К оглавлению книги "Вера в эпоху науки"

Натан Авиезер

15
Наука в поисках происхождения человека

ПАЛЕОАНТРОПОЛОГИЯ

Самой увлекательной в палеонтологии, науке об ископаемых окаменелых живых существах и растениях, является загадка происхождения Homo sapiens, вида, к которому мы с вами принадлежим. Ученые, которые изучают происхождение человека, называют себя палеоантропологами (от paleo древний и anthropos человек). В этой главе мы ознакомимся в общих чертах со сложной, запутанной и противоречивой историей палеоантропологических исследований.

В основе классификации животных и растений лежит вид. Группа родственных видов образует род, а группа родственных родов - семейство. Человекообразные принадлежат к семейству гуманоидов. Их главной отличительной чертой является прямохождение - у них вертикальная осанка и они ходят на двух ногах. Рассматривая коленный сустав и тазовые кости ископаемого скелета, ученые, как правило, могут определить, ходил ли его доисторический владелец на двух ногах или нет.

ЗАБЛУЖДЕНИЯ ПРОШЛОГО

Изучение эволюционной истории человека сопровождалось множеством серьезнейших заблуждений и ошибочных предположений. Вплоть до 1960-х годов палеоантропологи все еще придерживались гипотезы "единственного вида". Согласно этой гипотезе, самый первый, примитивный вид гуманоидов постепенно эволюционировал в более развитый, который в свою очередь эволюционировал в еще более развитый, и так далее. Этот процесс повторялся несколько раз, и в результате получился наиболее развитый вид из всех - Современный Человек. По мере того, как обнаруживались ископаемые останки гуманоидов новых видов, их включали в эту теорию как представителей еще одной фазы эволюции, непрерывной, неразветвленной линией ведущей от первобытного обезьяноподобного гуманоида к Современному Человеку.

В конце концов гипотеза единственного вида была отброшена как не согласующаяся с многочисленными результатами новых раскопок. Профессор Найлс Элдридж, куратор Музея Естественной Истории США, определяет эту гипотезу, как

...великий эволюционный миф, предполагающий медленный, постепенный и последовательный прогресс. Сторонники гипотезы единственного вида были так зачарованы прямолинейным изяществом этого мифа, что им просто жалко было его портить.1

В своей книге, которая так и называется - "Мифы эволюции человека" - Элдридж подчеркивает,

что ...то, чего обычно ждут от эволюционного процесса - медленные, постоянные, постепенные изменения и улучшения на протяжении долгого времени - это действительно миф.2

Род Австралопитеки

К 80-м годам прошлого века картина эволюции человека -как сегодня установлено, ошибочная - складывалась следующим образом. Семейство гуманоидов включало в себя два рода: вымерший Australopithecus и ныне живущий Homo. Более древний род австралопитеков ("южных обезьян") объединял всего четыре вида: Australopithecus afaricanus, A. africanus, A. boisei, and A. robustus. Преемственность различных видов этого рода оставалась под вопросом.

В 1990-х годах антропологи нашли еще три вида австралопитеков и, совершенно неожиданно, обнаружили третий род гуманоидов, Ardipithecus3 Соотношение между всеми этими видами австралопитеков является предметом жарких споров, и теорий тут почти столько же, сколько палеоантропологов.

Открытия эти привели к тому, что число известных нам видов австралопитеков за несколько лет возросло вдвое, что поразительно само по себе. Но главное в другом. Эти последние открытия полностью изменили само наше понимание истории доисторического человека.

Покажем это на примере. В 1994 Ив Коппан, профессор Коллеж де Франс в Париже, опубликовал статью "Происхождение человечества".4 В этой статье профессор Коппан, член французской Академии Наук и авторитетный специалист по вопросам эволюции, выдвинул новую теорию эволюционной истории человечества. Основная ее идея такова: географическая изолированность Африки явилась тем фактором, который дал толчок эволюции гуманоидов; " ...тайну того отклонения, которое привело от больших обезьян-гуманоидов к человеческим существам, надо искать в Рифтовой долине в Африке."

Это теория продержалась недолго. Всего через три года новые раскопки не оставили от гипотезы Коппана камня на камне. В статье, опубликованной в 1997 году, известные специалисты, профессор Алан Вокер из Академии Наук США и профессор Мив Лики, глава отдела палеонтологии Национального Музея Кении, объясняют, что теория Коппана несостоятельна в свете недавно обнаруженных ископаемых останков гуманоидов5 типа bahrelghazali. Раскопки показали, что на самом деле никакой географической изоляции не было, и что африканские гуманоиды жили по обеим сторонам Рифтовой долины.

Так уж это происходит в науке об эволюции человека. То, что сегодня было новой теорией происхождения рода человеческого, завтра будет смыто без остатка потоком новых данных, полученных при исследовании новых ископаемых окаменелостей.

