К оглавлению "РАМБАМ"

К оглавлению "Морэ Невухим"

Глава 68

Тебе известно знаменитое речение, высказываемое философами о Боге, да превознесется Он, а именно речение о том, что Он - разум,1 разумеющий и разумеемое,2 и что все эти три аспекта3 в Нем, да превознесется Он, и Он Сам4 есть нечто единое,5 в чем нет множественности. Мы упоминали об этом уже в нашем большом сочинении, 6 поскольку, как мы объяснили там, это основа нашего Закона - я имею в виду, что Он один и только один, и что с Ним не может быть соотнесено что-либо, не тождественное Ему; не существует ничего предвечного, отличного от Него.7 И поэтому говорится "жив Господь",8 а не "жизнь Господа", поскольку Его жизнь не есть нечто, отличное от Него,9 как мы уже разъяснили в связи с вопросом об отрицании атрибутов.10 И нет сомнения в том, что для всякого, кто не изучал сочинений, трактующих о разуме,11 кто не постиг сущность разума и кому неведома его чтойность, кто не понимает его иначе как по аналогии с тем, как понимает он эйдос белизны или черноты, понимание этого положения будет чрезвычайно трудным. Для него наше утверждение о том, что Он - разум, разумеющий и разумеемое, аналогично утверждению, будто белизна, белое и белящий - одно и то же. И сколь многие невежды поспешат опровергнуть наши слова на основании этой аналогии или чего-либо подобного. И сколь многие из тех, кто воображает себя учеными мужами, затрудняются понять это утверждение и считают знание его действительной логической необходимости недостижимым для умов.12 На самом же деле это положение аподиктическое и очевидное,13 если принять во внимание разъяснения, данные философами, занимающимися теологией;14 я растолкую тебе то, что они доказали.

Знай, что человек, перед тем как уразуметь что-либо, - разумеющий в потенции; когда же он разумеет некоторую вещь (скажем, когда он уразумевает форму вот этого конкретного15 дерева,16 отделяя форму оного от материи и представляя [в разуме]17 чистую форму - ибо в этом состоит действие разума)18 - тогда он становится актуально разумеющим. И разум, который при этом обрел актуальность, есть чистая форма дерева в его уме,19 ибо разум не есть нечто отличное от разумеемого понятия.20 Таким образом тебе стало ясно, что разумеемый предмет ([в нашем примере] - чистая форма дерева) есть то же, что приобретший актуальность разум, и не существует разума и разумеемой формы дерева как двух разных вещей, ибо актуальный разум не есть нечто другое, кроме того, что разумеемо. И то, посредством чего форма дерева была уразумлена и абстрагирована, то есть разумеющий, есть, несомненно, разум, обретший актуальность, поскольку для всякого разума действие тождественно сущности, так что актуальный разум не есть нечто одно, а его действие нечто другое.21 Ибо истинная реальность22 разума23 и его чтойность есть постижение, поэтому не мни, что актуальный разум есть нечто существующее само по себе, отдельно от постижения, и что постижение есть нечто другое, что присутствует в нем. Напротив, самый разум и его истинная реальность есть постижение, и всякий раз, когда ты полагаешь разум в качестве актуально существующего,24 он есть постижение разумеемого - это совершенно ясно для того, кто искушен в умозрении такого рода.

Итак, ясно, что действие разума, каковым является постижение, есть его истинная реальность и сущность, и, значит, то, посредством чего была абстрагирована и постигнута форма вот этого дерева, то есть разум,25 тождествен разумеющему. Ведь разум есть то самое, что абстрагировало и постигло форму дерева, и в этом и состоит его деятельность, в силу которой он называется разумеющим, и эта деятельность есть его сущность. Таким образом, в том, что полагается26 как актуальный разум, нет ничего, кроме формы этого дерева. Тем самым очевидно, что, когда разум является актуально существующим, этот разум тождествен разумеемому предмету. Также разъяснилось, что деятельность всякого разума, выражающаяся в том, что он является разумеющим,27 есть его самость.28 Следовательно, разум, разумеющий и разумеемое - одно и то же, все то время, пока разум находится в актуальном состоянии.

С другой стороны, когда он полагается как существующий потенциально, разум в потенции и разумеемое в потенции с необходимостью суть две различные вещи. Например, если ты говоришь о вот этом материальном разуме,29 которым обладает Зайд, как о разуме в потенции, и, точно так же, вот об этом дереве, как о разумеемом в потенции, то это, несомненно, две различные вещи. Но когда [разум] переходит из [потенции] в акт и форма дерева становится разумеемой актуально, тогда разумеемая форма тождествена разуму. И этим самым разумом, который есть актуальный разум, она была абстрагирована и уразумлена, ибо все то, чьи деяния существуют, само существует актуально.30

Итак, разум в потенции и разумеемое в потенции всегда суть две различные вещи. Но все, что пребывает в потенции, непременно должно иметь субстрат,31 который несет в себе эту потенцию, например, [для потенциального разума это] человек. Таким образом, здесь существуют три различные вещи: человек, несущий в себе потенцию, то есть потенциально разумеющий, сама эта потенция, то есть потенциальный разум, и тот предмет, который предстоит уразуметь, то есть разумеемое в потенции - скажем, как в нашем примере человек, материальный разум и форма дерева; это - три различных аспекта. Но когда разум обретает актуальность, эти три аспекта становятся одним, и ты никогда не встретишь разум как нечто отличное от разумеемого, если ты не берешь его в потенции.32 Но, как было доказано, Бог, могучий и великий, есть актуальный разум, которому совершенно не присуща потенциальность (как было разъяснено33 и как в дальнейшем будет доказано),34 так что Он не бывает временами постигающим, а временами не постигающим, ибо Он - разум, актуальный постоянно.35 Отсюда с необходимостью вытекает, что Он и постигаемое Им суть нечто единое - Его самость.36 И действие разумения, в силу которого Он называется разумеющим, есть то же самое, что разум, который есть Его самость, поэтому Он всегда есть разум, разумеющий и разумеемое. Итак, ты уяснил, что утверждение о нумерическом тождестве разума, разумеющего и разумеемого справедливо не только для Творца, но и для всякого разума. Так что и в нас, когда наш разум актуален, разумеющий, разум и разумеемое едины, только мы переходим из потенциального состояния в актуальное лишь в отдельные моменты времени.37 Также и нематериальный разум - я имею в виду Деятельный Разум38 - иногда встречает препятствие для своих действий,39 и хотя препятствие порождается не его сущностью, а чем-то внешним, в этом выражается некоторая подвижность40 этого разума, принадлежащая ему акцидентально. Однако в настоящий момент мы не намереваемся разъяснять этот вопрос; мы намеревались лишь отметить, что особенность, принадлежащая Ему одному, да превознесется Он, и отличающая Его [от всего остального], состоит в том, что Он - разум, актуальный постоянно, чье постижение не встречает препятствий - порождаемых ли его сущностью, или чем-либо другим [что не есть он],41 из чего с необходимостью вытекает, что Он - разумеющий, разум и разумеемое постоянно и вечно.42 И сущность Его тождественна и разумеющему, и разумеемому, и разуму, как должно быть во всяком актуальном разуме. В настоящей главе мы повторяли это положение неоднократно, поскольку умы [людей]43 чрезвычайно далеки от этого представления. И я не думаю, что ты можешь спутать разумное представление с воображаемым, с воспринимаемым воображающей способностью образом чувственно-воспринимаемого, ведь настоящий трактат написан только для того, кто занимался философией и усвоил то, что разъясняется [в ней] по поводу души и всех ее сил.


Продолжение