Вопрошающий может задать вопрос, сказав так: "Поскольку нет никакого способа постичь истину Его сущности,1 и доказательство заставляет признать, что постижимо только Его существование,2 а позитивные атрибуты, как было доказано,3 недопустимы, то в чем же состоят различия в достоинстве между постигающими?". Ведь если это так, то Моисей, учитель наш, и Соломон постигли то же самое, что постигает любой из учеников, и прибавить к этому ничего невозможно.
Однако, согласно мнению, общепринятому4 и среди приверженцев Закона, и среди философов, в этом отношении существует множество различных степеней достоинства. Знай же, что так и обстоит дело и различия в степенях достоинства среди постигающих весьма велики. Ибо, как при добавлении все новых атрибутов описываемого предмета достигается все более полная его спецификация5 и описывающий приближается к постижению его истинной сути,6 так же и по мере добавления отрицательных высказываний о Нем, да превознесется Он, ты приближаешься к постижению Его. И ты будешь ближе к Нему, чем тот, кто не отрицает те [суждения о Боге], в отрицании которых ты удостоверился посредством доказательства.7
Поэтому бывает так, что какой-либо человек несколько лет трудится, стараясь понять некоторую науку и исследовать истинность ее постулатов, дабы убедиться в ее достоверности;8 а выводом изо всей этой науки будет исключение из [представления] о Боге некоторого аспекта,9 в силу познанной посредством доказательства невозможности соотнесения с Ним оного аспекта. Другому же, из тех, кто пренебрегает умозрением, то же положение не представляется доказанным, он испытывает сомнения по этому поводу, не зная, наличествует ли у Бога этот аспект или нет. Третий, из тех, чей разум слеп, будет утверждать то, отрицание чего было доказано. Например, я докажу, что Он не телесен, а некто другой будет сомневаться в этом, не зная, телесен Он или нет, третий же будет категорически утверждать, что Он телесен, и с этой верою предстанет пред Богом. Сколь велико различие между этими тремя людьми! Первый, несомненно, близок к Богу, второй далек от него, третий - еще дальше. Подобно этому допустим, что четвертому известна на основании доказательства невозможность наличия у Него аффектов, да превознесется Он, а первый, который отверг телесность, не обладает таким доказательным знанием. Этот четвертый, несомненно, ближе к Богу, чем первый. И так всякий раз: если найдется индивидуум, аподиктически убедившийся в невозможности [приписать] Превознесенному многочисленные вещи, существование которых в Нем или исхождение их от Него нам представляется возможным, и тем более если мы убеждены в том, что они необходимо присущи Ему, то сей человек, несомненно, более совершенен, чем мы.
Итак, тебе было разъяснено, что всякий раз, когда ты аподиктически познаешь отрицание какой-либо [приписываемой] Ему вещи, ты становишься совершеннее; и всякий раз, когда приписываешь Ему10 нечто дополнительное [к Его сущности], ты становишься одним из уподобляющих11 и удаляешься от познания Его истинной реальности. Именно таким путем подобает приближаться к постижению Его, занимаясь исследованием и изысканием до тех пор, пока не будет познана невозможность всего того, что невозможно для Него, а не посредством того, что ты будешь приписывать Ему нечто как аспект, добавочный к Его сущности, или считать, что этот аспект для Него - совершенство, на том основании, что, как ты видишь, он является совершенством для нас самих. Ибо все совершенства суть некоторые приобретенные свойства,12 а не все приобретенные свойства присутствуют у всякого, кто обладает свойствами.13
И знай, что когда ты приписываешь Ему что-либо, не тождественное Ему,14 ты отдаляешься от Него по двум причинам: во-первых потому, что приписываемое тобой является совершенством [только] для нас, а во-вторых потому, что Он не обладает чем-либо, помимо Его сущности, которая, как мы объяснили, и есть Его совершенства. И поскольку каждый осведомлен о невозможности обрести доступное для нас постижение иначе как путем отрицательных суждений, а отрицание никоим образом не дает познания чего-либо из истинной реальности предмета, к которому относится суждение, отрицающее какой-либо предикат, то все люди, и прежних и нынешних времен,15 провозглашают, что Бога, да превознесется Он, не постичь умам,16 и никто кроме Него не постигнет что± [есть] Он17 и что постижение Его состоит в бессилии достичь исчерпывающего постижения.18 И все философы говорят: "нас ослепляет Его красота, Он сокрыт от нас из-за силы своей явности, как солнце сокрыто для взора слишком слабого, чтобы воспринять его".19 Они распространялись об этом в речах, которые нет нужды повторять здесь; наилучшее из сказанного на эту тему - слова Псалмов: "Молчание - Тебе хвала",20 которые следует толковать как "Молчание о Тебе - хвала". Это в высшей степени красноречивое выражение обсуждаемой идеи, ибо, что бы мы ни сказали, стремясь возвеличить и прославить [Его], мы обнаружим там нечто такое, что затруднительно приписать Ему, да превознесется Он, 21 заметим в этом некоторый недостаток, и потому самое достойное - это молчать, ограничиваясь интеллектуальным постижением,22 как повелели совершенные, сказав: "Размышляйте в сердце своем на ложе своем и безмолвствуйте. Села".23
Тебе известно то знаменитое речение [мудрецов] (о, если бы