Дэйвид Пилбим, профессор Гарвардского Университета, даже жалуется на то, что эту область научного исследования так часто сотрясают столь радикальные перевороты. Рассказав, как общепринятый взгляд на вещи внезапно и полностью изменился за последние пять лет, Пилбим спрашивает: "Почему же раньше эти данные истолковывались столь неправильно?" и отвечает:

Первые гуманоиды сильно отличались от всех сохранившихся видов этого рода. Довольно часто, однако, на это отличие предпочитали не обращать внимания, и древних человекоподобных делали слишком похожими на современных людей.6

Род Homo

Перейдем теперь к современному роду человекоподобных, то есть к роду Homo. Ископаемых окаменелостей этого рода найдено гораздо больше и они моложе, чем ископаемые останки австралопитеков, и поэтому можно было бы ожидать, что научные результаты здесь будут яснее. К сожалению, это не так. Ниже мы увидим, что все то, что затуманивает картину происхождения и эволюции древних гуманоидов, остается в силе и при изучении окаменелых останков гуманоидов, принадлежащих к роду Homo.

До недавнего времени считалось, что род Homo включает в себя всего три вида: Н. habilis, H. erectus, и Н. sapiens ("Человек Разумный"), причем последний вид (особи которого отличаются большим, современного типа мозгом) делится на два подвида: Неандертальский Человек и Современный Человек, единственный гуманоид, доживший до наших дней.

За каких-нибудь десять лет от этого представления не осталось ни следа. Род Homo, как теперь считается, состоит не из трех, а из семи видов.7 Новые раскопки дали новые виды -Н. Ergaster and H. rudolfensis, а новая классификация прежних данных прибавила виды Н. heidelbergensis и Н. neandertha-lensis. Неправильное понимание, проявленное палеонтологами при изучении окаменелостей раннего Homo, обсуждается в статье, опубликованной в знаменитом английском журнале "Нэйчер".8 Статья, под насмешливым заглавием: "Так кто же он, 'настоящий' Homo habilis?" описывает все недоразумения вокруг найденной при раскопках окаменелости, известной под названием ОН-62, и делает следующий вывод: "Новая окаменелость бесцеремонно показывает нам, как мало мы знаем о ранних этапах эволюции Homo."

Homo sapiens

Интереснее всего в науке, конечно, те вопросы, которые связаны с Homo sapiens - тем видом гуманоидов, к которому мы принадлежим. Поскольку Homo sapiens существует сейчас, законно было бы предположить, что научные сведения о нем более или менее однозначны. На самом же деле, и по поводу происхождения нашего вида гуманоидов между палеоантропологами весьма часто разгораются жаркие научные баталии.

В настоящее время существуют две противостоящие друг другу научные теории, обе претендующие на правильное объяснение эволюционной истории современных людей. Эти конкурирующие школы научной мысли пользуются двумя совершенно разными методами исследования. Одна из них ставит ударение на традиционном изучении доисторических ископаемых окаменелостей, тогда как вторая использует современный метод - молекулярную биологию, исследуя ДНК различных человеческих рас для выяснения" их эволюционной истории. Можно было бы предполагать, что эти два дополняющих друг друга подхода приведут к сходным выводам, где результаты обоих методов подтверждают друг друга. Этого, однако, пока не произошло. Представители конкурирующих направлений воюют друг с другом уже более десяти лет, и шум битвы не утихает и по сей день.

Одна из этих теорий, известная под названием "Все мы из Африки", утверждает, что все живущие в настоящее время люди произошли от одной-единственной африканской праматери, которая жила около 200 000 лет тому назад. Противоположная теория, так называемая "мультирегиональная", настаивает, что человеческие расы появились независимо друг от друга в разное время и в разных районах мира, примерно там, где они живут сегодня. В 1992 году журнал Scientific American, желая установить некоторый порядок в этом вопросе, предложил каждой из соперничающих школ изложить свою позицию в статье.

Статьи эти были опубликованы одна вслед за другой9, 10 и представляют собой весьма поучительный материал для чтения, по следующим любопытным причинам. Прежде всего, каждая сторона категорически утверждает, что истинность ее теории установлена в настоящий момент с непререкаемой достоверностью.

Защитники позиции "африканистов" пишут: "После многолетних разногласий, мы победили в споре. Палеонтологи признают, что мы были правы, а они ошибались."

"Мультирегионалисты" отвечают им на это: "Летопись ископаемых окаменелости является подлинным свидетельством эволюции человека. ...наша теория сочетает в себе всё, что известно об ископаемых останках человека, а также сведения из археологии и из генетики."

Читатель может задаться вопросом: как получилось, что две группы серьезных ученых, исследуя один и тот же материал, приходят к диаметрально противоположным выводам. Но при изучении происхождения человека такое происходит сплошь и рядом. Профессор Дэйвид Пилбим замечает, что "...данные, получаемые при изучении окаменелостей, не исключают практически ни одной теории происхождения человека."11

Интересно также, что каждая из сторон, принимающих участие в дискуссии на страницах журнала Scientific American, утверждает, что методы исследования, применяемые противной стороной, являются в корне ошибочными и методически некорректными.

