К оглавлению книги "Вера в эпоху науки" | Натан Авиезер |
Что такое чудо? Первый ответ, приходящий в голову: чудо есть сверхъестественное событие, явно нарушающее законы природы. В "нормальное" время физический мир управляется законами природы, но иногда Бог, с особой целью, приостанавливает их действие, и так возникают чудесные события. Поразительный пример тому дает Библия, когда, в момент исхода из Египта, воды Красного Моря, вопреки законам природы, расступаются перед сынами Израиля, и это божественное вмешательство спасает их от преследования египетской армии под водительством фараона.
Основной тезис этой главы таков: еврейская традиция не разделяет общепринятого представления о чуде как о сверхъестественном событии, не совместимом с законами природы. Покажем это на примере праздника Пурим, когда мы отмечаем знаменитое чудо избавления еврейского народа от гибели, которой грозил евреям коварный Аман.
Чудесное избавление еврейского народа описано в Книге Эстер, где рассказывается о том, как прекрасная Эстер, возлюбленная супруга великого царя Артаксеркса, использовала свое положение при дворе для того, чтобы свергнуть злокозненного министра Амана и отменить указы, грозившие евреям гибелью. Что же сверхъестественного было во всем этом? Что еврейская женщина была необычайно хороша собой? Что царь избрал ее в жены, не зная, что она - еврейка? Знаменитая шестая глава Книги Эсфири рассказывает о драматических событиях, которые начались с того, что однажды ночью царю не спалось. Что же в этом сверхъестественного? У всякого человека иногда бывает бессоница. Поскольку ему не спалось, царь приказал читать ему королевскую запись ежедневных событий. В этом тоже не было ничего сверхъестественного. Короче, ни одно из событий, о которых повествуется в Книге Эсфири, никак сверхъестественным не назовешь. Что тогда означает "чудо Пурима"?
Еврейская традиция гласит, что чудо есть необычайное событие, которое потому и чудесно, что происходит именно тогда, когда оно необходимо для достижения важного результата. Иначе говоря, здесь существенным является фактор времени. Книга Эсфири рассказывает о том, как евреи были спасены благодаря целой цепи событий, ни одно из которых не нарушало законов природы. Евреев спасло то, что каждое из этих событий произошло как раз вовремя. В этом и заключалось чудо Пурима.
Самое чудесное чудо в Библии - это чудо Красного моря, когда воды расступаются перед евреями, спасающимися от фараона египетского. Но даже это величайшее чудо не является отклонением от законов природы. В Книге Исхода (14:21) оно описывается так:
И простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды.
Иными словами, там говорится, что сильный ураган, бушевавший на Красном море, разогнал воду, так что часть дна морского обнажилась и превратилась в проходимый путь. Это - вполне естественное событие, изредка наблюдаемое и в других водных бассейнах. Так в чем же состоит чудо?
Чудо тут состоит в том, когда именно расступились воды Красного Моря. Фараон со своей армией теснил израильтян, Красное море было непреодолимой преградой. И тут внезапно разразился ураган, который и спас израильтян от фараона, дав им возможность перейти море посуху. Более того, когда египтяне устремились в погоню, ураган внезапно прекратился, воды морские вернулись на свое место и затопили всю египетскую армию.
Израильтян спасла, так сказать, синхронизация событий, внезапное начало и внезапное прекращение урагана, и то и другое точно в нужный момент - в этом и заключается чудо Красного Моря. За очень малыми исключениями, все библейские чудеса происходят в соответствии с законами природы. Законы природы были сотворены Богом, и Он относится к ним вполне серьезно. Наша традиция подчеркивает, что "мир функционирует правильным образом"1 и что "на чудеса полагаться не следует"2.
Сказанное выше не следует понимать так, будто бы Бог не взаимодействует с физическим миром. Это совершенно не так. Не следует считать, подчеркивает Маймонид, что законы природы приложимы во всех случаях и что сверхъестественные события никогда не могут происходить.3 Такой подход недопустим, ибо подразумевает, что Бог никак не влияет на мир, и не влиял на него никогда, что противоречило бы самым основам Торы. Вопрос поэтому заключается не в том, влияет ли Бог на мир, а в том, как Он на него влияет.
Талмуд отвечает на этот вопрос, утверждая, что промысел Божий творится в мире "невидимо взору человеческому".4 Иначе говоря, Бог взаимодействует с миром в рамках законов природы. Вмешательство Божие обычно не проявляется в виде сверхъестественного события. Чудеса творятся, человеческие потребности удовлетворяются, проблемы разрешаются - и все это "скрыто от взора человеческого".