все их речения были подобны ему!),24 которое, несмотря на его достопамятность, я процитирую тебе дословно с тем, чтобы обратить твое внимание на
смысл оного. Так сказали они: "Некто, молясь25 в присутствии рабби
Ханины, произнес:
Из этих слов ты уясняешь также, что не все атрибуты, употребление которых для описания Бога ты обнаружишь в пророческих книгах, позволяется нам употреблять в молитве и речи. Ведь [рабби Ханина] не сказал [просто]: "если бы Моисей, учитель наш, не употребил их, мы не могли бы их произносить", ибо [он добавил] и другое условие: "пришли мужи Великого Собора и установили их в молитве", - лишь в этом случае позволено нам включить их в молитву. А не так, как делают эти поистине невежественные люди,33 которые, упражняясь в краснобайстве, многословии и изобретательности34 в сочиняемых ими молитвах и в составляемых ими проповедях, коими они воображают приблизиться к Богу, приписывают Богу такие атрибуты, которые, даже будучи приписаны человеческому индивидууму, были бы для него несовершенством. Ибо не понимают они сих предметов, возвышенных и чуждых35 для разумения толпы, и делают Бога - велик и могуч Он! - привычкой их языков.36 Они описывают Его и ораторствуют пред Ним, пуская в ход все допустимые, с их точки зрения, средства; и усердствуют они в этом до тех пор, пока, как они воображают, не пробудят в Нем аффекты.37 В особенности, если они находят подобные выражения в тексте пророческих речей - тогда уж они считают для себя полностью дозволенным делом приводить тексты, во всяком случае требующие иносказательного толкования, и передавая их согласно буквальному смыслу, производить от них [новые образы], развивать их и строить на них свои речи. И велика38 в этом отношении распущенность поэтов, проповедников и тех, кто воображают, будто изрекаемое ими является поэзией; так что некоторые из произносимых ими выражений - сущая ересь, а в других - такая глупость и такие нелепые фантазии, что они вызывают в человеке, когда он слышит их, и невольный39 смех, и плач - когда всмотрится он в то, как такие речи говорятся о Боге, всемогущем и великом. И если б мне не было жаль унижать сочинителей этих речений, я привел бы тебе кое-что [из их слов], чтобы обратить твое внимание на те места, где они преступили грань дозволенного; впрочем, это речи, несовершенство коих весьма очевидно для понимающего. И подобает, чтобы ты вдумался в это и сказал себе: "Если злословие и распространение порочащих слухов [само по себе] - великое ослушничество,40 насколько же в большей степени это относится к невоздержанности языка в речах о Боге, да превознесется Он, к описанию Его атрибутами, - да превознесется Он над ними!" Я назову это не ослушничеством, но неумышленным поношением и богохульством со стороны внимающего этому простонародья и со стороны глупца, произносящего это. Тот же, кто постигает порочность этих речений и все-таки произносит их, по моему мнению, принадлежит к числу тех, о которых сказано: "И возводили сыны Израиля напраслину на Господа, Бога своего";41 и сказано об этом: "...и говорить о Господе лживое".42
Если же ты из тех, кто "дорожит славой Творца своего",43 то никоим образом не подобает тебе слушать это, нечего и говорить о том, чтобы произносить, или, тем более, сочинять нечто подобное! Ведь тебе известна мера вины того, кто "обращается ко Всевышнему с дерзостными речами",44 так что не подобает тебе никоим образом прибегать к описанию Бога путем утвердительных высказываний, мня возвеличить Его. И не выходи за рамки того, что установили мужи Великого Собора в молитвах и благословениях, поскольку этого достаточно с учетом необходимости, поистине достаточно, как сказал рабби Ханина. Что же касается прочих [описаний], появляющихся в пророческих книгах, то их можно произносить во время чтения, однако при этом должно придерживаться убеждения, что они, как мы объяснили, либо суть атрибуты действия, либо указывают на отрицание лишенности. Понятие об этом также не должно распространять среди простонародья, ибо умозрение такого рода пристало только избранным, для коих почитание Бога состоит не в неподобающем говорении, но в подобающем разумении.
Вернусь теперь к завершению замечаний, посвященных словам рабби Ханины и содержащимся в них премудростям.45 Он не сказал: "На что это похоже? Это вроде того, как у смертного царя46 есть тысяча тысяч золотых динаров, а его славят как владельца сотни динаров", ибо такой пример указывал бы на то, будто Его совершенства, да превознесется Он, превосходя совершенства, Ему приписываемые, принадлежат, однако, тому же роду.47 Но, как мы доказали,48 дело обстоит не так, и мудро сказано в рассматриваемом примере: "...[есть тысяча тысяч] золотых динаров, а его славят как владельца динаров серебряных", дабы указать на то, что у Него, да превознесется Он, нет ничего однородного с тем, что является совершенством для нас; напротив, все это недостойно Его, как разъяснено в словах рассматриваемого примера: "не унизительно ли это для него?".49 Итак, я уведомил тебя о том, что все те атрибуты, кои ты мнишь совершенствами, по отношению к Нему, да превознесется Он, суть недостатки, поскольку однородны с теми, что наличествуют у нас. Уже Соломон, мир ему, дал нам исчерпывающие наставления в этом вопросе, сказав: "Ибо Бог в небесах, а ты на земле; потому да будут твои слова немногочисленны".50