К оглавлению "РАМБАМ"

К оглавлению "Морэ Невухим"

Глава 66

"И скрижали эти были делом Бога".1 Этими словами [Писание] желает сказать, что скрижали были порождением природы, а не искусства,2 ибо все природные сущности3 именуются "делами Господа": "Видели они дела Господни".4 И после перечисления всевозможных природных сущностей, таких как растения, животные, ветер, дождь и тому подобное, говорит [псалмопевец]: "Сколь многочисленны дела твои, Господи!".5 И еще более ярко эта атрибуция выражена в словах: "кедры ливанские, которые Он насадил"6 - поскольку кедры существуют благодаря природе, а не искусству, говорится, что Бог их насадил.

Таково и речение: "письмена Божии";7 смысл принадлежности [письмен] Богу разъясняется сказанным ранее: "начертанные перстом Божиим".8 Слова "перстом Божиим" имеют тот же смысл, что и выражение "дело перстов Твоих",9 относящееся к небесам, о которых сказано также, что они созданы речением: "Словом Господним небеса сотворены".10 Таким образом, очевидно, что наделение вещи существованием11 метафорически передается в тексте такими выражениями, как (сказывание) или (говорение), и про ту же самую вещь, о которой сказано, что она создана речением, говорится, что она "дело перста". Поэтому выражение ("начертанные перстом Божиим") равносильно словам ("[начертанные] по слову Божьему"), и если бы такое речение "по слову Божьему" было бы действительно употреблено, оно было бы равносильно выражению , то есть "по Его воле и желанию".12

Удивительно толкование, которого в этом вопросе придерживается Онкелос, ибо он переводит [обсуждаемое выражение] как ў ("начертанные перстом, [принадлежащим] Господу").13 Таким образом, он понимает "перст" как некую сущность, принадлежащую Богу, и толкует слова "перст Господний" подобно выражениям "гора Господня",14 "посох Господний".15 Этим он желает сказать, что [перст] представлял собой сотворенное орудие, которое вырезало [письмена] на скрижалях по воле Бога.16 Я не ведаю, что принудило его к этому, ведь проще было бы перевести ў ("начертанные словом Господним"), по аналогии с речением: "Словом Господним небеса сотворены".17 Неужели ты считаешь существование письмен на скрижалях более чудесным,18 чем существование звезд в небесных сферах? И как эти последние [исходят от] изначальной воли,19 а не изготовлены при помощи какого-либо инструмента, так же и письмена начертаны изначальной волей, а не инструментом. Тебе известно, что согласно написанному в Мишне, "десять вещей было создано [в канун субботы]20 в сумерках",21 и среди них - "Писание и письмена".22 Это указывает на наличие среди народа23 согласия24 в том, что письмена на скрижалях подобны всем прочим изначальным творениям,25 как мы разъяснили это в Комментарии к Мишне.


Продолжение