Те библейские чудеса, которые действительно нарушают законы природы, имеют ту характерную особенность, что они всегда вершатся в тайне, без свидетелей, кроме, может быть, того, кто был облагодетельствован Богом. Рассмотрим, например, знаменитые чудеса пророка Елисея.
Бедная вдова просит пророка спасти ее от кредиторов, которые угрожают продать за долги в рабство ее сыновей (Вторая Книга Царств 4:1-7). Узнав, что в доме у нее остался лишь один-единственный кувшин масла, Елисей велит ей занять у соседей как можно больше пустых сосудов и наполнить их из своего кувшина. Вдова выполняет указание, и чудесным образом наполняет из своего кувшина все сосуды. Так у нее оказывается много масла, которое она продает, расплачивается с долгами и спасает своих сыновей от рабской доли.
Для нас важно, что Елисей велит вдове запереть "дверь за собою и за сыновьями своими" (4:4) и только после этого разливать масло. Это необычное распоряжение пророка, которое вдова и выполняет, сделано именно затем, чтобы свидетелей чуда, кроме нее, не было. Чудо происходит "невидимо взору человеческому".
Интересно также спросить, зачем для своего чуда пророк использовал масло, заставив вдову трудиться, собирать посуду по соседям, разливать масло и затем продавать его? Почему Елисей не совершил чуда, попросту дав ей некую толику серебра или золота? Дело в том, что немного масла у вдовы уже было, и когда его стало больше, соседи не увидели в этом особых чудес, а вот если бы в доме нищей вдовы внезапно появилось серебро и золото - это уже было бы настоящее чудо.
Пророк Елисей совершал и другие чудеса. Так, по его чудесному велению у женщины, которая о нем заботилась и о которой сказано, что "сына нет у нее, а муж ее стар", родился сын (Четвертая Книга Царств 4:14-36). Тот факт, что бесплодная женщина родила ребенка, есть чудо. Оно произошло "невидимо взору человеческому", ибо случаев, когда женщина рожала после долгих лет бесплодия, известно немало.
У этой истории есть продолжение, и тоже чудесное. Однажды, работая с отцом в поле, мальчик пожаловался, что у него страшно болит голова. Его отнесли к матери, он сидел на коленях у нее до полудня, и умер. Она положила его на кровать и бросилась к Елисею, горько сетуя, что сын был дан ей затем лишь, чтобы скончаться у нее на руках. Елисей и обезумевшая от горя женщина спешат к ребенку, который лежит на постели неподвижно. Тут происходит чудо. Елисей возвращает мальчика к жизни и передает его преисполненной благодарности матери.
В библейском повествовании ясно сказано, что Елисей "вошел [в комнату], и запер дверь за собою" (4:33). Таким образом, никто, даже мать ребенка, не видел, как ребенок был возвращен к жизни. Это событие совершилось "невидимо взору человеческому".
Еще интереснее то, что делал Елисей за запертой дверью (4:34): "И поднялся и лег над ребенком, и приложил свои уста к его устам, и свои глаза к его глазам, и свои ладони к его ладоням, и простерся на нем, и согрелось тело ребенка."
Эти действия явно напоминают искусственное дыхание, так что ребенок, возможно, и не был мертв. Его могли принять за мертвого, потому что у него не было ни дыхания, ни пульса, и Елисей оживил его с помощью обычных приемов реанимации. В наши дни медицина так и поступает, когда у пациента нет дыхания и пульса. Иначе говоря, читатель Библии не может даже сказать с уверенностью, произошло ли там, за закрытыми дверями, где все вершилось "невидимо взору человеческому", некое сверхъестественное событие.
Другие библейские чудеса легко поддаются такому же анализу. Главная мысль ясна. Цель чуда Господня состоит в том, чтобы достигнуть некоего существенного результата, а не в том, чтобы поразить публику блеском чудотворческого искусства. Поэтому Библия неизменно сводит к минимуму сверхъестественную сторону описанных там чудес.
У этого принципа, однако, есть одно важное исключение. Иногда именно театральный, публичный эффект является целью совершаемого чуда. Иначе говоря, чудо имеет своей единственной целью продемонстрировать силу и славу Бо-жию. В таких случаях театральная сторона дела приобретает первостепенное значение.
