Mati Neriya

Я сталкивался с ребятами, которые приехали вместе со мной, они не знают, где находится какая-то улица в Иерусалиме, через которую они ездят постоянно каждый день. То есть, ты живешь в своем замкнутом пространстве, интересуешься только тем, что было раньше, не расширяешь свой круг видения …  Идея гиюра – это не просто способ получить какой-то сертификат, а нужно перейти в этот мир, войти в этот народ, который заключил соглашение с Творцом и, соответственно, заключить это соглашение самому, создавать, изменять что-то. Смотришь на эту страну и воображаешь, что еще сто лет назад ничего этого не было, и настолько все стремительно происходит – и ты можешь быть участником всего этого. Понятно, что и без гиюра можно быть участником. Но получается так, что когда ты берешь на себя ответственность...  Допустим, что мои родители ничего не исполняли, бабушка и дедушка что-то исполняли. Но обязанность-то есть, и она не выполняется. Папы у меня нет, дядя и тетя не считаются, п.ч. они с еврейством очень не дружат. Но ответственность от этого никуда не уходит, и значит, надо ее кому-то выполнять. Когда ты понимаешь, что надо выполнять и уходишь от ответственности … Это то, о чем в Торе написано: "Поколения, поколения и поколения – пока не вспомните Меня и не вернетесь. И вот тогда все будет". Когда ты проходишь гиюр искренне, а не так, чтобы было записано в теудат зеут, и не потому, что интересно, - а когда ты видишь в себе отголоски  своей души, ты видишь в себе отражение Бога (говорят, что Бог – это весь мир). И значит, надо к этому стремиться более естественно, более органично. Когда ты делаешь брит, окунаешься в микву, меняешь имя, то ты действительно меняешь свою судьбу. В Советском Союзе тебе все говорят, что ты не сможешь, у тебя не получится, никто в тебя не верит, а тут ты встречаешь людей, которые тебе говорят: "Мы так ждали алию из России, так здорово, что вы приехали". Вы не представляете, сколько мы видели. Я встречал как-то одну семью, он из Америки, они живут в Реховоте. Он ездил в Москву, помогал какие-то вещи привозить, за ним кгб-шники бегали – и для него, который своими руками содействовал началу алии, это просто бальзам на душу. В первые дни меня всегда спрашивали: "ты русский", и сейчас я имею право ответить: "я русскоговорящий". Своими поступками ты вносишь ясность, что кроме, как пить водку и заниматься всякой ерундой, ты можешь быть на одном уровне. Многие думают: "Зачем ему этот гиюр?". Кто эти люди, чтобы я им что-то доказывал? Но потом я для себя выработал такую формулу (на своем примере). Мой папа был электрик. И вот я прихожу в Электрическую компанию и говорю: "Примите меня на работу, потому что мой папа был электрик". А как же учиться? А как же знать технику безопасности? То же самое, когда гиюр проходят: "примите меня, у меня папа был еврей". То есть пока не дойдешь до этой мысли, что значит быть электриком, что значит быть евреем – со светом мы очень хорошо работаем, и с внутренним, и с внешним – также и фамилия моя такая, я в Хануку родился, и у меня со светом все связано. И я тоже думаю, что это не случайно, поскольку нет ничего случайного. И когда ты постоянно видишь все эти вещи, которые переплетаются …
Несмотря на все сложности, надо работать над собой. Еврейский путь – это постоянно над собой работать, стремиться к совершенству.

