К оглавлению "РАМБАМ"
К оглавлению "Морэ Невухим"
Глава 23
("выход") - антоним
к ("вход"). Слово используется для описания выхода тела из того места, где оно пребывало, в другое место - независимо от того, является ли тело одушевленным или неодушевленным: "...вышли они из города...",1 "Если выйдет огонь...".2
В переносном смысле это слово обозначает явление3 того, что
никоим образом не телесно: "Слово вышло из уст царя...";4 "Ибо дойдет
(, букв. "выйдет") дело царицы [до всех женщин]"5 - здесь подразумевается воздействие6 этого дела; "Ибо из Сиона будет
исходить учение".7 Подобно
этому во фразе "Солнце вышло на землю"8 подразумевается
появление света.
И в соответствии с этим переносным значением употребляется всякое выражение о (выходе), относящееся к
Нему, да превознесется Он: "Ибо вот,
Господь выходит из места Своего"9 - явится Его повеление,10
ныне скрытое от нас,11 или, иначе говоря, возникнет нечто новое,12
чего прежде не было; ибо всякое новое событие,13 [исходящее] от Него,
да превознесется Он, приписывается Его повелению: "Словом () Господним небеса сотворены,
дуновением уст Его - все воинство их",14 по аналогии с деяниями, исходящими15 от государей, для которых орудием осуществления16 их воли служит речь. Он же,
Превознесенный, не нуждается
в орудии, чтобы действовать, Его действие вершится одной только волей,
и, значит, в частности, без всякой речи,
как это будет разъяснено в дальнейшем.17
И поскольку, как мы объяснили выше, явление какого-либо из Его деяний
метафорически обозначается как (выход), и говорится:
"Ибо вот, Господь выходит из места Своего",18 прекращение19
таковых деяний, также происходящее по Его воле, метафорически
обозначается как (возвращение). И сказано: "Пойду Я, возвращусь () в место Свое";20
смысл этого: пребывавшая среди нас Шехина удалилась от нас и вследствие этого Провидение21 оставило нас,22 как сказал об этом [Бог], предостерегая: "И скрою Мое лицо от них, и будут
они истреблены".23 Ибо тот, кого оставило Провидение, оказывается беззащитным24 и становится мишенью для всего, что может случиться и произойти, так что и благо его, и беда
зависят от случая. Сколь грозно такое предостережение! На это и указывает
речение: "Пойду Я, возвращусь
в место Свое".25
Продолжение