Мультирегионалисты так характеризуют методику своих оппонентов:

Их данные опираются на показания неисправных "молекулярных часов"... их гипотезу следует отбросить, ибо она логически несостоятельна.

Африканисты же, подвергая критике данные, полученные их противниками на основании изучения ископаемых окаменелостей, выражаются так:

Ископаемые окаменелости в принципе не допускают объективной интерпретации... Предвзятое мнение, изначально заложенное в палеонтологе, мешает ему видеть факты... Палеонтологическая летопись до нелепости отрывочна и неполна... такой подход к изучению окаменелостей может завести исследователя в эволюционный тупик.

Как же быть, если авторитеты абсолютно не способны прийти ни к какому согласию? Данные генетических исследований - "несовершенны по самой своей природе" или "вполне убедительны?" Изучение ископаемых артефактов и окаменелостей - дает ли оно "обширный свод вполне надежных данных" или в нем "изначально заложено предвзятое мнение"? Генетическая информация - "полный и объективный набор данных" или "набор притянутых за уши допущений?" Куда девались общепринятые нормы научной объективности?

Взглянем на этот материал с другой стороны - глазами исследователей, не принадлежащих ни к тому, ни к другому лагерю и потому, может быть, смотрящих на дело более объективно.

Алан Темплтон, профессор Вашингтонского Университета, подвергает резкой критике генетические данные, используемые сторонниками гипотезы "Все мы из Африки": "Эта [африканская] гипотеза скорее всего просто никогда и не возникла бы, если бы исходные данные были проанализированы правильно."'12

Что касается методов работы сторонников мультирегиональной теории, о них весьма критически отзывается Эрик Тринкаус, профессор Университета в Нью-Мексико и ведущий специалист по Неандертальскому Человеку, который считает, что в данном случае нельзя полагаться исключительно на результаты раскопок. Он отмечает, что разные исследователи, изучая одни и те же окаменелости, приходят к выводам прямо противоположным, причем каждый из них уверен, что фактические данные поддерживают именно его теории. Тринкаус пишет:

Окаменелости [останков Неандертальского Человека], найденные в Сен-Сезере, оказались замечательным зеркалом, которое отражает убеждения тех, кто в него смотрят... сконструированным ими гипотезам придана такая гибкость, что их теперь не опровергнуть никакими данными.13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Правильный вывод из всех этих гипотез и контр-гипотез заключается, по-видимому, в том, что обе стороны правы, осуждая методы анализа, применяемые оппонентами, и поэтому ни у той, ни у другой стороны нет ни достоверных доказательств своей теории, ни даже достоверной теории. Читатель, не забывай об этом, когда услышишь в очередной раз, что знаменитый профессор такой-то выступил с новой теорией происхождения человека, заверяя, что только его теория "четко и убедительно" подтверждается данными научных изысканий. Как мы уже видели, то, что для одного авторитетного специалиста четко и убедительно, для другого - "несовершенно по самой своей природе и основано на длинной цепи допущений".

В свете такого причудливого положения вещей легко понять горечь профессора Тринкауса по поводу тенденции палеоантропологов видеть в ископаемых окаменелостях все то, что им хочется увидеть. Тринкаус пишет:

Изумляет - и обескураживает - та легкость, с которой спорящие стороны приспосабливают одни и те же палеонтологические находки к совершенно разным выводам относительно эволюции рода человеческого. Положив рядом и сопоставив статьи конкурирующих авторов, читатель явственно ощущает, что очутился в романе Кафки.14

ПРИМЕЧАНИЯ

1N. Eldredge and I. Tattersall, 1982, The Myths of Human Evolution (Columbia University Press: New York), стр. 120.

2Eldredge and Tattersall, стр. 2.

3Т. D. White, G. Suwa, and B. Asfaw, 1995, Nature, том 375, стр. 88.

4Y. Coppens, июль 1994, Scientific American, стр. 62-69.

5M. Leakey and A. Walker, June 1997, Scientific American, стр. 60-65.

6D. Pilbeam, March 1984, Scientific American, стр. 63-69.

7В. Wood, 1987, Nature, том 327, стр. 187-188.

8I. Tattersall, January 2000, Scientific American, стр. 38-44.

9A. C. Wilson and R. L. Cahn, April 1992, Scientific American, стр. 22-27. Статья называется: "The Recent African Genesis of Humans."

10A. G. Thome and M. H. Wolpoff, April 1992, Scientific American, стр. 28-33. Статья называется: "The Multiregional                  Evolution of Humans."

11D. Pilbeam, 1980, в сборнике: Major Trends in Evolution, под ред. L. K. Konigson (Pergamon Press: London), стр. 267.

12A. R. Templeton, 1992, цитировано по: Scientific American, май 1992, стр. 80.

13E. Trinkaus and P. Shipman, 1993, The Neanderthals (Jonathan Cape: London), стр. 379.

14Trinkaus and Shipman, стр. 390.