После того, как я прошел гиюр 8 лет назад, я оглядываюсь назад, сколько было у меня в жизни, в скольких местах я побывал – надо было просто подготовиться к алие – сейчас я солдат, люди просто подходят: "хочешь, я тебе салатик закажу?". Дедушка на остановке автобуса "Маханэ Йегуда" говорит: "Я служил 40 лет назад" и рассказывает о себе. И ты себя чувствуешь частью общества настолько гармонично. То есть когда ты стремишься быть единым с народом, обществом, то общество тебя принимает. Когда ты учишься с ребятами, которые приехали из Южной Америки и из других стран, ты видишь, что несмотря на то, что они все из разных стран, у них общий язык, общая ментальность, общий темперамент. А русскоязычные раздроблены, они сидят по своим пабам, и никто между собой не общается, потому что каждый видит только свое: "А, ты из Сибири, из Узбекистана, а ты из Питера – все вы такие снобы". А смотришь на тех ребят и понимаешь, что у них можно чему-то научиться. Ты постоянно черпаешь, совершенствуешься и не для того, чтобы стать совершенным, а наоборот, чтобы это совершенство уходило дальше в мир выше. Это как считается, что нельзя учить Тору для того, чтобы учить Тору. Взаимодействие людей и всеобщее развитие всего общества как такового. Вот я в армии сейчас нахожусь, меня часто спрашивают: "Чего это ты в 27 лет пошел служить в боевые части?". Да, поначалу было сложно, но когда я начинаю бежать вместе с ребятами, которые самые скоростные … В том то и дело, что геройство необходимо. Меня позвали вначале на не боевую службу, мне говорили: "Тебе 26 лет", но я сказал: "Я хочу в боевые части". Три раза я гонял в Тель-а-шомер, и в итоге мне назначили интервью, и я призвался. Я попал в Голани. Я понимал, что это очень престижно, но солдату-одиночке в таком возрасте, как я или как мой брат (ему тоже 26 лет, и он служит вместе со мной) непросто. Мой брат нерелигиозный, но это нам не мешает, и это очень важно. Он тоже видит проблему в моей религиозности, но когда начинаешь с ним говорить о тех вещах, которые ему стоит знать (идеология, принципы, вера), то видишь, что на самом деле, ему все в принципе нравится. Да, у нас разные характеры, разные выборы, но это же ничего не меняет, это не означает, что мы перестали быть братьями. И суть гиюра - это процесс перемешивания, как бы добавление специй, и жизнь приобретает вкус, смысл. Я помню, когда мне делали обрезание, я просто лежал и улыбался – ты понимаешь, что ты прямо сейчас меняешься. До этого я думал: "а как я справлюсь?", а теперь пришло понимание, что да, я справлюсь. Способ? Это зависит от тебя и соответственно результаты зависят от твоего правильного выбора. Счастье заключается в том, что у тебя появляется правильный выбор, и чем больше ты его реализуешь, тем больше ты продвигаешься в своем развитии и в становлении тебя как личности. И ты понимаешь, что эти неполные 3 года процесса твоего стремления и возвращения намного весомее всех 26-ти лет, что ты был там. Но эти 26 лет должны были быть, иначе, как же бы я понял, что мое место здесь, а не там. Там ничего не получалось у еврея с его галутом, и это правильно, хорошо, это здорово. Тут я удостоился увидеть три свадьбы трех моих подруг из Сибири. Мне даже удалось поспособствовать их переезду сюда, и это счастье. И очень важно помочь новому репатрианту справиться с какими-то проблемами, потому что ты с ними сам когда-то сталкивался. Это важно, потому что мы один за другого. И когда ты прошел гиюр, у тебя уже нет в этом сомнений. А если приедет еще один человек и позаботится о ком-то еще, то приедет еще один, а то и семья – это же то, что надо. Это возвращение, это процесс, которому мы будем активно содействовать. Были ребята из Ашдода, которые мечтали приехать сюда, но у них не было нужных документов, подтверждающих их право на репатриацию. Им сделали анализ ДНК. Я недавно у них был, они уже начали интересоваться гиюром. Я сам знаю, как это поначалу сложно: "а что о тебе подумают?", "что скажет мама, которая видит в религии только сплошные мракобесия", а с другой стороны, ты понимаешь, что ты это уже прошел, и ты говоришь: "если я прошел, то почему ты-то не пройдешь?"

Запись на курсы по подготовке к гиюру - здесь.
Расписание занятий курса по подготовке к гиюру вы сможете найти - здесь.