К оглавлению "РАМБАМ"

К оглавлению "Морэ Невухим"

Глава 36

В дальнейшем, когда буду говорить об атрибутах, я объясню тебе, в каком смысле говорится, что нечто угодно Богу или что нечто вызывает Его гнев и ярость;1 в этом же смысле говорится и о некоторых индивидуумах, что Бог благоволит к ним или что они вызывают Его ярость и гнев. Разъяснение этих понятий не есть тема настоящей главы; ее тема заключается в том, что я изложу теперь.

Знай, что если ты обозришь всю Тору и все книги пророков, ты не встретишь ни слова (ярость), ни слова (гнев), ни слова (ревность) по отношению к чему-либо, кроме только идолопоклонства;2 ты не найдешь, чтобы именовался ў (врагом Господа), или (противником), или (ненавистником) кто-либо, кроме только идолопоклонника. Сказано: "... и вы станете служить чужим богам... и возгорится гнев Господа на вас..."; 3 "Чтобы не возгорелся гнев Господа, Бога твоего, на тебя";4 "...гневя Его делами рук своих";5 "они пробуждали ревность Мою () не-богом, гневили Меня суетами своими...";6 "Ибо Бог ревнующий - Господь";7 "Зачем же гневили они Меня идолами своими";8 "...от того, что разгневали Его сыновья Его и дочери Его";9 "Ибо возгорелся пламень гнева Моего";10 "Мстит Он врагам Своим, воздает противникам Своим";11 "Доколе не прогонит врагов Своих от Себя";12 "...что ненавидит Господь, Бог твой";13 "...ибо все, чем гнушается Господь, что ненавидит Он...".14 Подобных примеров слишком много, чтобы их можно было перечислить, однако, если ты просмотришь все Писания, ты найдешь их.

И пророческие книги столь резко выделяют это [отношение] из-за того, что речь идет о ложном воззрении, относящемся к Нему, (да превознесется Он!), то есть о служении идолам. Ибо отклонение от истины того, кто убежден, будто Зайд15 стоял, в то время как [на самом деле] он сидел, не столь велико, как отклонение того, кто считает, что огонь располагается ниже воздуха или вода - ниже земли,16 или что земля плоская и тому подобное. И отклонение этого второго от истины не таково, как отклонение того, кто считает, будто солнце состоит из огня или что небо - полусфера и тому подобное. И отклонение от истины со стороны этого третьего не таково, как отклонение того, кто считает, будто ангелы едят, пьют и тому подобное. И отклонение от истины со стороны этого четвертого не таково, как отклонение того, кто считает должным поклоняться чему-либо, кроме Бога. Ибо насколько предмет, к которому относятся неверие17 и невежество, значителен (то есть обладает высоким уровнем бытия), настолько тяжелее они в сравнении с теми, что относятся к более низкой ступени. Под неверием я подразумеваю убеждение о некоей вещи, противоположное тому, какова она есть на самом деле. Под невежеством же имею в виду неведение о том, что узнать возможно. Ибо невежество того, кому неведомо, какую часть объема занимает конус в цилиндре, или не известно о шарообразности солнца, не таково, как невежество того, кому не ведомо, существует ли Божество или нет Божества, правящего миром.18 И неверие полагающего, что конус составляет половину цилиндра19 или что солнце - диск, не таково, как неверие того, кто мнит, что существует более одного Божества.20

Ты же знай, что всякий, кто совершал служение идолу, не служил ему так, как будто нет другого божества кроме него; и никогда не воображал ни единый из людей прошлого и не будет воображать кто-либо в грядущем, будто форма, сделанная им из литого металла, из камня или из дерева, и есть та форма, которая сотворила небо и землю и которая правит ими; в действительности же ей поклоняются как символу21 сущности, посредничающей между нами и Богом, о чем ясно говорит речение: "Кто не убоится Тебя, Царь народов? Ибо Тебе единому принадлежит это...".22 И сказано: "[Ибо от восхода солнца и до заката его велико Имя Мое среди народов] и в каждом месте воскуряют Мне и приносят [жертву и чистый дар]".23 Здесь указывается на то, что и по мнению [язычников Бог] является первопричиной, как мы это объяснили в нашем большом сочинении.24 Это не оспаривал ни один из людей нашего Закона.

Однако, хотя эти неверные признают существование Божества, их неверие относится к тому, что подобает только Ему, да превознесется Он, а именно к поклонению и почитанию, о которых сказано: "Поклоняйтесь Господу..."25 и назначение которых состоит в том, чтобы в народе26 утвердилась убежденность в Его существовании.27 Они возомнили, будто [поклонение и почитание] подобает и другой, отличной от Него [сущности], что привело к исчезновению в народе веры в Его существование,28 ибо масса26 воспринимает только сами культовые действия, а не их смысл и истинную сущность того, кому посвящен культ.29 В виду этого обстоятельства они заслужили смерть, как сказано в Писании: "Не оставляй в живых ни души".30 Там же разъяснено, что смысл [этого повеления] в том, чтобы искоренить ложное воззрение, дабы оно не погубило других, как сказано: "Дабы они не научили вас делать [подобное всем мерзостям их]...".31 И названы они врагами, ненавистниками и противниками, и сказано, что поступающий так вызывает ревность, гнев и ярость. А как же тот, чье неверие относится к сущности Его, да превознесется Он, тот, чье верование представляет Его противоположно тому, каков Он на самом деле? Я имею в виду тех, кто не верит в Его существование, кто верит в существование двух [богов], кто считает Его телесным или верит, что Ему присущи аффекты или приписывает Ему какой бы то ни было недостаток. Такие люди, без сомнения, хуже тех, которые поклоняются идолу, считая его посредником или способным приносить пользу или вред.32

Так что знай, что пока ты веришь в соматизм или [приписываешь Ему] какое-либо из телесных состояний, ты вызываешь ревность, гнев и распаляешь огонь ярости, ты - ненавистник, враг и супротивник гораздо более тяжкий, чем идолопоклонник.

А если тебе на ум придет мысль, что исповедующий соматизм может быть оправдан тем, что был воспитан на этих понятиях, или тем, что он глуп и постижение его ограничено, то ведь того же убеждения мы должны будем придерживаться и в отношении поклоняющегося идолам, поскольку он поклоняется им только по глупости или вследствие воспитания: "обычая отцов своих они придерживаются".33 А если ты скажешь, что внешний смысл Писания вверг их в это заблуждение, то знай, что и у поклоняющегося идолам причиной поклонения была фантазия и ущербные представления.34 Так что нет оправдания тому, кто не доверился авторитету истинных созерцателей, несмотря на свою неспособность к умозрению, - ведь я не обвиняю в неверии того, кто не может доказать отрицание телесности, а лишь того, кто не принимает на веру такового отрицания, тем более что существует толкование Онкелоса и толкование Йонатана бен Узиэля (мир им!), которые предельно удаляются от соматизма. В [уяснении] этого и состояла цель настоящей главы.35


Продолжение