Наиболее известное чудо такого рода совершил пророк Илия, когда он боролся с пророками Ваала. Он стремился показать, что Ваал - всего лишь бессильный идол, Бог же Израиля - всемогущ. С этой целью он вызвал служителей Ваала на публичное состязание. Каждая сторона должна была воззвать к своему божеству, да свершится чудо и огонь небесный пожрет жертвенного тельца. Библия подробно описывает, как Илия публично высмеивает языческих пророков, чей бог Ваал не способен выполнить требуемого (Третья Книга Царств 18:19-39). Затем наступает его очередь. Он смиренно молится Господу, и тот, на глазах у всего честного народа, совершает в ответ блистательное чудо, которое и убеждает израильтян в могуществе и истинности Бога Израиля.
Целью описанного чуда было показать израильтянам, как бесполезно и неразумно прбдолжать поклоняться истукану Ваалу. И для достижения этой цели оно должно было совершиться на глазах у всех.
Десять казней египетских, поразивших империю фараона перед исходом сынов Израиля из Египта, представляют собой другой пример чуда, происходящего у всех на глазах. Страшная цепь "казней" предназначалась не для того, чтобы уничтожить египтян или наказать их. Для этой цели хватило бы одной чумы. У казней египетских была двойная цель, и она излагается следующим образом:
...дабы ты [фараон] узнал, что нет подобного Мне на всей земле. ...и чтобы возвещено было имя Мое по . всей земле; (Исход 9:14, 16)
И чтобы ты [Израиль] рассказывал сыну твоему и сыну сына твоего о том, что Я сделал в Египте, и о знамениях моих, которые Я показал в нем, и чтобы вы знали, что Я Господь. (Исход 10:2)
Так Библия объясняет, зачем нужны были десять казней египетских - чтобы продемонстрировать могущество и славу Божию перед сынами Израиля и перед всем миром. И для достижения этой цели эти чудеса должны были совершиться у всех на глазах.
Вопрос о том, как Бог взаимодействует с физическим миром, издавна является предметом теологических дебатов; божественный способ взаимодействия часто называют термином "каузальная медиация". Одно из направлений теологической мысли находит порочной в самой основе идею о том, что Бог, совершая чудеса, вмешивается в законы природы. Теологи, принадлежащие к этой школе, исходят из того, что "существование упорядоченного мира, управляемого непреложными законами природы, есть выражение верности Бога своей божественной сущности".5 Если законы природы даны Богом, то тогда чудеса, как отклонение от этих законов, могут показаться отклонением и от самого божественного начала.
Еврейская традиция, как мы видели, относится к этому совершенно иначе. Маймонид считает веру в совершаемые Богом чудеса одним из основных элементов еврейской религии.6 Более того, утверждение, что Бог не вмешивается в физический мир, мало чем отличается от утверждения, что Бога нет вообще. Мы не видим в Боге великого Часовых дел Мастера, который сотворил в отдаленном прошлом эту грандиозную механическую Вселенную, а затем предоставил ей действовать самостоятельно. Нет, Бог, которому мы поклоняемся, постоянно помогает своим созданиям и поддерживает их, чаще всего невидимо взору человеческому, а иногда - видимо и непосредственно.
Происходят ли чудеса в наши дни? Еврейская традиция придерживается того мнения, что чудеса происходят все время, но поскольку они невидимы взору человеческому, то наличие чуда есть вопрос веры.7 Заболев, верующий человек молится Богу о выздоровлении, а если выздоровеет - благодарит Бога за помощь. Неверующий в той же самой ситуации приписывает свое выздоровление медицине. Ежедневные чудеса, совершаемые Господом, навсегда остаются "невидимы взору человеческому".
1Maimonides, Mishnah Torah, Laws of Kings, 12:1.
2Полную библиографию талмудических сочинений на эту тему см. в Rabbis M. Berlin and S. Y. Zevin, eds, 1973, Talmudic Encyclopedia, том 1, стр. 679-680.
3Maimonides, Guide for the Perplexed, часть II, гл. 25.
4Talmud, Baba Metzi 'a 42a.
5J. Polkinghome, 1998, Science and Theology (SPCK: London), стр. 84.
6Maimonides, Guide for the Perplexed, часть II, гл. 25.
7Rabbi M. Feinstein, 1964, Igrot Moshe - Orach Haim (Moriah Publishers: New York), том 4, Responsum 48, стр. 79; том. 2, Responsum 111, стр. 299-300.