знания] и обсуждение их прежде теоретического изучения подготовительных [предметов] - поражено большинство ученых мужей, точнее тех, что слывут учеными. Есть среди них и такие, чье невежество и жажда первенства достигли такой степени, что они порицают эти подготовительные [предметы], которые либо неспособны постичь, либо ленятся изучать, почему и хотят представить их вредными или бесполезными. Истина же, если вдуматься, ясна и очевидна.

Четвертая причина - [необходимость] природных предрасположенностей.47 А именно, как уже было разъяснено и, более того, доказано, нравственные достоинства48 являются предпосылкой для достоинств мыслительных49 и приобретение истинных мыслительных [достоинств],50 то есть совершенных интеллигибилий,51 возможно только для человека, тщательно усовершенствовавшего свои нравственные качества,52 приучившего себя к сдержанности и спокойствию. И существует множество людей,53 которым с самого рождения присущ такой темперамент,54 с которым совершенство не совместимо никоим образом.55 К примеру, тот, кто от природы наделен слишком горячим сердцем, не сможет уберечься от гнева,56 даже если приложит величайшие старания для самовоспитания. Или, скажем, тот, чьи тестикулы обладают горячей, влажной природой, прочным строением, чьи семенные железы производят семя в изобилии, - вряд ли он будет целомудренным, даже если достигнет пределов возможного в самовоспитании.57 Точно так же встречаются среди людей индивидуумы, коим свойствены легкомыслие и суетливость и чьи движения крайне беспокойны и беспорядочны, что указывает на такой изъян в их конституции и на такую ущербность темперамента,58 которые невозможно даже выразить. У таких никогда не встретишь совершенства, и старание преподать им сию науку - проявление полнейшего невежества со стороны старающегося. Ведь наука эта, как тебе известно, не то, что медицина или геометрия, и не каждый предрасположен к ней по указанным нами причинам.

Таким образом, необходима предварительная подготовка нравственных качеств, дабы человек достиг предельной прямоты и совершенства, "ибо отвержен Господом криводушный, а с прямыми - тайна Его".59 Потому и недопустимо преподавать [науку о Божестве] юношам; более того, они и неспособны воспринять ее из-за кипения их натуры, из-за того, что их умы обременены горением роста.60 И лишь когда утихнет это горение, приводящее в смятение, и обретут они покой и умиротворение, когда сердца их станут покорными и смиренными по своему темпераменту61 - только тогда смогут они начать восхождение на ту ступень, которая ведет к постижению Его, да превознесется Он, то есть приступить к науке о Божественном, именуемой "Учением о Колеснице". Как сказано: "Близок Господь к сокрушенным сердцем".62 И сказано: "В высоте и святости пребываю Я - и с сокрушенным и смиренным духом".63

Поэтому в Талмуде при разъяснении слов [Мишны] "передают ему начальные слова глав" говорится: "Не передают начальные слова глав никому, кроме председателя суда,64 и только если в груди его - трепещущее сердце".65 Этим подразумевается, что, вдобавок к учености, потребны смирение, скромность и богобоязненность. Там же говорится: "Не передают тайны Торы никому, кроме мужа совета, умудренного в неслышимом, разумеющего шепот".66 А этих качеств невозможно достичь при отсутствии природной предрасположенности. Ибо, как тебе ведомо, встречаются такие люди, которые в весьма малой степени наделены способностью к самостоятельному суждению,67 хотя они - понятливейшие из людей. Есть и такие, кто способен к безошибочному суждению и умелому управлению общественными делами, - они называются мужами совета.68 Но вместе с тем их пониманию недоступны интеллигибилии, даже близкие к первичным понятиям интеллекта, и они проявляют в этом крайнюю наивность и беспомощность. "К чему деньги в руках глупца? Чтобы приобрести мудрость при том, что нету разума?".69 Среди людей можно встретить и того, кто понятлив, проницателен от природы и умеет схватывать сокровенный смысл понятий в кратких и искусных формулировках. Это тот, кто называется "разумеющим шепот",70 даже если он не учился и не приобрел знаний. Тот же, кто на деле стал обладателем знания, именуется "умудренным в неслышимом";71 о нем говорят [мудрецы] так: "Когда он говорит, все как будто оглушены".72 Обрати внимание на то, что согласно тексту этой книги73 совершенство индивидуума обусловливается умением управлять обществом, теоретическими познаниями, наряду с прирожденной проницательностью и понятливостью, а также развитой способностью передавать смысл намеком. Только в этом случае передают ему тайны Торы.

Там же повествуется: "Сказал рабби Йоханан рабби Эльазару: давай, я изложу тебе Учение о Колеснице. Тот ответил ему: я еще не стар".74 Он подразумевал следующее: "Я еще не состарился и до сих пор ощущаю природное кипение и беспокойство молодости". Ты видишь, что [мудрецы] поставили условием также и достижение определенного возраста, в дополнение к упомянутым выше добродетелям; а коли так, можно ли посвящать в сей предмет всю людскую массу, детей и женщин?

Пятая причина - обремененность тем, что потребно телу, тем, что составляет первое совершенство,75 в особенности если прибавляется к этому забота о жене и детях; а уж тем более, когда присоединяется сюда и погоня за тем, что сверх необходимого для пропитания, что может стать укоренившимся качеством вследствие дурного образа жизни и обычаев. Так что если даже у совершенного человека, упомянутого нами ранее, умножатся заботы об этих необходимых вещах (и, тем более, о том, что не является необходимым) и усилится влечение к ним, то его умозрительные устремления ослабнут и потускнеют, и станет он вялым, нерадивым и малозаинтересованным в учении. И тогда не постигнет он того, что постичь в силах, или же это будет постижение смутное, смешивающее постижение с недомыслием.

Ввиду всех вышеперечисленных причин эти предметы оказываются подобающими лишь для совершенно исключительных единичных личностей, но не для массы. Потому и скрывают их от начинающего, не дозволяя ему заниматься ими, как не позволяют маленькому ребенку есть грубую пищу и поднимать тяжести.


Продолжение